Статья «Дополнительное образование»
РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Егорова Нюргуяна Николаевна учитель ИЗО и технологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Маарская общеобразовательная средняя школа»
Нюрбинский район
Республика Саха (Якутия)
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образовательная система должна переосмыслить все учебные предметы с учетом новых социальных и психолого-педагогических позиций. Поэтому одной из важнейших проблем современного общества является развитие творческого потенциала человека, и в особенности – подростка. Это явление ставит перед современной школой социальный заказ не в подготовке исполнителей, а в подготовке творчески мыслящих людей, людей с активной жизненной позицией. Решение этой проблемы является необходимым условием для повышения общего уровня социального интеллекта общества, способности людей производить и усваивать новые знания.
В настоящее время ценность образования, получаемого выпускниками средних общеобразовательных школ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), все чаще измеряется не столько глубиной научных знаний, сколько способностью осмыслить свое место в мире, самостоятельно осваивать образцы профессиональной, гражданской, эстетической и трудовой культуры. Среди качеств, необходимых сегодняшнему выпускнику школы для осуществления будущих профессиональных, общественных, семейных функций, особое значение имеет готовность к творческой деятельности, уровень развития духовных и творческих способностей, выработка умений создавать и открывать новое. Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от степени сформированности творческого потенциала, творческих способностей каждого гражданина. Сейчас, когда мы сталкиваемся с необходимостью переработки больших потоков поступающей информации, общество как никогда нуждается в знающих, способных к творческой деятельности людях. Воспитать и развить такую личность – одна из задач современной общеобразовательной школы.
Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности. Системообразующими характеристиками творческой личности являются продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе; творческая инициатива; жажда познания и преобразования; чувствительность к проблеме, новизне; потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач; критичность ума; самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем. Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, характеризующемся такими понятиями как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «самовоспитание», «самоуправление», «самоорганизация», «самообразование», «саморазвитие», «самоопределение» и др. О динамике развития творческого потенциала учащихся судят по развитию таких личностных новообразований, как:
способность открытия нового знания;
появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
владение новыми (для личности) способами деятельности;
импровизационность (способность внезапно принимать решение);
расширение поля интеллектуальной активности;
креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Сегодня существует множество определений творческого потенциала личности, но все они схожи в том, что творческий потенциал напрямую связан с потребностью человека творить, то есть просто с творчеством или, как сейчас говорят, с креативностью. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации.
Для совершенствования общего образования, его гуманитаризации большими возможностями обладает система дополнительного образования Дополнительное образование, существующее как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе. Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников
Учреждения дополнительного образования в Республике Саха (Якутии) имеют свою богатую историю. В середине 20-х г.г. дети могли заниматься лишь в клубах по интересам. Первым государственным внешкольным учреждением стал Дворец пионеров и школьников в г.Якутске, открывшейся в далеком 1937 г. Об этом как об очень важном и большом событии в жизни республики, сказал тогда в своем интервью газете «Пионерская правда» патриот и писатель Платон Алексеевич Ойунский [49,с.23].
Сегодня в станциях юных техников, центрах детского технического творчества и их филиалах работают кружки по таким направлениям: авиа,
ракетомоделирование, бытовая техника, судомоделирование, автомоделирование, радиоэлектроника, сельскохозяйственная техника, технические игрушки, начально-техническое моделирование и по техническим видам спорта, как авиа-ракетомодельный спорт, судомодельный спорт, картинговый спорт, авто-мотоспорт, автотрассовый спорт.
В настоящее время в области дополнительного образования школьников республики создается система координации деятельности образовательных учреждений, культуры, творческих союзов в создании единого этнохудожественного пространства с целью приобщения детей к основам народной культуры и искусства. В республике Саха (Якутия) прикладное творчество как разновидность искусства отличается фантазией, полётом творческой мысли, оно больше обращено к природе, к раскрытию её внутреннего содержания, бережному использованию её ресурсов. Основные направления прикладного творчества, резьба по дереву и по кости, национальное шитье, изобразительное искусство, керамика, ювелирное дело, работа с берестой и другими природными материалами. Неоценим вклад народных мастеров, мастеров умельцев, мастеров педагогов А.Алексеева, С.Д.Борисовой, А.Н.Зверевой, Б.Ф.Неустроева, А.П.Скрябиной, и других. С целью развития сети объединений прикладного творчества детей организована республиканская межведомственная лаборатория, которым заведует И.С. Федоров, отличник образования РСФСР.
Таким образом, дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, развить и реализовать лучшие личностные качества. И, в конечном счете, способствует профессиональному самоопределению школьников.