12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богомаз Татьяна Владимировна18

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Физико-математический профиль

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

t1572635160ad.gif


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

рассматривается как "средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать
интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования"


 

ПЕРЕХОД К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ
ЗАДАЧИ:

t1572635160ae.gif

 

Решение проблемы профилизации будет способствовать более качественной подготовке учащихся выпускных классов по профильным предметам и улучшению результатов централизованного тестирования, а следовательно, и более качественному решению вопроса профессионального самоопределения.

Введение профильного обучения должно дополнять профориентационную работу, но не подменять ее.

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

являются обязательным подготовительным этапом
профилизации, который ориентирован на:

t1572635160af.gif


 
 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

t1572635160ah.gif
 

 

t1572635160ai.gif  
 

Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.

Направления формируются с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования.

Право выбора учебных предметов, которые будут изучаться на повышенном уровне, предоставлено руководителю учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем.

Зачисление учащихся в профильные классы проходит на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Установлены льготы при зачислении в профильные классы для победителей второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

При введении профильного обучения предполагается два уровня изучения учебных предметов – базовый и повышенный.

Преподавание учебных предметов на базовом уровне ориентировано на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки учащихся.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне ориентирует учащихся на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.


 

МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

t1572635160ak.gif

 

 

10 класс

ГУО «Средняя школа № 2 г. Быхова»

t1572635160am.gif

Модель 2


 

t1572635160an.gift1572635160ao.gift1572635160ap.gif
 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническая база учебных кабинетов ГУО «Средняя школа № 2 г. Быхова» позволяет организовать образовательный процесс на качественном уровне.


Информационно-методическое обеспечение кабинетов

математики, физики:

- государственная символика;

паспорт кабинета содержит разделы:

пояснительная записка,

цели и задачи кабинета,

годовой план работы кабинета,

перспективный план развития кабинета,

план эвакуации из кабинета при всех чрезвычайных ситуациях,

перечень имущества кабинета математики, физики.

нормативная правовая база представлена экземпляром «Кодекс Республики Беларусь об образовании», а также папкой «Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по математике» следующего содержания:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями от 04.02.2014 № 9 и от 10.04.2014 № 38)

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635)

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78)

раздаточный материал, дидактический материал для индивидуальной работы, наглядный материал систематизирован, и помещен в соответствующие папки;

календарно-тематическое планирование является неотъемлемой частью работы учителя и составлено в соответствии с учебной программой «Математика», «Физика» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В планировании предусмотрено распределение учебных часов по каждой теме, а также указаны даты, темы уроков и параграфы соответствующих учебных пособий, по которым изучается данная тема. Календарно-тематическое планирование согласовано с директором школы.

материалы к олимпиадам, внеурочным, внеклассным видам деятельности по предмету оформлены в соответствующие папки-накопители, в наличии методическая литература;

папка «Работа с одаренными учащимися» представлена в соответствии со следующими разделами:

банк данных высокомотивированных учащихся;

индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения учащихся;

план работы с высокомотивированными учащимися;

программа по подготовке учащихся к олимпиаде по предмету;

календарно-тематическое планирование;

олимпиадные задания;

дистанционные конкурсы и олимпиады.

экзаменационный материал, информация по подготовке учащихся к ЦТ демонстрируется на учебном стенде, а также оформлена в постоянно обновляющихся папках «Подготовка к ЦТ»;

тематические, итоговые и проверочные материалы, тесты систематизированы в папке «Измерители образовательного стандарта»

Интерьер кабинетов, наглядные методические, дидактические и раздаточный материалы всегда находятся в эстетическом состоянии.

Соблюдаются санитарно-гигиенические нормы:

Размещение кабинетов II, III этаж

Площадь кабинетов 60 м2

Покрытие полов: дерево окрашенное

Оборудование рабочего места:

Столы: ученические;

Стулья: ученические;

Мебель соответствует росту учащихся

Температура воздуха в кабинете –  в пределах 19-210С.

Согласно графику проветривания  проводится  сквозное проветривание.

Производится ежедневная влажная уборка.

Вентиляция: открытые окна

Имеется режим работы кабинетов, график проветривания, тренажер для глаз, физкультминутки проводятся на каждом учебном занятии.

Состояние учебных кабинетов соответствует требованиям СанПиН по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся, везде имеется символика Республики Беларусь, сменные учебно-информационные стенды, учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, словари и справочные пособия, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов, электронные средства обучения, сборники задач и упражнений. Везде сформированы папки с олимпиадными заданиями разных лет, а также заданиями по подготовке учащихся к централизованному тестированию.

Используя потенциальные возможности учебного кабинета, педагоги осваивают образцы действий в развивающей образовательной среде, осмысливают зависимость между насыщенной ресурсами средой и эффективностью обучения, создают условия для обеспечения успешности ребёнка как основного субъекта образовательного процесса.

t1572635160aq.gif
 

t1572635160ar.gif   
 

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ
РАБОТА


 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
на I ступени общего среднего образования

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

t1572635160av.gif

развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

t1572635160aw.gift1572635160ax.gift1572635160ay.gif
 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профильном и личностном самоопределении школьников

Задачи:

Выявлять интересы, склонности и способности учащихся, содействуя в формировании представлений о возможности их реализации в той или иной профессии, раскрывая специфику профессии;

Обеспечивать психологическую диагностику учащихся;

Осуществлять психологическую поддержку углубленной профориентации на этапе перехода в профильные классы;

Оказывать содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.

Психологическое сопровождение включает в себя допрофильную подготовку и сопровождение профиля.

Д опрофильная подготовка включает в себя диагностику, индивидуальные консультации с учащимися и родителями, профориентационные игры, факультативные занятия «Основы выбора профессии».

Сопровождение профиля включает в себя тренинговые занятия на общение, диагностику, коррекционно-развивающие занятия, профориентационные игры, индивидуальные профконсультации учащихся и родителей.

Так в девятых классах проводится факультатив «Основы выбора профессии».

Цель курса «Основы выбора профессии» - дать знания и сформировать навыки, которые помогут ученикам выбрать профессию и реализовать свой п рофессиональный план с учётом личных интересов, способностей и общественных потребностей.

Структура программы курса «Основы выбора профессии» представлены тремя разделами, которые отражают следующую систему знаний: труд – человек – путь к профессионализму.

Первый раздел – «Ориентировка в свете профессионального труда». Учащиеся знакомятся с миром профессий, формируются навыки анализа профессиональной деятельности.

Второй раздел – «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности» - знакомит с темами, которые раскрывают особенности личности, важные для успеха в профессии: «Здоровье человека и профессиональная деятельность», «Свойства нервной системы», «Интересы и склонности в профессиональном выборе». Информация по каждой теме в этом разделе представлена в трёх направлениях. Во-первых, это теоретические вопросы о качествах человека, важных для выбора и успешного овладения профессией. Во-вторых, это диагностические практические работы, направленные на самопознание и формирование адекватной самооценки некоторых профессионально важных качеств. И третье направление информации касается оказания помощи в реализации потребности самостоятельного самоизменения.

При изучении третьего раздела («Проектирование пути к своей профессии») – раскрываются пути становления профессионала. Выбором профессии не заканчивается профессиональное самоопределение, очень важно в дальнейшем реализовать свой профессиональный выбор. В наше непростое время на этом пути встречается много трудностей, и ученику важно знать, где он может получить помощь. Поэтому целью изучения данного раздела является также помощь ученикам в социальной и профессиональной адаптации.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы: рассказ, беседа, сообщение, экскурсии, практические работы, игры. Рассказ применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности. Объяснение используют для сообщения правил выбора профессии, характеристики особенностей трудовой деятельности. При этом вводятся новые понятия и термины, демонстрируются новые действия, приёмы. И рассказ, и объяснение должны быть чёткими и доказательными. Большинство занятий проводятся в виде уроков, которые включают в себя беседы, в ходе которых ученики в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии.

Важное место в проведении занятий занимает практическая деятельность учеников; с этой целью используются практические работы для обучения анализу профессии, самопознанию и самосовершенствованию. Также используются сюжетно-ролевые и деловые игры, в ходе которых ученики имеют возможность проверить эффективность разнообразных моделей поведения, отработать навыки принятия решений.

Один из эффективных способов воздействия на эмоциональное состояние учащихся в ходе факультативных занятий «Основы выбора профессии» - применение специальных упражнений, способствующих «потеплению» эмоциональной атмосферы в классе. Их образное название «ледоколы» выражает цель этих упражнений – «ломать лёд в отношениях». Они используются для снятия напряжения, разрядки обстановки и отдыха во время занятий.

t1572635160bb.gift1572635160bc.gift1572635160bd.gif

 

В период обучения в школе (5 – 9 классы) у подростков важно сформировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность должна выступать для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации и раскрытия своих возможностей. Учащихся необходимо информировать о профессиях народнохозяйственного комплекса и социальной инфраструктуры, в том числе, Быховского района, перспективах профессионального роста и мастерства. Важной составляющей этой работы является ознакомление их с правилами выбора профессии, формирование умения адекватно оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии, оказание индивидуальной профконсультационной помощи в выборе профессии, а в случае необходимости в определении стратегии действий по освоению запасного варианта. Поэтому необходимо осуществлять формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания, т.е. личностного смысла выбора конкретной сферы профессиональной деятельности, детерминированного умением соотносить профессиональный выбор со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

При проведении профессиографических экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Внимание учащихся акцентируется на содержании понятия «разделение труда».

Профориентационная работа по изучению и формированию социально и личностно значимых мотивов выбора профессии может осуществляться в форме игр-конкурсов с учащимися и их родителями, профориентационных игр, викторин, турниров и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого метода с учащимися 4–7-х классов может стать творческая игра «Экскурсия в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность учащихся.

 


 


 

t1572635160be.gif

ВАЖНЕЙШИМИ ЗАДАЧАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ЯВЛЯЮТСЯ:

t1572635160bg.gif

 


 


 


 

Задача, стоящая перед системой образования, создать условия, при которых учащиеся могли бы осуществить пробы себя в разных видах деятельности, проявить заинтересованность в изучении на повышенном уровне некоторых предметов, воспитать в себе такие качества, как способность самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор.

На этапе третьей ступени общего среднего образования (10 – 11 классы) важным является развитие у учащихся отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности посредством профориентационных воздействий на базе углубленного изучения предметов и спецдисциплин, к которым проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде профессиональной деятельности, анализе, оценке и коррекции профессиональных планов, ознакомлении со способами самоподготовки и достижении результатов профессиональной деятельности. Огромное влияние на учащихся оказывает знакомство с профессионалами своего дела, специалистами из разных сфер деятельности, учеными, инженерами, мастерами производства, педагогами и медработниками.

t1572635160bh.jpg


 


 


 

t1572635160bi.gif 

Взаимосвязь учебных предметов
и профессиональной сферы


 

 

 

ПРОФНАМЕРЕНИЯ
учащихся 10 класса

Физико-математический профиль

t1572635160bk.gif

t1572635160bl.png

t1572635160bm.jpg

t1572635160bn.gif

t1572635160bo.gif

t1572635160bp.png

t1572635160bq.png

t1572635160br.gif

t1572635160bs.gif

t1572635160bq.png

t1572635160bt.jpg

t1572635160bu.gif


 


 


 


 


 

ПОДГОТОВКА К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

 

Важнейшей задачей, стоящей перед учителем является повышение качества обучения и воспитания учащихся, критериями которого определены уровень обученности и личностного развития учащихся.


 

t1572635160bw.gif


 

Одним из направлений профилизации
является подготовка
к централизованному тестированию.

t1572635160by.gif

При подготовке к тестированию учащихся необходимо планировать их деятельность с последующей диагностикой результатов и коррекцией знаний. Особое значение приобретает индивидуальная работа с учащимися, отслеживание их динамики на основе результатов пробного тестирования и других диагностик. Необходимым условием качественной подготовки обучающихся является коррекция учебной деятельности и мониторинговое исследование по предмету в течение года. Организации самостоятельной работы учащихся по подготовке к ЦТ способствует приобретение методической литературы и пособий для подготовки к ЦТ, психологическая помощь (тренинги, деловые игры, консультации), а также организация дополнительных образовательных услуг.

В 9 классе учащимся предлагаются факультативные занятия по учебным предметам для углубленного изучения отдельных тем. Учащиеся посещают факультативное занятие «Основы выбора профессии». Проводятся стимулирующие занятия, индивидуальные консультации. Участие учащихся в репетиционном тестировании является необходимым компонентом подготовки к ЦТ.

При подготовке к тестированию учащихся необходимо планировать их деятельность с последующей диагностикой результатов и коррекцией знаний. Все учителя разработали программы подготовки к централизованному тестированию.

t1572635160bz.gif

Важным элементом обеспечения подготовки к централизованному тестированию является методическая работа с педагогическими работниками. На заседаниях методических формирований учителей рассматриваются вопросы, связанные с организационно-методическими аспектами подготовки к централизованному тестированию, нормативно-инструктивными документами, регламентирующими организацию и проведение итоговой аттестации, централизованного тестирования. Регулярно анализируются результаты итогов централизованного тестирования, пробных тестирований, типичные ошибки учащихся. Осуществляется помощь учащимся и их родителям в разработке системы подготовки к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.

Сочетание различных форм подготовки к ЦТ дает возможность учащемуся получить необходимые знания, повысить свое качество образования.

t1572635160ca.gif
 


 

ОЛИМПИАДНОЕ

И КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ

t1572635160cb.jpg
 

Участие учащихся в олимпиадном и конкурсном движении является важным компонентом их образовательной деятельности, поскольку эта работа способствует выявлению и поддержке наиболее способных, одаренных учащихся. В процессе подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам исследовательских работ повышается интерес учащихся к изучаемым учебным предметам, развиваются их творческие способности, углубляются теоретические знания и практические умения, что способствует самореализации личности. Развивается интерес учащихся к научной деятельности и осуществляется их подготовка к продолжению обучения в учреждениях высшего образования.

Учащиеся проявляют способности в олимпиадном движении по определенным предметам. Количество олимпиадных предметов – 16, и проводятся они в четыре этапа. Достижения учащихся мотивируют их к особому отношению к предмету, и, как правило, этот предмет является определяющим в выборе будущей профессии. Массовый характер олимпиадного и конкурсного движения позволяет способным учащимся проявить уровень подготовки по любимому предмету.

Олимпиадное и конкурсное движение является направлением профилизации, поскольку его можно рассматривать как стимул для развития учебных навыков, приобретения глубоких знаний по предмету и самоопределения учащихся в профессиональных предпочтениях.

Учащиеся принимают активное участие в дистанционных интернет – олимпиадах и конкурсах по учебным предметам различного уровня:

Всероссийский математический конкурс «Потомки Пифагора» - Почетная грамота (Барановская Евгения, учитель Богомаз Татьяна Владимировна).

Всероссийская математическая олимпиада «Волшебный сундучок» - 9 Почетных грамот

Всероссийская математическая олимпиада «Золотой ключик» - 9 участников, один Диплом.

t1572635160cc.jpg


5 Дипломов в международном конкурсе по информатике «Бобёр»

Количество участников

Количество победителей (%)

5

5(100%)

Нt1572635160cd.png а базе УО «МГОИРО» учащиеся обучаются в очно-заочной школе по предметам «Физика» и «Русский язык». Ученик 7 класса занял второе место в областной олимпиаде по физике.


 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Учитель профильного класса обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов, завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Новые задачи, поставленные перед учителем профильного класса, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В связи с этим образовательный процесс в 10 профильном классе осуществляют учителя высшей категории:

Дворякова Александра Кузьминична

Артемьева Елена Федоровна.

t1572635160ce.gif

Артемьева t1572635160cf.gif Елена Фёдоровна

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

высшее образование

высшая категория

стаж 21 год

Организатор конкурса «Зубренок»

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Решение задач по физике как одна из форм развития познавательной деятельности учащихся

t1572635160cg.gif

Дворякова
Александра Кузьминична

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

высшее образование

высшая категория

стаж 44 года

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Подготовка к тестированию на уроках математики



 


 

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Охват учащихся факультативными занятиями:

Количественный состав – 29 учащихся.

Используемые программы факультативных занятий: «Тропинками математики», «Повторяем математику», «Математическая радуга», «Путешествие в страну занимательной математики».

Кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение факультативных занятий – факультативные занятия проводят учителя с первой и высшей квалификационной категорией, в наличии УМК.

У учащихся, посещающих факультативные занятия, наблюдается динамика качества знаний по предмету, ряд из них принимает участие в олимпиадах, творческих конкурсах по предмету.

t1572635160ci.gif

В целях формирования интереса у учащихся к изучению математики и в дальнейшем мотивированном выборе профиля обучения учащиеся 9 класса изучают факультативные занятия по учебному предмету «Математика» в объеме двух часов (учитель Дворякова А.К.).

t1572635160cj.gif
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.