Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»

1
0
Материал опубликован 25 February 2017

Кафедра начального образования

СКИРО ПК и ПРО

Программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Дорогою добра»

для детей – 6,5 – 7,5 лет

Срок реализации-1год

Составитель программы:

Саенко Т.Н., учитель начальных классов

г. Ставрополь, 2011г.

Пояснительная записка

В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;

— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.

№ п\п

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

I

Я и школа

4

   

1.

Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.

   

1

2.

Что значит быть учеником

 

1

 

3.

Учись учиться

   

1

4.

Хочу и надо – трудный выбор

 

1

 

II

Я и мои друзья

4

   

5.

Законы дружбы

 

1

 

6.

Какой я? Что во мне хорошего?

 

1

 

7.

Конкурс полезных советов

   

1

8.

С детства дружбой дорожи

   

1

III

Я и здоровье

3

   

9.

Береги здоровье смолоду

 

1

 

10.

В здоровом теле – здоровый дух

   

1

11.

В гостях у Мойдодыра

   

1

IV

Я и моя семья

6

   

12.

Может ли человек прожить один?

 

1

 

13.

Моя семья

   

1

14.

Моя родословная

   

1

15.

Познаем мир вместе

   

1

16.

Я и мое имя

   

1

17.

Фотовыставка «Семейный альбом»

   

1

V

Я и культура

5

   

18.

Что такое культура

 

1

 

19.

Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа

   

1

20.

Доброе слово – что ясный день

   

1

21.

Доброта спасет мир

   

1

22.

Праздник «Школа вежливых наук»

   

1

VI

Я и моя Родина

7

   

23.

Россия – Родина моя

 

1

 

24.

Моя малая Родина – Ставропольский край

   

1

25.

Все мы разные, но все мы равные

   

1

26.

Что значит быть полезным людям

 

1

 

27.

Город мой любимый

   

1

28.

Мы помним и гордимся

 

1

 

29.

Я – гражданин России

   

1

VII

Я и Планета

4

   

30.

Культура мира. Человек среди людей

 

1

 

31.

Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете

 

1

 

32

Для чего нужна религия

 

1

 

33.

Религия народов Северного Кавказа

 

1

 

Итого – 33ч.

14

19

Содержание программы:

I.Я и школа

1. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.

2. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.

3. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».

4. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения

-подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;

-обсуждение, поиск решения проблемы

-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

II. Я и мои друзья

5. Законы дружбы. Беседа.

Обсуждаемые вопросы:

-что значит «дружить»;

-кого можно назвать другом;

-законы дружбы

-устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»

6. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.

-подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;

-обсуждение, поиск решения проблемы

-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

7. Конкурс полезных советов. Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.

8. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.

III. Я и мои друзья

9.Береги здоровье смолоду. Беседа. Обсуждение вопросов:

-что значит быть здоровым человеком;

-для чего нужна зарядка;

-надо ли чистить зубы;

-чем полезна каша.

10. В здоровом теле – здоровый дух. Спортивные состязания. Деление на команды, подбор эстафет с учетом возрастных особенностей.

11. В гостях у Мойдодыра. Встреча с медработником школы. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение.

VI. Я и моя семья

12. Может ли человек прожить один? Беседа.

Вопросы для обсуждения:

-кто меня окружает;

-для чего человеку нужно общение;

-для чего человек создает семью,

- что сделать, чтобы семья была счастлива.

13. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.

14.Моя родословная. Проектная деятельность.

-собрать информацию о своих предках;

-нарисовать «генеалогическое дерево»,

-устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».

15.Познаем мир вместе. Экскурсия с родителями к подножию горы Змейки. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.

16.Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)

17.Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии. Вывод «Семья вместе, так и душа на месте». Составление фотоколлажа.

V. Я и культура.

18.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.

19. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.

20.Доброе слово, что ясный день. Практическое занятие. Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Проигрывание ролевых ситуаций.

21. Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.

22.Праздник «Школа вежливых наук».

VI. Я и моя Родина

23. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»

24. Моя малая Родина – Ставропольский край. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашем крае. Что ты знаешь о своём крае?

25. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Ставрополья, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»

26. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:

-расскажи о профессии своих родителей,

-кем я хочу стать.

27. Город мой любимый. Просмотр фильма о городе Минеральные Воды». Экскурсия по городу.

28. Мы помним и гордимся. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Концерт.

29. Я – гражданин России. Викторина. Подготовка перечня вопросов о правах и обязанностях гражданина России. Проведение викторины. Награждение победителей и подведение итогов.

VII. Я и планета.

30. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:

- мировая культура,

-культура моего народа

31. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение

-что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету

32. Для чего нужна религия. Организация .встречи с духовным лицом.

33. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма и/или мечети.Практическое занятие.

Ожидаемые результаты.

 В результате реализации  программы  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

· воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

· эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

1). Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

2).Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3).Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Формы подведения итогов в конце изучения блока: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, встречи с интересными людьми, защита проекта.

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

-школьный музей;

-городской краеведческий музей;

-городская детская библиотека;

-Дом детского творчества;

-школьный сайт;

-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Список использованной литературы для педагогов

1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009

2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007

3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009

4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006

6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

8. Интернет-ресурсы:

http://nsc.1september.ru Начальная школа

http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су

http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://viki.rdf.ru/ Презентации

Список литературы для детей и родителей

1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006

2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

3.Устав школы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.