12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Евгения Васильевна126
Стаж 35 лет, победитель губернаторского конкурса "Первый учитель"
Россия, Иркутская обл., Шелехов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Девчонки, мальчишки – вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

 

Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится  человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт  вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие  качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и  идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

¾   коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

¾   коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

¾   ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

¾   общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.  В содержании занятий объединяются блоки  знаний трех различных предметов:

-         литературное чтение – экология – технология.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Ø    создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

¾   воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

¾   формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

¾   формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

¾   акции;

¾   трудовые дела;

¾   праздники;

¾   беседы;

¾   конкурсы;

¾   выставки;

¾   экскурсии;

¾   социальная проба;

¾   творческие дела.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ø          различать  хорошие и плохие поступки;

Ø    проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø    устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø          проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø    знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø    оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;

Ø    уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть,  программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

Станции:

¾   Литературная;

¾   Экологическая;

¾   Семейная;

¾   Трудовая;

¾   Сретенская.

 

№ п/п

Направления

деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Станция «Литературная»

3

1

2

3.

Станция «Экологическая»

7

2

5

4.

Станция «Семейная»

6

2

4

5.

Станция «Трудовая»

9

3

6

6.

 Станция «Сретенская»

5

2

3

7.

Итоговое занятие и выставка

2

1

1

 

                     Всего

33

12

21

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Тема занятия

Примечание

План.

Факт.

1.

 

 

Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

 

2.

 

 

Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном  участке.                

 

3.

 

 

Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи.

 

4.

 

 

Станция «Сретенская»: Встреча «Давайте, познакомимся».

 

5.

 

 

Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями

 

6.

 

 

Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей

 

7.

 

 

Станция «Семейная»: акция «Моя мама»

 

8.

 

 

Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»

 

9.

 

 

Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»

 

10.

 

 

Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки

 

11.

 

 

Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям»

 

12.

 

 

Станция Сретенская»: операция «Подари игрушку детям»

 

13.

 

 

Станция Сретенская»: «День согласия и примирения»

 

14.

 

 

Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница»

 

15.

 

 

Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)

 

16.

 

 

Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?»

 

17.

 

 

Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов

 

18.

 

 

Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников

 

19.

 

 

Станция Сретенская»: «Рождество Христово»

 

20.

 

 

Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия»

 

21.

 

 

Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником»

 

22.

 

 

Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу»

 

23.

 

 

Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице – посадка лука

 

24.

 

 

Станция «Экологическая»: работа в живом уголке – уход за рыбками

 

25.

 

 

Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки -  малышки

 

26.

 

 

Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)

 

27.

 

 

 Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе

 

28.

 

 

Станция Сретенская»: « Светлая Пасха»

 

29.

 

 

Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор»

 

30.

 

 

Станция «Семейная»: фото – конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».

 

31.

 

 

Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов

 

32.

 

 

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

 

33.

 

 

Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам  работы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Теоретические знания

 Знакомство с понятием «добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практическая работа

 Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

 

Станция «Литературная»

Книга - твой друг

Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Теоретические знания

 Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание  жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.

Практическая работа

 Изготовление книжек – малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.

Станция «Экологическая»

Человек – друг природы. Природа – мой дом.

Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю;  животному миру.

Теоретические знания

 Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.

Практическая работа

Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке – прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке – полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке – освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».

Станция «Семейная»

В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.

Цель:  развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье

Теоретические знания

Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».

Практическая работа

Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.

Станция «Трудовая»

Воля и труд дивные всходы дают.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.

Теоретические знания

Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.

Практическая работа

Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».

Станция «Сретенская»

С кем живешь, с тем и слывешь.

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.

Теоретические знания

История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.

Практическая работа

Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

4. Программа воспитания и социализации

5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова,  к.п.н., профессор)

Ф.И. учащегося

 

Нравственные качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень нравственных качеств личности:

1.     Дисциплинированность

2.     Ответственность за выполнение поручений

3.     Адекватность восприятия критики

4.     Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

5.     Конфликтность

6.     Коммуникативность (общительность)

7.     Честность

8.     Сотрудничество

9.     Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и  в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.