Дорогою добра
Методическая разработка
«Дорога добра»
(тематика «Добрый поступок»)
Самойлова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Песоченская СОШ
Рыбинского района Ярославской области
2025 г
Оглавление
I.Введение 2
II. Дорога добра
2.1. Как всё начиналось 3 2.2. Мы – волонтёры 4
2.3. Благотворительность – благое дело 6
2.4. Поисковая деятельность 8
III. Заключение 9
Список источников
Приложения
Приложение 1. Награды
Приложение 2. ППО «Память»
Приложение 3. ППО-схема
Приложение 4. «Мусор не бросать!»
Приложение 5. «Проблемы будем решать»
Приложение 6. Первые результаты поиска
Приложение 7. Акция «Белый цветок»
Приложение 8. Акция «Рождественская снежинка»
Приложение 9. Добрые крышечки
Приложение 10. Встреча с ветераном
Приложение 11. Отзывы участников объединения
I. Введение
Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя
Гёте
Когда мне вручили очередной 5 класс, то я поняла, что у нас должно быть общее дело, которое объединит ребят, сделает класс командой, и в основе всей деятельности должен стать добрый поступок. Ибо только добро, обращённое к другим, делает человека по-настоящему счастливым. У нас началась новая жизнь: встречи, поездки, походы, акции. Мы (и я вместе с моими мальчишками и девчонками) не просто узнавали новое, но росли, как личности, приобретая духовный опыт. Наша деятельность с течением времени стала приобретать определённую направленность. Мы решили создать команду: поисково-патриотическое объединение «Память». В основе работы нашего объединения лежит понятие «историческая память», которая трактуется нами как уважительное отношение к историческим знаниям и фактам. Историческая память – категория нравственная, и об этом должны помнить все, кто соприкасается с прошлым, искажать которое безнравственно. Историческая память – это дорога в будущее, но лежит она через прошлое. Только, опираясь на прошлое, можно строить будущее
Наше объединение работает в краеведческом и героико-патриотическом направлениях, включая благотворительную и волонтёрскую деятельность. Свою разработку я назвала «Дорога добра», потому что это единственно правильная дорога духовно-нравственного взросления личности. Трудно сказать, какая деятельность была изначальной, но «время выбрало нас зажигать в душах свечи» и соединить поколения посёлка: прошлое, настоящее и будущее, а для этого надо идти дорогой добра.
Наша творческая группа собирает архивные материалы, фотодокументы, берёт интервью, облагораживает захоронения, работает с одинокими людьми. Исследовательские работы участников объединения были представлены на конференциях школьного, муниципального и межмуниципального уровня (Приложение 1).
Проблема работы: кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам и окружающим, к попыткам исказить события Великой Отечественной войны.
Цель работы: осознание своей связи с Отечеством, малой родиной, ее прошлым, настоящим и будущим на основе исторических, культурных и духовных ценностей, проявления национального самосознания.
Задачи:
рассказать об объединении «Память» на основе анализа деятельности;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
развивать навыки исследовательской работы и творческой деятельности в области краеведения;
воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству, к своей малой Родине;
установить контакт с архивами, музеями, привлечь к проекту жителей посёлка;
привлечь внимание к волонтёрской и благотворительной деятельности местных жителей и других населённых пунктов Рыбинского муниципального района;
провести опрос среди участников объединения с целью выяснить, что даёт каждому участие в объединении;
предложить разработку как вариант организации занятости детей как на уровне класса, так и школы.
Актуальность: прогресс общества и развитие компьютерных технологий повысили интерес к исторической памяти и её влияние на сознание человека и становление личности, духовно-нравственной, с высоким гражданским сознанием и активной жизненной позицией. Без прошлого не может быть будущего. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Практическое значение работы: материалы исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только жителям посёлка, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры своей страны.
Целевая аудитория: классные руководители, заместители директора по воспитательной работе, методисты.
II. Дорога добра
2.1.Как всё начиналось
Ты помнишь, как всё начиналось,
всё было впервые и вновь?
А.Макаревич
Мои ученики – обычные дети, которые любят ходить в кино, кататься на аттракционах, есть картофель фри. Уже сейчас они задумываются о том, что человеку нужно для счастья? Да, здоровье, хорошие друзья, чтобы родные всегда были рядом. А еще нужно, чтобы всегда рядом были добрые, отзывчивые люди. А что же такое доброта? Доброта – это умение сочувствовать другому человеку, отзываться на его горе, это милосердие по отношению к тому, кто нуждается в помощи. Говорят, что мир существует благодаря доброте человеческого сердца.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут. Генрих Акулов
Об этих добрых людях мы впервые заговорили на уроке благотворительности, затем на кладбище увидели бесхозные захоронения: оказалось, что это могилы учителей. Бросили клич в классе, пришли 9 человек: вырубили кусты, вымыли памятники, выпололи траву, убрали свалку рядом. Таких захоронений оказалось несколько – решили: надо продолжать. Так 15 сентября 2018 года родилось наше поисково-патриотическое объединение «Память». У нас есть своя эмблема, а совсем недавно у нас появилась песня «Дорогою добра», содержание которой определяет суть нашей деятельности (Приложение 2).
К концу 8 класса в объединении 13 человек, а было 9. Постепенно складывался стиль работы, определились три направления деятельности: волонтёрское, благотворительное, поисковое (Приложение 3). И мы решили: пусть каждый наш день будет добрым для нас, для наших родных, близких и просто окружающих. Как это у нас получилось, мы расскажем и покажем.
2.2. Мы – волонтёры
В чём суть жизни?
Служить другим и делать добро
Аристотель
Как известно, в наши дни всё больше и больше люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, нравственном статусе, о своей гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, но и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных, они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
В этой части разработки постараюсь показать, насколько важно волонтёрское движение в нашей жизни; проанализировать работу нашего объединения «Память». Мы надеемся, что информация будет интересной и полезной для взрослых и детей, для всех тех, кого по-настоящему заботит проблема духовного здоровья нации, судьба своей страны, кто не равнодушен к чаяниям и надеждам нуждающихся людей, живущих с нами рядом.
Это было наше первое направление работы, о другом даже и не думали. Сначала мы объединились, чтобы приводить в порядок бесхозные захоронения учителей-ветеранов. Пока мы шефствуем над четырьмя. Казалось всё просто: нашли, вырубили кустарник, очистили надгробные плиты, далее – поддерживай порядок. Летом посадили цветы, поливали их и пололи. Убрали горы мусора и поставили таблички «Мусор не бросать» (Приложение 4). За полтора года новых гор мусора не появилось, да и таблички не уничтожали. Значит, наше дело признали. Это нас вдохновило. Мы захотели отремонтировать ограды. Но ограждения оказались в плачевном состоянии (от времени проржавели, потеряли форму, ушли в землю). Есть и памятники в полуразрушенном состоянии. В ходе работы столкнулись с трудностями. Отремонтировать ограды, реставрировать надгробия своим силами не удалось. Мы обратились в администрацию посёлка, обещали помочь (Приложение 5). К нам подключаются и родители: планируем провести реконструкцию ограждений, покрасить и поставить памятный знак «Охраняется поисково-патриотическим объединением «Память».
Когда мы прочитали фамилии на памятниках (Розов К.С., Розова В.Д; Мальцева В.М., Матлыгин И.Е., Фураева С.М.), оказалось, что ни о ком из этих людей мы ничего не знаем. Решили, что надо восстановить сведения об ушедших, предоставив собранную информацию в музей посёлка. Это оказалось нелёгким делом: родственников нет, бывшие ученики разъехались по всей стране. Бросили клич в соцсетях, на помощь пришли ветераны посёлка. Вот что пока нам удалось найти.
Мальцева (Балшина) Валентина Михайловна родилась 24 марта 1932 года в д. Мартьяново Пошехонье-Володарского района Ярославской области. В 1939 году поступила в 1 класс В.- Маткомской школы, где училась 4 года, затем обучалась в Гаютинской семилетней школе. В 1946-1950 годах училась в педучилище, затем работала 1 год учительницей начальных классов Доровской семилетней школы Первомайского района.
С 1 сентября 1951 года студентка Щербаковского учительского института, где проучилась 2 года и окончила его с отличием. С 15 августа 1953 года по 26 августа 1961 года работала учителем русского языка и литературы в Исаковской семилетней школе Ростовского района Ярославской области. Затем была переведена на должность завуча Заозёрской семилетней школы того же района. В 1962 году 25 августа поступила работать в Песоченскую среднюю школу Рыбинского района Ярославской области; сначала завучем школы, а с 1964 года - учителем русского языка и литера туры.
С 1953 по 1957 год училась в Ярославском педагогическом институте им Ушинского по специальности учитель русского языка и литературы 5-10 классов
Розов Кирилл Сергеевич
Родился в 1897 году а Пошехонском уезде. В 1904 году поступил в школу в селе Шаготь. В 1908 году окончил 5 классов. В 1941 году добровольно ушёл на фронт, служил в 141 офицерском полку. Награждён медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды». В 1942 году в Белоруссии был тяжело ранен, лечился в полковом госпитале. Войну закончил в городе Жимин (Приложение 6).
Итак, у нас появилось общее дело, вокруг которого сплотились мы, ученики, наши родители, жители посёлка, проживающие здесь и удалённо, есть (пока два) предложения о небольшой материальной помощи, в нашем отряде теперь 13 человек (первоначально – 9). А ведь поначалу к нашей инициативе многие относились скептически, не верили, что это всерьёз и надолго.
2.3. Благотворительность – благое дело
Добрые дела дают силы нам самим и
побуждают к добрым поступкам других
Платон
Благотворительность – это второе направление нашей работы. Что же такое благотворительность? БЛАГО+ТВОРИТЬ. Творить БЛАГО (добро) - нести добро людям во благо их, то есть оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие. Так мы решили на уроке в 5 классе. Мы перелистали историю появления и развития благотворительности в России и узнали, что эта деятельность имеет давнюю историю, и еѐ началом принято считать 988 год – дату Крещения Руси. При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.
Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена. Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в XIX веке в стране введено звание «Почѐтный благотворитель». Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдѐновы, Строгановы и другие. В годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей. 7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Мы поняли, что наше объединение не может остаться в стороне, тем более что сами того не подозревая, мы уже совершали добрые дела. Вот акции, в которых мы приняли и принимаем участие:
- «Ветеран рядом» - поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла, одиноко проживающих пенсионеров с тематическими праздниками;
- «Мастерская волонтера» - изготовление тематических поделок ручной работы для поздравления подшефных пенсионеров;
- «Я – гражданин» - акции, направленные на воспитание патриотизма среди населения посёлка (9 мая, блокада Ленинграда и т.д.)
В марте 2018 года мы участвовали в акции «Белый цветок» (Приложение 7). Представители Рыбинской епархии вместе с о.Иоанном (Перевезенцевым) рассказали нам об истоках этой акции, провели мастер-класс по изготовлению мягких игрушек-зайчиков. В начале июня под их руководством мы плели коврик. Именно тогда мы поняли, что это так здорово – делать радость другим. Уже будучи шестиклассниками, в ноябре-декабре 2018г. мы своими руками делали подарки для акции «Рождественская снежинка» (Приложение 8). Приятно было видеть свои изделия на прилавках в универмаге в день проведения акции. Все собранные средства направлены адресно нуждающимся и тяжело больным рыбинцам, среди которых Татьяна Белова (30 лет), которой поставлен диагноз лимфома Ходжкина, Валентина Красюк (32 года) с острым миелоидным лейкозом. В средствах нуждаются и совсем маленькие детки Соня Родионова (2 года), которой необходимо пройти два курса реабилитации и Максим Швалев (3 года), ему необходим хромосомный микроматрический анализ высокого разрешения. По четвергам на 5 канале проходит акция «День добрых дел», в ходе которой собирают средства для тяжело больных детей. И в этой акции и дети, и их родители тоже принимают участие. В настоящее время в посёлке проходят акции «Добрые крышечки» по сбору средств больным детям: собираем ненужные пластмассовые крышки, которые поступят на переработку, а вырученные деньги пойдут нуждающимся людям. В школе стоит ёмкость, в которую складываем эти крышки (Приложение 9).
Вместе с родителями готовим подарки ветеранам, одиноким пенсионерам (уточняем эти списки) (акции «Ветеран рядом», «Мастерская волонтёра»), готовимся к участию в «Рождественской снежинке». Мы думаем, что и вы, узнав об этих акциях, не останетесь в стороне от участия в них.
Это еще одно наше общее дело, ставшее необходимостью, частью нашей жизни. Оказывается так просто БЛАГО дарить, ведь доброту трудно раздать, потому что она всё время возвращается. Мы получаем трудовые навыки (шьём, вяжем, вышиваем, клеим, мастерим), сами становимся добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
2.4. Поисковая деятельность
Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков,
узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать
себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир,
как и для чего живём, как и к чему должны стремиться
В.О.Ключевский
Третье направление нашей работы – поисковое. Сначала мы бессистемно трудились на этой стезе: встречались с интересными людьми (цикл встреч «Дети войны», классные часы о родных – участниках боевых действий), собирали краеведческий материал в соответствии со своими интересами и представляли итоги работы на конференциях разного уровня (о становлении и развитии футбола в Песочном, об экологических проблемах, о знаменитых домах и др). Экскурсии в местный краеведческий музей им. А.А.Ямщикова, в «Музей советской эпохи» (г.Рыбинск) убедили нас в том, как ещё мало изучен наш край, история посёлка. Сколько белых пятен! А люди уходят. Вместе с советом музея, советом ветеранов мы разработали систему мероприятий по изучению и сбору материалов о наших односельчанах. У нас получились такие направления: «Труженики тыла» (этот раздел вообще не разработан в нашем музее), «Дети войны», «Культурное наследие». 2 ноября мы брали интервью у ветерана войны, труженицы тыла Ладановой Валентины Гавриловны. Эта удивительная 90-летняя женщина рассказала, как они трудились во время войны, как строили жизнь в послевоенные годы вместе с мужем. Стаж их семейной жизни в декабре будет ровно 65. О секретах такой крепкой семейной жизни мы тоже узнали из её рассказа, подержали в руках награду от губернатора области в честь 60-летия семейной жизни (Приложение 10). На очереди – встреча с ещё одним старожилом посёлка.
Поиск и сбор сведений о замечательных людях нашей малой родины – это третья часть нашей жизни. Мы помогаем собирать материалы для музейных экспозиций, работаем с архивами, общаемся вживую с историческими людьми в полном смысле
В посёлке о нас знают, помогают. «Хорошее вы дело затеяли, ребятки!» - говорят нам односельчане, и мы чувствуем, что живём не зря. Нельзя не согласиться с философией Платона: «Добрые дела дают силы нам самим и побуждают к добрым поступкам других».
III. Заключение
В ходе работы мы убедилась в значимости добровольчества в нашем обществе.
Общее дело сблизило нас, активизировало, мы смотрим на мир открытыми глазами.
Распространение волонтерского движения среди школьников – активный процесс, который будет развиваться в ближайшее время. Участвуя волонтером в каком-либо проекте, подростки, в первую очередь, повышают уровень своей компетентности, реализуют свои способности и чувствуют личную значимость. Действуя в своих интересах, мы в то же время помогаем окружающим.
Волонтерство, благотворительность, поисковая деятельность – хороший способ попробовать свои силы в разных сферах, получить новые знания и навыки, научиться работать в команде, брать на себя ответственность за реализацию проекта (Приложение 11+ видео-отзыв Кораблёвой Э.П.). Работая волонтерами, ребята, в первую очередь, активно взаимодействуют друг с другом, учатся контактировать с вышестоящими организациями, представителями администрации, партнерами.
На основании вышеизложенного делаем вывод, что правильно организованная работа по выше перечисленным направлениям в значительной степени влияет на социальную активность молодежи, определяет дальнейшую успешную социализацию выпускников, позиционирующих себя как значимую единицу общества.
Источники информации
Архивы семьи Ладановых
Материалы музея им. А.А.Ямщикова
Электронное портфолио ППО «Память»
Песня «Дорогою добра» https://ru.megapesni.com/sovetskie_multfilmy/64827-detskaja-doroga-dobra.html
Что такое благотворительность? https://rosuchebnik.ru/material/blagotvoritelnost-i-podrostki-osnovnye-prinsipy-uspeshnoy-kampanii/
Коллекция картинок «Благотворительность» https://yandex.ru/collections/card/5cc20abe3cbd83b2c800868b/?boardId=5c9353a7548bb60079640e50
Картинки « Историческая память» https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C&stype=image&lr=213&source=wiz
10