12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пимонова Ирина Викторовна21
0

Программа «Летняя профильная школа как один из способов привлечения учащихся в науку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г.Ессентуки


 

Программа

«Летняя профильная школа

как один из способов привлечения

учащихся в науку »


 

г. Ессентуки

 

Аннотация.

 

Программа «Летняя профильная школа как один из способов привлечения учащихся в науку » составлена для летнего профильного лагеря дневного пребывания и предназначена для учащихся 8-9 классов. Целью программы является предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения реализовать свои знания и творческие умения в области химии, а также привлечь внимании учащихся к науке.

Практическая направленность делает данный курс очень актуальным. Проблемы, которые возникают при постановке химического эксперимента, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы. Самостоятельно найденный ответ на проблемный вопрос это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций участник летней школы хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а к науке в целом.


 

Программа

«Летняя профильная школа как один из способов

привлечения учащихся в науку »

1.Цель и задачи.

Цель: Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области химии, а также привлечь внимании учащихся к науке.

Задачи:

1.Образовательные:

повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

обучить навыкам исследовательской деятельности;

формировать умение использовать знания для объяснения и предсказания различных явлений ;

2.Развивающие:

развитие гипотетического мышления;

развитие способностей у школьников оценивать воздействие химической промышленности на природу;

развить творческие способности учащихся;

развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы работать с дополнительной литературой.

3.Воспитательные:

формирование межличностных отношений у учащихся,

самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания

 

Гипотеза:

Применение этой программы позволит вырабатывать у учащихся умения:

- ставить цели;

- планировать;

- полноценно использовать личностные ресурсы.

А также повысит интерес к науке.

Актуальность:

В качестве одной из главных целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия. В основном нормативном документе «Концепции профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ, предполагается учет интересов, способностей, учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

 

 

Реализация программы.

2.1. Формы, методы и приёмы педагогической деятельности необходимые для реализации программы.

2.1.1 Методы организации обучения:

-проблемно-поисковые методы;

-проблемное изложение знаний. ( Применяется, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы);

-эвристический метод. (Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации);

-исследовательский метод. (Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений).

2.1 2.Методы управления учебными действиями.

-методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

-методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха в обучении;

-методы формирования познавательного интереса («хочу»);

-методы формирования ответственности и обязательности («могу»);

-методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

2.2. Принципы реализации данной программы.

Для успешной реализации данной программы рекомендовано пользоваться следующими принципами организации:

1.Принцип самодеятельности. Учащиеся может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт.

2.Принцип осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи

происходит при самостоятельной их формулировке учащимися.

3.Принцип естественности. Проблема, которую нужно ставить перед учащимися, должна быть не надуманная, а реальная, так как интерес у учащихся должен быть не искусственным, а настоящим.

4.Принцип доступности. От лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

5.Принцип экспериментальности. Этот принцип является одним из главных для реализации данной программы.

6.Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи.

Учебно-методическое обеспечение.

 

 

Для эффективной работы необходимо:

Из этого имеется:

 

I.

Коллектив заинтересованных педагогов.

Учителя МОУ СОШ №10 Педагоги дополнительного образования

II.

 

Подбор учащихся особой категории.

Учащиеся 8 – 9-х классов

предпрофильного обучения.

III.

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническая база:

1.Химическое лабораторное оборудование и реактивы.

2.Коллекции минералов, горных пород.

3.Научная и научно-популярная литература, энциклопедии, справочники.

4.ИКТ.

5.Цифровой фотоаппарат.

6.Аптечка.

 

Имеется.

 

Имеется.

Имеется.

Имеется.

Имеется.

Имеется.

IV.

Предварительная работа с детским коллективом и их родителями (ознакомление с правилами внутреннего распорядка работы лагеря).

Проведение родительского собрания вместе с детьми.

Презентация летнего лагеря.

V.

Инструктаж по технике безопасности.

Проведение перед экскурсиями и практическими занятиями.

 

 

Результативность.

 

Повышается степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся. Школьники, занимающиеся по данной программе, в дальнейшем становятся активными участниками городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, химии .

Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения. Таким образом, «семена химического образования», заложенные педагогами летом в результате осуществления предложенной программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом, по мнению автора, заключается перспективность дальнейшего применения программы «Летняя профильная школа, как один из способов привлечения детей в науку »

Перспектива: выход научно-исследовательских работ на городскую Н П К.


 

Содержание программы.

Название тем

Кол-во часов

Виды деятельности

 

1.Химия в тарелке.

 

1.

Свойства натурального меда.

2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Исследовательская работа №1.

2.

Вода.

2

Лекция. Сообщения учащихся.

Экскурсия на источник №17,№2.

3.

Белок в пищевых продуктах.

 

2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Исследовательская работа №2.

4.

Качество молочных продуктов.

2

Лекция. Исследовательская работа Сообщения учащихся. Исследовательская работа №3.

5.

Состав и качество мыла и синтетических моющих средств.

2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Исследовательская работа №4,№5.

 

2.Химические вещества в повседневной жизни человека.

 

6.

 

Огонь друг и враг.

2

Лекция. Сообщения учащихся.

Экскурсия в пожарную часть №15.

 

7.

Все о вредных привычках.

2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Исследовательская работа№6

8.

Все тайны чая.

2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Исследовательская работа №7.

9.

Лекарства.

2

Лекция. Сообщения учащихся. Экскурсия в Пятигорскую государственную фармакологическую академию.

Исследовательская работа №8.

 

Исследовательская работа №1

Цель работы: изучить свойства натурального меда и способы определения примесей в нем.

Название меда

Раствор йода (наличие крахмала)

Раствор уксусной кислоты

(наличие мела)

Дистиллированная вода

1.

Мед натуральный ООО «Солнечная гора» Белгородская область

п.Томаровка

Год сбора - 2017

 

Синяя окраска не появилась

Отсутствие пузырьков газа

Осадок не образуется

2.

Мед натуральный.

Частный предприниматель Шарков А.М

Г.Ессентуки

Год сбора - 2017

Синяя окраска не появилась

Отсутствие пузырьков газа

Осадок не образуется

3.

Вывод:

Исследуемый нами мед является натуральным и примесей не имеет. Поддельный мед содержит крахмал, муку, мел, сахар. Натуральный имеет однородный состав;

- не расслаивается;

- при длительном хранении засахаривается;

- имеет приятный запах;

- течет непрерывной струйкой.

 

Исследовательская работа №2

Цель работы: исследовать пищевые продукты, содержащие белок .

НАЗВАНИЕ

Р-Р (NaOH +CuSO4 )

( КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА НАЛИЧИЕ БЕЛКА)

 

1.

МОЛОКО

 

ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

2.

ТВОРОГ

ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

3.

СМЕТАНА

ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

 

4.

КЕФИР

 

ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

5.

МУКА

 

СЛАБАЯ ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

6.

ГОРОХ

 

СЛАБАЯ ГОЛУБАЯ ОКРАСКА

ВЫВОДЫ:

В молочных продуктах содержание белка выше, чем в бобовых.

 


 

Исследовательская работа №3

Цель работы: Найти решение задачи.

Открывает человек утром холодильник, а он пуст. На нижней полке лежит небольшая записка: “Друг, я был голоден и все съел. Извини…”. Подпись: “Твой “живой” йогурт…”.

Задание

Определите, какой йогурт мог “опустошить” холодильник? Какие еще молочнокислые продукты могли помогать “живому” йогурту в деле “опустошения” холодильника?

НАЗВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОДУКТА

СРОК ХРАНЕНИЯ

СТЕРИАЛИЗАЦИЯ

1.

МОЛОКО ПЯТИГОРСКОЕ

5 ДНЕЙ

НЕСТЕРИАЛИЗОВАННОЕ «ЖИВОЕ»

2.

МОЛОКО «КУБАНСКАЯ БУРЕНКА»

6 МЕСЯЦЕВ

СТЕРИАЛИЗОВАННОЕ

3.

ЙОГУРТ «ЭРМИГУРТ»

5 МЕСЯЦЕВ

СТЕРИАЛИЗОВАННЫЙ

4.

ЙОГУРТ ПИТЬЕВОЙ «ЧУДО»

1 МЕСЯЦ

НЕСТЕРИАЛИЗОВАННЫЙ «ЖИВОЙ»

ВЫВОДЫ:

“Живой” продукт - к ним можно отнести любой кисломолочный продукт (кефир, простоквашу, сметану, йогурт и т.д.). Если же продукт стерилизовали, то он перестает быть “живым”. Стерилизованные продукты хранятся дольше “живых” - от 1 месяца до полугода. Глядя на срок годности молочного продукта всегда можно определить, является ли он “живым”.

 

 

Исследовательская работа №4

Цель работы: исследовать химический характер разных сортов мыла с помощью универсальной индикаторной бумаги, а также механически – степень вспенивания.

НАЗВАНИЕ МЫЛА

РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

рН

СТЕПЕНЬ ВСПЕНИВАНИЯ

1.

ЖИДКОЕ МЫЛО «АБСОЛЮТ»

СЛАБО - КИСЛАЯ

5,5

СРЕДНЯЯ

2.

«DOVE»

СЛАБО - КИСЛАЯ

5,5

СРЕДНЯЯ

3.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫЛО

ЩЕЛОЧНАЯ

8,5

ВЫСОКАЯ

4.

ТУАЛЕТНОЕ МЫЛО «ЯБЛОКО»

ЩЕЛОЧНАЯ

8,0

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ

ВЫВОДЫ:

Оптимальным для кожи человека являются жидкое мыло и мыло Dove, т.к. оно не сушит кожу (совпадает величина рН). Оптимальными для стирки являются хозяйственное и туалетное мыло.


 

Исследовательская работа №5

Цель работы: исследовать химический характер разных синтетических моющих средств с помощью универсальной индикаторной бумаги, а также механически – степень вспенивания.

НАЗВАНИЕ СМС

РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

рН

СТЕПЕНЬ ВСПЕНИВАНИЯ

1.

«АИСТЕНОК»

НЕЙТРАЛЬНАЯ

7,0

НИЗКАЯ

2.

«ЛАСКА»

ЩЕЛОЧНАЯ

9,0

НИЗКАЯ

3.

«ДЕНИ - АВТОМАТ»

ЩЕЛОЧНАЯ

1,0

НИЗКАЯ

4.

«АРИЭЛЬ»

ЩЕЛОЧНАЯ

1,0

НИЗКАЯ

ВЫВОДЫ:

Оптимальным для кожи человека являются порошок «Аистенок»; для стирки мы бы его не рекомендовали. Для машинной стирки наиболее оптимальным считаем «Дени-автомат»; для стиральной машины лучше применять стиральные порошки с пометкой «автомат», т.к. они меньше вспениваются. Большинство стиральных порошков на кожу человека действуют раздражающе, т.к. при растворении в воде создают щелочную реакцию среды.

 

 

Исследовательская работа №6

Цель работы: исследовать состав табака на наличие ионов тяжелых металлов. Правильно поставить знак препинания в предложении «Курить нельзя бросить»

 

НАЗВАНИЕ СИГАРЕТ

Раствор КI

(Качественная реакция на ионы висмута)

Раствор Na2S

(Качественная реакция на ионы свинца)

Цвет пламени

(Качественная реакция на ионы стронция)

 

1.

CONTINENT

Оранжевое окрашивание

Осадок черного цвета

Карминово-

красный цвет

2.

CONTINENT

( ЛЕГКИЕ)

 

Оранжевое окрашивание

Осадок черного цвета

Карминово- красный цвет

3.

ДЕГОТЬ ОСТАВШИЙСЯ НА ФИЛЬТРЕ ПОСЛЕ КУРЕНИЯ

Оранжевое окрашивание

Осадок черного цвета

Карминово-

красный цвет

ВЫВОДЫ:

В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте. Мы призываем всех курящих людей, составить предложение следующим образом:

« Курить нельзя, бросить»


 

Исследовательская работа №7

СОРТ ЧАЯ

ЩЕЛОЧЬ

КИСЛОТА

1.

ЧЕРНЫЙ

ПОТЕМНЕНИЕ РАСТВОРА

ОКРАСКА НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ

2.

ЗЕЛЕНЫЙ

ПОТЕМНЕНИЕ РАСТВОРА

ОКРАСКА НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ

ВЫВОДЫ:

Так как зеленый и черный чай приготовлены из листьев, почти не содержащих антоцианов, то изменение рН не вызвало изменения их окраски, что и было подтверждено опытным путем.

Цель работы: исследовать, будет ли изменяться окраска чая от действия на него кислот и щелочей.

pH

ЦВЕТ РАСТВОРА

ЧАЯ «КАРКАДЕ»

3,0

Ярко-красный

5,0

Красный

6,0

Красно-коричневый

7,0

Коричнево-черный

8,0

Коричнево-зеленый

10,5

Болотный

ВЫВОДЫ: чай «Каркаде» можно использовать в качестве индикатора.


 

Исследовательская работа №8

Цель работы: определить приблизительный состав солей в лекарственных препаратах.

Название

K3[Fe(CN)6]

(Качественная реакция на ионы железа)

BaCl2

(Качественная реакция на сульфат ионы)

AgNO3

(качественная реакция на хлорид ионы)

1.

Ферро - фольгамма

 

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ

БЕЛЫЙ ОСАДОК

ОТСУТСВИЕ ОСАДКА

2.

Фенюльс

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ

БЕЛЫЙ ОСАДОК

ОТСУТСВИЕ ОСАДКА

ВЫВОДЫ:

В состав исследуемых препаратов входят катионы железа и сульфат анионы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.