12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черниюк Елизавета Викторовна27
0

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогами добра»


 

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов.

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения. Систематическая, целенаправленная работа по реализации программы «Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретѐнные в силу внутреннего влечения к добру.

Цель программы: воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.

3. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

4. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

Занятия «Дорога добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.

Сроки и место реализации программы

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов.

Средства и формы:

наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;

участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным, семейным праздникам;

знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Ожидаемые результаты

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; самооценочные суждения детей.

В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся:

будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;

познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);

приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные учебные действия:

нового, более совершенного результата, использовать запись. Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания

Познавательные учебные действия:

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные учебные действия:

Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

Содержание программы

Программа, включает в себя 5 разделов, 34 темы и построена с учетом особенностей взросления от 5 к 9 классу:

1. Чувствуй добро (5 часов). Знакомство обучающихся с целями и задачами внеурочной деятельности. Работа с толковым словарем. Притча «Самый большой подарок». Выполнение упражнений «Мой огонек», «Замок обид», «Ожидание», «Цветок кактуса». Добро товарищей. Размышление Г. Цыферов «Град». Что такое прощение? «Белый платок» быль.

2. Дружба между людьми (6 часов). Друг и дружба. Люди и их добрые дела (спасатели, пожарные, врачи). Видиозанятие «Сказка ложь». Знакомство с притчей «Труба доброты». Просмотр мультфильма «Снежная королева» тема, мораль. Поделка для мамы «Мамины руки». Кроссворд. Рассуждение о теме и морали притчи «Роза сердца»

3. Если добрый ты….(10 часов). Мультфильм «Приключение кота Леопольда». О. Безымянная «Жемчужна радости». Притча «Про желтые груши и красные уши». Добро и зло. Знакомство с индийской сказкой «Награда». Анализ произведения «Лесная семья». Групповая работа «Дары семьи». Доброе сердце. Творческая работа «Сердце доброты». Что такое забота? Изготовление поделок. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский –дискуссия. Выставка рисунков и творческих работ «Сад цветов справедливости». Добро в сказках. Подведение итогов.

4. Толерантность и я (7 часов). «Друзья Кати» анализ сказки. Добрые слова. Командная игра «Добрые слова». Русское народное творчество, анализ пословиц и поговорок по теме: «Добро и зло». Чтение и анализ рассказа «Рыцарь Вася». Работа с притчей «Лес доброты». Отчетная творческая работа «Доброта, что солнце».

5. Берегите друг друга (6 часов). Жизненный опыт. Анализ жизненных ситуаций. Анализ сказки «Велкон – эгоист». Добролюбие. Игра «Тайный друг» (анализ игры). Жизнь и человек. Командная игра «Дружба».

Список литературы:

Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.

Ш. А. Амонашвили. Педагогическая симфония.- М.: МЦР, 2002

Ш.А. Амонашвили. Без сердца что поймем? – М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2004

В. Ниорадзе. Уроки письменной речи. По ступенькам скале.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманной педагогики VUGE? 2006/

Лопатина А., Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ.50 уроков о добрых качествах. Серия «Образование и творчество», - М.: Амрита – Русь, 2007.

Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.

Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.

Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.

Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.