Конспект занятия на тему «Дорогою добра»
Цель: раскрыть понятие «доброта».
Задачи: способствовать проявлению доброты ко всему окружающему, повышению уверенности в себе.
Материалы и оборудование: ноутбук, вырезанные ромашки, ручки, распечатки грустной собаки, цветные карандаши.
Ход.
(На фоне мелодии песни «Дорогою добра»)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Здравствуйте ребята. Вы узнали песню? Как она называется? О чём говорится в ней? Что значит идти «дорогою добра»?
Что же такое доброта? Это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-то или чему-то. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Перед каждым из вас лежит ромашка. Её серединка – это слово доброта. Напишите на её лепестках к кому вы проявляете доброту. (песня «Что такое доброта?» Барбарики). А как вы это делаете?
Давайте составим ромашковую поляну добра.
Скажите, ребята, а добро мы проявляем только по отношению к людям? А к природе? А к животным? Послушайте сказку, которая называется «Котёнок» (И. Стишенок).
« Жил – был на свете маленький серый котёнок по имени Мурзик. Всю свою сознательную жизнь он провёл в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться за красивыми бабочками. Котёнок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили ближе, Мурзик шипел, скалил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котёнок возвращался в тёмный и холодный подвал.
Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой -нибудь незнакомец всё – таки подходил поближе, дети громко кричали:
- Не трогайте его! Это Очень Злой Котёнок. Он сильно царапается.
Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котёнка.
- Какой хорошенький! – воскликнула девочка и подошла поближе.
- Только не трогай его, - вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо. – Этот котёнок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
- Это не злой, а Очень Испуганный Котёнок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.
- Но царапаясь, он никогда не найдёт себе друга и останется одиноким, - произнёс мальчик.
- А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.
- Ксс, ксс, - шёпотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.
Услышав шёпот, котёнок вышел из подвала и очень медленно подошёл к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.
Каждый день Маша поила маленького котёнка и всё ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка с котёнком так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котёнка, решила взять его к себе домой. Впервые за долгие месяцы Мурзик пошёл на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котёнка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шёрстка у него не серая, а белая и блестящая.
Через несколько дней Маша с котёнком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:
- Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.
Дети с опаской и недоверием подходили к котёнку и дотрагивались до его шёрстки. Но он действительно не царапался.
- И совсем этот котёнок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.
- Совершенно верно, - улыбнулась Маша. – Это Очень Добрый Котёнок».
Почему дети говорили о котёнке, что он Злой? Был ли он таким на самом деле? Что помогло девочке подружиться с котёнком? Чему учит эта сказка?
А теперь перед вами рисунок собачки. Давайте поможем ей. Видите, она грустит. Нарисуйте то, что, по вашему мнению, может её развеселить.
(распечатки грустной собаки). Рис№1
Молодцы! Теперь собачка повеселеет.
Ребята, а к себе нужно быть добрыми? Что значит быть добрым к себе? А это легко или сложно? Давайте признаемся: это очень сложно. Ведь мы без конца копаемся в себе, ищем в себе недостатки, сравниваем себя с кем – то, кто как нам кажется лучше нас, мы не верим в свои силы и способности, не замечаем наших сильных сторон и т.д. Давайте попробуем немного побаловать самого себя. (Релаксация «Солнечный зайчик»)
Сядьте удобно. Я предлагаю вам отнестись очень заботливо и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Закройте глаза и постарайтесь расслабиться.
Представьте, что к вам в ладони «прыгнул» солнечный зайчик. Он такой тёплый и светящийся. Почувствуйте, как его тепло согревает ваши ладошки, и вот уже оно добралось до ваших пальцев. Их немного покалывает и даже немного щекотно.
А тепло и свет продолжают подниматься по вашим рукам, делая их тёплыми и мягким. Расслабляются кисти, локти, плечи.
И вот доброе солнечное тепло достигло головы. Пробежалось по макушке, коснулось ушей, прошло по лбу и носу, коснулось глаз, опустилось к губам, растягивая их в улыбку. Расслабляется подбородок и шея.
И вот уже тепло добра спускается к груди, наполняя сердце теплом и светом, заставляя думать только о хорошем, добром.
Тепло и свет спускаются к животу, делая его тёплым и мягким.
Жёлтый свет спускается к ногам, заставляя бежать мурашки сверху вниз, к коленям и ступням. Расслабляются колени, ступни. Приятное щекотное тепло доходит до самых кончиков пальцев.
Всё тело расслаблено и окутано приятным теплом доброго солнечного света. Вам тепло и приятно. Тепло и приятно.
А теперь пора возвращаться. Глубоко вдохните и на счёт три открывайте глаза. Один, два, три… и вот мы снова все вместе в комнате.
А завершим мы наше сегодняшнее занятие упражнением «Подарок». Все любят получать подарки? А дарить? А что больше нравится – получать или дарить? Сейчас каждый из вас сможет сделать другому подарок.. Необходимо представить, что это будет, а это может быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы его хотите вручить. Затем изобразите этот подарок при помощи рук (невербально) и передайте тому, кому он предназначается. Будьте внимательны, подарки должны получить все.
Итог: ребята, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? Что вы больше всего запомнили?
Что такое доброта?
Что это такое доброта
И увидеть нельзя,
И нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья
И летать все могут! (из песни «Что такое доброта» Барбарики)
Рис№1