Статья «Профильное обучение в малокомплектной школе на примере физико-математического профиля»

1
0
Материал опубликован 18 April 2022

Сысуева Е. С.

магистрант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия,

МБОУ «Новоеткульская СОШ», sisueva.katia@yandex.ru

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы реализации профильного обучения в сельских школах, представлены ведущие модели профилизации в сельских образовательных учреждениях, адаптированные и внедренные в МБОУ «Новоеткульская СОШ» Челябинской области.

Ключевые слова: профильное обучение, физико-математический профиль, малокомплектные школы сельской местности.

Sysueva E. S.

Master's student of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia,

MBOU "Novoetkulskaya SOSH", sisueva.katia@yandex.ru

PROFILE TRAINING IN A SMALL SCHOOL ON THE EXAMPLE OF A PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE

Abstract: the article discusses the main issues of the implementation of specialized education in rural schools, presents the leading models of profiling in rural educational institutions adapted and implemented in MBOU "Novoetkulskaya SOSH" of the Chelyabinsk region.

Key words: models of network interaction, organization of specialized training in small, small, remote schools in rural areas.

Общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности, от численности всех общеобразовательных учреждений России составляют 69,8% (45 тыс.), в них обучается 30,6% (5,9 млн. чел.). Для сельской школы характерны условия ограниченности финансовых и материальных ресурсов. Барьером для развития материально-технической базы и кадрового обеспечения становятся логистическая труднодоступность и территориальная удаленность становятся. В распоряжении Правительства РФ от 30 января 2018г. N118-р предусмотрена корректировка существующих дисбалансов в обеспечении доступности и качества услуг образования в сельской местности [5]. В настоящее время одной из ведущих проблем является профилизация сельских школ. Профильное обучение – это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметных областей соответствующей образовательной программы [7].

Основная цель профилизации старшей школы – предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Профильное обучение в сельской малокомплектной школе согласно Концепции на старшей ступени общеобразовательной школы [2] обозначила проблемы перед школой. Сложно реализовывать профильное обучение в условиях сельской малочисленной школы, во-первых, потому, что учителя имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, т.к. их нагрузка зависит от количества классов-комплектов в школе. Во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по всем профилям. Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одним из важнейших направлений реформирования среднего общего образования, признается усиление его практической направленности [6]. Практико-ориентированный подход подразумевает развивающий характер занятий и самостоятельных работ. Учащиеся применяют полученные знания на практике, таким образом, готовясь к будущей трудовой профессиональной деятельности. Целью профильного образования является самоопределение учащегося, формирование адекватных представлений о собственных возможностях [1].

В качестве перспективного направления, профильное обучение предусматривает организацию двух групп моделей: профильное обучение в рамках одного образовательного учреждения (ресурсы одной школы), разновидности сетевой модели (ресурсы других учреждений). Сетевая модель предусматривает возможности для организации дистанционного обучения, которое координируется из «ресурсного центра». Для учащихся дистанционно проводятся обучающие сетевые олимпиады, виртуальные экскурсии профильной ориентации в мир профессий математического, естественнонаучного и технического направления [1]. С вводом профилизации сокращается инвариантный компонент и расширяется вариативная часть базисного учебного плана. За счет вариативной части базисного учебного плана школа имеет возможность вводить элективные курсы и факультативы на свое усмотрение, исходя из интереса и потребностей учащихся. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности - цель изучения элективных курсов [4, с. 8]. Факультативное занятие основано на углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки).

Перечень направлений подготовки высшего образования – бакалавриата: математические и естественные науки; инженерное дело, технологические и технические науки, содержащих более 100 направлений согласно приказу Министерства образования и науки от 15.04.21г. №296 [3] определяет предметы математика и физика важными в каждой профессии, только в некоторых они скрыты, но все равно есть.

Рассмотрим реализацию профильной подготовки в МБОУ «Новоеткульская СОШ» Челябинской области. Профильное обучение физико-математического профиля в малокомплектной школе реализуется на ступени профильной подготовки в 10-11 классах. Содержание определено в учебном плане и рабочих программах. В 10 классе велись элективный курс по математике «Замечательная математика» и факультатив по физике «Занимательная физика». По результатам 10 класса определялось, правильное ли решение приняли десятиклассники по выбору профиля (85%), каково качество обучения учеников за этот период обучения (80%).

Организация в сельской школе профильного класса позволяет подойти ближе к решению части существующих проблем, связанных с необходимостью применения индивидуально-деятельностного подхода в образовательном процессе. Реализация физико-математического профиля сопряжена с рядом мероприятий: составление дорожной карты обучающихся; отбор сборников и контрольно-измерительных материалов для подготовки к экзаменам; проведение пробных экзаменов в полугодиях; составление рабочей программы по элективному курсу и факультативу. Широкое применение при организации профильных классов нашли различные формы и методы обучения. В образовательном процессе используются интерактивные и активные методы и технологии обучения: технологии критического мышления, проблемное обучение, различные виды дискуссий, обмен индивидуальным опытом, ориентация на обозримые результаты и др.

Целенаправленная работа по реализации задач физико-математического образования в школе способствует формированию у выпускников прочной математической и естественнонаучной базы, которая позволяет им успешно продолжать образование в ВУЗах.

Список использованных источников

Постановление Правительства РФ от 23.03.2021 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» / [Электронный ресурс]. - Текст электронный. - https://docs.cntd.ru/document/901783648.

Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года N 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» / [Электронный ресурс]. - Текст электронный. - https://docs.cntd.ru/document/901837067.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.04.2021 № 296 «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061» (Зарегистрирован 27.04.2021 № 63245) / [Электронный ресурс]. - Текст электронный. – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104270030.

Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. - Ряз. гос. ун-т. им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 88 с.

Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2018 N 118-р (ред. от 29.04.2021) «О плане мероприятий по реализации в 2018 - 2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» / [Электронный ресурс]. – Текст электронный.- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289600/.

Распоряжение Правительства РФ от 29.12 2014 года N 2765-р

[Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы] / [Электронный ресурс]. – Текст электронный. - https://docs.cntd.ru/document/420244216.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) Ст. 66. Ч.4 / [Электронный ресурс]. – Текст электронный. - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.