Проект в старшей группе «Дошкольное лесничество»
ГБОУ СОШ №3 СП "Детский сад №31 "Сказка"
Проект «Дошкольное лесничество»
(В старшей группе)
Срок реализации: 01.09.2019-31.05.2020год.
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий, долгосрочный
выполнили:
Афиногенова В.В.
Макарова Н.А
2019-2020г.
Содержание проекта
Актуальность проекта……………………………………….................….........3
Паспорт проекта………………………………………………............................3
Целевые группы проекта……………………………………….........................4
Механизм реализации проекта…………………………………........................5
Конечный результат проекта…………………………………...........................8
Список литературы………………………………………................….….........10
Приложения………………………………………………………......................11
Актуальность проекта
Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно. Не секрет, что и у некоторых родителей низок уровень экологической культуры.
Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние родного края зависит только от человека, развить способность понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Дети, которые ощущают природу: сезонную красоту деревьев, аромат цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Научить воспитанников любить наши леса и реки, деревья и цветы без помощи родителей, без искреннего устремления сохранить красоту окружающего мира сделать сложно.
Растительный мир нашего края это неоценимый источник развития любознательности, сопереживания. Впечатления, полученные от природы в детстве, остаются в памяти навсегда, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Паспорт проекта
Наименование проекта:
«Дошкольное лесничество»
Вид проекта:
Познавательно – исследовательский, долгосрочный
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы, родители, педагоги
Основные разработчики проекта:
Н.А.Макарова, В.В. Афиногенова, воспитатели ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад №31"Сказка"» г.о. Чапаевск Самарской области
Принцип построения проекта:
Проект разработан на основе дидактических принципов:
научности;
последовательности;
доступности;
учета возрастных особенностей дошкольников
Цель проекта:
Вовлечение воспитанников в активное освоение растительного мира Кемеровской области
Задачи проекта:
Создание развивающей среды по данной теме
Проведение мероприятий, систематизирующих и конкретизирующих представления воспитанников о растительном мире родного края
Обеспечение формирования эмоционально – чувственного положительного опыта общения с природой
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап: сентябрь 2019 г.
2.Основной этап: ноябрь 2019 г.
3.Заключительный этап: май 2020 г.
Исполнители проекта:
Воспитанники старшей группы, родители, воспитатели
Планируемые результаты проекта:
Повышение уровня компетентности педагогов в экологическом воспитании.
Активизация родителей в исследовательской деятельности.
Расширение знаний у воспитанников о растительном мире родного края.
Целевые группы проекта
Дети старшей группы:
Осознание «Я» как знатока и защитника природы.
Родители:
Повышение уровня компетентности в экологическом воспитании ребенка.
Педагоги:
Повышение педагогической компетентности в экологическом воспитании с позиции реализации образовательной области «познавательное развитие».
Создание творческой группы – родители и дети группы.
В проекте согласились участвовать родители группы «Дружная семейка» - 31 человек. Каждый согласился внести свой вклад в проект.
2. Исследование экологической ситуации
Осенью мы посадили березу в лесополосе и на территории детского сада посадили сосны.
Почему они болеют? Как помочь? Какие нужно создать условия? Как их можно обрабатывать?
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап:
сентябрь 2019г.
Подбор литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
Изучение познавательной художественной литературы по данной теме;
Подбор дисков о жизни растений;
Подготовка информации для родителей по теме «Экологическое воспитание».
II Основной этап
Октябрь – май 2020г.
Совместная деятельность педагога и воспитанников:
Познавательные занятия экологической направленности: «Что мы знаем о деревьях?», «Деревья и кустарники на участке детского сада», «Деревья родного края».
Художественное творчество: рисование «Деревья осенью, зимой»; аппликация: «Лес, точно терем расписной», «Бабочка из осенних листьев»; лепка «Яблонька», «Осенние листья»; поделки из природного материала «Лебединое озеро».
Чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта.
Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Определи дерево по листочку» и другие.
Исследование и эксперименты: «Есть ли у дерева соседи»; экологические цепочки «Дерево, птицы, насекомые», «Что держит дерево в земле», «Что будет, если деревья не сбросят листву на зиму?», «Как помочь дереву зимой?»
Наблюдение за деревьями в разное время года.
Труд на участке и в природе: уборка сломанных веток, опавших листьев, побелка стволов деревьев, сгребание снега к стволам.
Работа с родителями
Выпуск и раздача листовок «Берегите лес!»
Консультации «Роль семьи в экологическом воспитании детей».
Сбор природного материала совместно с детьми.
Выставки детских работ: «Лебединое озеро», «Яблоневый сад», «Осенние фантазии».
Участие семей в конкурсе «Пластилиновая осень».
III Заключительный этап
май 2020 г.
Занятие «Деревья родного края».
Презентация проекта.
3. Разработка плана
№ | Вид работы | срок |
1 | Познавательные занятия экологической направленности: «Что мы знаем о деревьях?», «Деревья и кустарники на участке детского сада», «Деревья родного края». | Сентябрь |
2 | Наблюдение за деревьями в разное время года Участие семей в конкурсе «Пластилиновая осень». | Октябрь |
3 | Исследование и эксперименты: «Есть ли у дерева соседи»; экологические цепочки «Дерево, птицы, насекомые», «Что держит дерево в земле», «Что будет, если деревья не сбросят листву на зиму?», «Как помочь дереву зимой?» | Ноябрь |
4 | Художественное творчество: рисование «Деревья осенью, зимой»; аппликация: «Лес, точно терем расписной», «Бабочка из осенних листьев»; лепка «Яблонька», «Осенние листья»; поделки из природного материала «Лебединое озеро». | Декабрь |
5 | Выставки детских работ: «Лебединое озеро», «Яблоневый сад», «Осенние фантазии». Наблюдение за деревьями в разное время года | Январь |
6 | Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Определи дерево по листочку» и другие | Февраль |
7 | Консультации «Роль семьи в экологическом воспитании детей». | Март |
8 | Наблюдение за деревьями в разное время года. Труд на участке и в природе: уборка сломанных веток, побелка стволов деревьев, сгребание снега к стволам | Апрель |
9 | Выпуск и раздача листовок «Берегите лес!» | Май |
4. Мониторинг на начальном этапе:
При проведение мониторинга было выявлено, что дети плохо знают название деревьев и не знают его строения. Так же, не знают, не могут их отличить.
Цель: выяснить, что детям известно о деревья, о сезонных изменениях, происходящих с деревьями.
Материал: картинки с разными деревьев.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
они отличаются
2. Почему деревья относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как деревья приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Почему нужно беречь природу?
5. Как можно помочь деревьям весной?
6. Кто помогает деревьям в природе?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Мониторинг на заключительном этапе:
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:
1) росту профессионализма воспитателей, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.
Конечный результат проекта
У детей:
Расширение знаний о деревьях области.
Проявление инициативы в познании растений, в экспериментальной деятельности.
Прогнозирование действий по отношению к окружающей среде.
Желание охранять деревья, улучшать экологию региона.
У родителей:
Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ.
Повышение экологической грамотности.
У педагогов:
Создание предметно – развивающей среды, ориентированной на формирование экологической культуры.
Разработка комплексов мероприятий на тему «Деревья родного края».
5. Экологическая тематика в жизни детского сада
«Художествнено- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
6.Предоставление информации и сотрудничество
Родители группы, лесное хозяйство г. о. Чапаевск.
7. Составление экологического кодекса
Берегите леса!
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!
Чтобы было раздолье лесное,
Где смогли бы мы отдыхать
От палящего летом зноя,
А зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Берегите его тем более
От обидчиков, от огня.
Лес для жизни нашей условие,
Словно воздух и земля.
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!
Список литературы
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж; 2006 – 128с.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». – Санкт Петербург: «Детство – ПРЕСС»; 2002 – 156 с.
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»: «ВАКО». – Москва; 2005 – 235 с.
В.А. Дрязгунова «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями», пособие для воспитателей детского сада. – Москва. «Просвещение»; 1981 – 78 с.
Н.Н. Кондратьева « Мы»: программа экологического образования детей; Библиотека программы «Детство». – Санкт Петербург. «Детство – ПРЕСС»; 2000 – 227 с.
Приложения
Приложение 1
Дидактические игры детей старшего возраста.
«Угадай, какой наш дом»
Цель: Описать деревья и найти их по описанию.
Правило: Называть деревья можно только после описания.
Содержание: Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описание: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания).
«Кто где живет?»
Цель: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Правило: Искать «дом» после сигнала. Правильно найти «дом».
Оборудование: Маски лисы, зайцев, белок.
Содержание: Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто – то один из вас – лисой. Белочки ищут дерево, на котором могут укрыться, а зайчики – под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису, а всем остальным детям – маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
«К названному дереву – беги!»
Цель: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Правило: Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям.
Содержание: Игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!».
«Лесник»
Цель: Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части: ствол, листья, плоды и семена. Научить детей выражать свои знания словами.
Правило: Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.
Содержание: Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети – дошкольники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух – трех лесников и столько же отрядов детей, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу.
«Найди дерево по семенам»
Цель: Найти целое по части.
Правило: Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.
Оборудование: Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.
Содержание: Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
«Путешествие»
Первый вариант.
Цель: Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правило: Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Содержание: Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два – три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки.
Второй вариант.
Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям.
Третий вариант.
Цель: Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правило: Описывать растения – ориентиры, не говоря, как они называются.
Содержание: Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3 – 4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. /В.Берестов/
Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Семья —
Морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример - разговор с двухлетним ребенком:
- Кто ты бабушке?
- Красавчик, любимчик.
- Дедушке? - Внук.
- Матери? - Сыночек.
- Отцу?
- Сын.
Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи..., когда иначе предписывает «здравый смысл», расставляются акценты:
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже с люстрой над столом - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайником баском - еще не дом.
Когда вечерняя спустится темнота,
Так эта истина понятно и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната раздольна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой - ты, и дом мой —
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже с люстрой над столом - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайником баском - еще не дом. /А.Суслова/
Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.
При первой возможности, в любое время года, лишь бы была погода сносна, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите коллекцию листьев многообразных по форму и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти невзрачную травинку. Взгляните на нее. Да она только издали кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, красива, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок. Выйдите с ребенком на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку. Может у кого-то есть уголок — грядка на дачном участке? Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветет или впервые появится в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник. Научите ребенка дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.
Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой... Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера - зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?
Человек - это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки — походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.
Консультация для родителей
«Чем занять ребенка на прогулке?»
Все родители гуляют со своими детьми. Малышам нужен свежий воздух. С этим никто не спорит. Когда ребенок еще маленький, он мирноспит в коляске, а мама наслаждается минутами покоя, совершая марш-бросок по близлежащим дворам.
Но чем старше становится ребенок, тем больше дляегоразвитиядолжна приносить прогулка. Свежего воздуха теперь уже недостаточно.Загляните на любую детскую площадку. Что скорее всего вы увидите? Какправило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с горки или залезают на лесенку; счастливчики, которымповезло занять качели, гордо восседают на них. Мамы, в свою очередь,заняты беседой друг с другом на близлежащей скамейке, периодическипосматривая в сторону своих чад. Главное - чтобы не подрались, несвалились, не наелись песку. Многие родители почему-то уверены, что прогулка - это время их
законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру заего безопасностью. Конечно, малышу необходимо время длясамостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не всостояниииграть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: "Ну, иди же, играй в песочек, дай поговорить!" При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности - на занятия с ребенком.
А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности длязанятий с детьми. Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми. Возможно, вы знакомы с методикой ГленаДомана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголке двора. Напишите на карточках слова «земля», «трава», «дерево», «одуванчик», «шишка», «кора», «берег» и т. д.Разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уже оболее старших, будет в восторге от такой игры. Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", пусть он правильно расставит карточки перед "экспонатами". Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: "Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись! " "Вот я пишу: "сосна ", а ты поищи пока, куда ее прикрепить ". Трехлетний ребёнок с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете. Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса. Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться внастоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью
карты. Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами,
попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите обихсмене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.
Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно. Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-
тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся котлету, а заодно и вспомнить сказку «Серая шейка». Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной
семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее вбабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить. Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну, где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие. Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией.
Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детейвместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб. Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка). Приготовьте сосуды различногообъема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда -
идеальное место для изучения понятий много - мало, тяжелый - легкий, жидкий - твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику. Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, возьмите напрогулку бумагу и краски или карандаши. Не часто удается побывать в роли "художников на этюдах". Объясните малышу, как делать наброски
растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, - не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.
Консультация для родителей на тему:
«Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.
Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.
Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.
Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.
Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду и школе, но в первую очередь – в семье.
Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.
У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.
Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.
Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.
Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.
Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.
Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.
Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.
Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.
Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.
Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.
Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.
Консультация для родителей
«Что мы называем экологическим воспитанием».
Экологическое воспитание - это дело осознанных родителей. Все, кому не безразлично будущее нашей Земли, стараются изменить что-то в сегодняшней ситуации. Именно поэтому так важно привить нашим детям знания о том, как лучше сохранить и преумножить ресурсы нашей планеты. Дальше вы узнаете о способах, которыми можно рассказать и показать ребенку, что можно делать для экологии нашей планеты. Ребенок, играя, сможет выполнять простые экологические правила уже с малых лет.
Посади дерево
Сначала расскажите детям о деревьях, об их роли в жизни нашей планеты. Пусть ребенок в простой форме узнает о том, что деревья производят кислород, впитывают корнями всю избыточную влагу и тем самым препятствуют затоплению. Также под деревом хорошо спрятаться в очень жаркий день. Расскажите, что дерево является важной частью в жизни животных и насекомых. Можно и показать животных, птиц и насекомых, которые живут на деревьях. Расскажите о вырубке леса и о том, что это плохо отражается на нашей планете. Расскажите, как интересно посадить дерево и смотреть, как оно растет.
После интересного рассказа можно перейти и к практике. Посадите вместе с ребенком дерево в саду или парке. Существует муниципальные программы, в рамках которых люди добровольцы выходят в парки и высаживают деревья для озеленения нашей планеты. Участие с детьми в такой программе стало бы прекрасным положительным уроком экологического воспитания.
Экономь электричество
Пусть малыши узнают об энергетических ресурсах. Расскажите о том, что необходимо разумно использовать ресурсы нашей планеты. Объясните, что каждому ребенку по силам сберечь немного электроэнергии, просто выключив свет, где в нем нет необходимости. Выключить работающий телевизор, если его никто не смотрит. Расскажите, что уменьшить расходы по электричеству очень важно для нашей планеты. Малыш будет чувствовать важность экономии и с удовольствием поможет вам сберечь электричество в своем доме.
Экономь воду
Вода это основа нашей жизни, уникальное вещество, благодаря которому зародилась и развилась жизнь в том виде, в котором мы ее сейчас видим. Однако не всякая вода пригодна для питья. Запасы питьевой воды на планете постепенно сокращаются. Что мы можем сделать, чтобы избежать этого? Объясните детям, что разумное расходование воды из крана очень поможет в этом деле. Но как экономить воду? Например, не позволять воде течь из крана бесцельно. Малыш может посмотреть на краны дома, не капает ли вода из них, и сообщить об этом родителям.
Не бросай мусор
Чистота нашей планеты – это одна из самых труднодостижимых целей. Люди ежедневно вырабатывают тонны мусора, которые превращаются в проблему. Переработка и повторное использование вещей одно из решений этой проблемы. Но наряду с системными свалками мусора, существует много стихийных свалок, которые делают люди. Расскажите детям о том, что оставлять мусор в не предназначенных для этого местах плохо. Люди выезжают на природу отдохнуть и оставляют после себя много мусора. Лучше собрать весь мусор в пакет и выбросить в предназначенном для этого месте. Также познакомьте детей с основами типами сортировки мусора и разумного разделения на бумагу, стекло, метал и пищевые отходы. Расскажите, что потом разные типы мусора перерабатываются по-разному.Расскажи друзьям, как заботиться о нашей планете. Вы можете предложить вашим малышам поделиться всей интересной информацией по защите нашей планеты с их друзьями. Замечательно, когда дети общаются и обсуждают хорошую идею, стараются следовать сами и рассказывают о ней друзьям.Наконец хотим сказать, что будущее нашей планеты находится в наших руках сегодня. И взяв на себя ответственность, принимать правильные решения и приносить пользу для нашей планеты, воспитывать своих детей экологически правильно, мы сможем оставить после себя прекрасный чистый дом, под названием Земля.
Консультация для родителей
«Человек и природа»
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «Мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на маму и папу, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме! В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок напоминает путешествие в познание. А потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.
Уважаемые родители! В выходные дни организовывайте с детьми прогулки в лес. Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и вблизи жизнь леса. В любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.
Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняет жизнь растений, птиц, животных. Осенью наиболее заметное явление в мире растений – листопад: желтые, оранжевые, ярко-красные листья опадают с кустарников и деревьев и ложатся на еще свежую зеленую траву, на дорожки. На деревьях и кустарниках во время листопада, а на некоторых и после него долго висят плоды: крылатки на клене, ясене, орешки на липе.
Приучайте детей слушать пение птиц, обратите внимание на музыкальный лесной шум. Свои голоса имеют сосновый бор и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь. За зверями и птицами лучше наблюдать с помощью фотоаппарата или кинокамеры. С их помощью можно запечатлеть всё интересное и необычное.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, эстетическое, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас может сохранить и приумножить красоту нашей Земли.
Воспитатель задает вопросы:
Как выглядит рябина?
Где она растет?
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
Что дает рябина людям?
Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится его плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепят рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Деревья родного края»
Задачи: Расширять представления о деревьях в Кемеровской области, формировать умения различать некоторые виды деревьев.
Развивать познавательный и коммуникативные возможности воспитанников, расширять кругозор.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины деревьев, разрезные картинки, модули разных пород деревьев, ветки деревьев, сухие листья, семена, круглое дерево. Музыкальное сопровождение «Времена года» Чайковского.
Методические приемы
Беседа «Чем славится наша область». Предложение прогуляться по красивым местам.
Стишок «Куда сегодня мы пойдем, никто пока не знает. А может в лес мы забредем? И в мир растений попадем». Дети закрывают глаза. На счет «раз, два, три» открывают глаза и видят картины с деревьями. «Какие деревья вы узнали?». «А какие еще деревья растут в нашей области?». «Покажите лиственные и хвойные породы деревьев». Дети берут модули и рассказывают о деревьях.
Из каких частей состоит дерево. Помогут найти ответ кубики с картинками. Дети по очереди подходят к столу, выбирают кубики и рассказывают. (У деревьев есть корни, они растут под землей). (У деревьев есть ствол, он бывает тонким, толстым, светлым, темным). (У деревьев есть ветки с листьями, зимой ветки голые).
Воспитатель знакомит с новым словом «Крона» - это ветки с листьями или просто верхняя часть дерева.
Беседа «Есть ли у деревьев соседи, кто или что они».
Создание экологических цепочек: «Дерево, птицы, насекомые».
Решение проблемной ситуации: «Что может случиться, если деревья исчезнут с Земли».
Игра с мячом: «Назови лес». (Липы – липовый, осины - осинник, березы – березняк, дубы – дубрава и т.д.)
Предложение пойти в глубь леса и найти озеро. Обратить внимание, что ветки деревьев зимой очень хрупкие. Поэтому нужно идти очень осторожно, не задевая их.
Создание макета леса вокруг озера (круглое зеркало).
Любование отражением деревьев в озере.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Кора деревьев»
Задачи:
Обучающие: Уточнить с детьми понятие «кора» для чего она служит деревьям. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесами, за птицами, за животными.
Развивающие: Развивать логическое мышление, обогащать речь.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: древесина, лесник, сувенир.
Предшествующая работа: экскурсия в парк, рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины. Разучивание экологической подвижной игры «Дерево мама».
Материалы и оборудование: иллюстрация дятла, плакат с изображением дерева, образцы коры деревьев (берёзы, ели, липы, сосны» кусочки смолы, веточки тополя, схема сухого дерева. Образцы предметов, сделанных из берёзы, из коры дуба, липы. Магнитофон, кассета с записью шума леса.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте, почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадки)
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысяча ладошек (Дерево)
- Это дерево (показываю плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растёт, размножается).
- А как дышит дерево? Правильно листьями. Дерево вдыхает в себе грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – этот чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли ещё об одном подарке лесника. Корзина – это короб из бересты. Откроем корзину и посмотрим (показываю образцы коры, раскладываю их на стол). Дети, как вы думаете что, это? Правильно это кора. Скажите, для чего дереву нужна кора (кора защищает дерево).
- А от чего она может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок).
- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (ветки) Давайте посмотрим. --- Что же такое кора и что под ней находится «Разденем веточку» (осторожно придерживая рукой, отделяю часть кожицы).
- Что находится под ней? (Древесина). А какая сама кожица? (тонкая, чистая, мягкая). Кожица – это тоже кора, только молодая.
- Даша, найди, пожалуйста. На столе кору молодого дерева. Объясни, почему, ты так думаешь? (потому что кора тонкая).
- Катя, найди кору старого дерева, (потому что жесткая).
- Ребята, посмотрите и скажите с каких пород деревьев это кора? (Берёза, сосна, липа).
- Для чего человеку нужно знать возраст дерева? Хотите я вам расскажу. (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).
Проводится физкультминутка (включается запись – шум леса).
- А какие деревья нужно спиливать в лесу? (старые, больные).
- Как определить, узнать, что дерево болеет? (листья вянуть, кора трескается).
- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые).
- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел).
- Кто знает, как ещё называют дятла? ( Лесной доктор).
- От чего ещё болеют деревья (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т.д.). Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.
Проводится экологическая подвижная игра «Я дерева, мама».
- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными, деревьями. Кто знает, как называется это профессия? (Лесник).
- Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответ (из коры березы изготавливают различные поделки, корзинки, посуду, сувениры).
Включается магнитофон с голосами птиц.
- Что мы слышим? (птичий переполох). Что случилось в лесу? Птицы кружатся над деревом (показываю схему сухого дерева)
- Что случилось с этим деревом? (она погибла). Почему это видно? (нет листьев, нет коры)
- Чем мы можем помочь ему?
Коллективная работа «Оденем дерево»
- Как сделать кору, похожую на настоящую? (смять бумагу, покрасить).
Будем делать кору липы. Дети делают листочки, воспитатель приклеивает к стволу.
- Вот мы и «подлечили дерево». А чем можем помочь. Каждое доброе дело, названные вами, будет превращаться в зелёный листочек дерева (поливать, зимой укутывать снегом, сделать скворечники, замазать ранки глиной).
- Вот видите, сколько нового и интересного мы узнали на занятии.
Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их.
Если бы я был деревом, моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой. Она была бы вся в буграх и бороздах.
Я даже чувствую, что она морщинистая. Но это моя новая морщинистая кожа.
Защитит меня от ран. А дети поймут. Что нельзя вырезать надписи и знаки. На этой новой коже, которая называется кора. Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!
Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе
Тема: «Сохраним деревья».
Задачи:
Обучающие: Расширить представления детей о важной функции деревьев и необходимости их сохранения. Формировать умение различать некоторые виды деревьев.
Развивающие: Развивать познавательные и коммуникативные способности детей, расширять кругозор.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность и аккуратность.
Словарная работа: рубанок, стружка, опилки, волокна, плотник.
Предшествующая работа: рисование деревьев, встреча с плотником.
Материалы и оборудование: деревянный сундук с различными деревянными предметами; столярный и плотницкий инструмент; иллюстрации деревьев, опилки, стружки, нитки, бумага различной плотности, дощечки, листы бумаги с нарисованными деревьями; красные, оранжевые, желтые салфетки, нарезанные на квадратики, клей, кисти для клея, карандаши.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Подойдите ко мне, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пусть тепло ваших улыбок согреет вас.
- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я вам предлагаю отправиться в деревянный город, который называется Деревоград. Это город не простой, сказочный, а мы его первые гости, хотя этот город построили люди. В Деревограде нас будут окружать не дома, а самые разные деревья.
2. Сюрпризный момент:
-Посмотрите, какой красивый сундук. Очень интересно, что же у него внутри. Как вы думаете?
- Этот сундук не простой, он с секретом. Открыть его можно лишь назвав дерево, растущие в этом городе и тогда мы найдем много интересных вещей.
-Какие деревья мы знаем? (береза, сосна, клен, и т. д.).
- Молодцы! Думаю, теперь мы можем, открыть сундук. Пожалуйста, подойдите поближе, и внимательно посмотрите, что внутри? Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места (дети разбирают предметы и садятся на свои места).
- Кто из вас хочет рассказать о том, что у него в руках, как называется предмет и для чего он предназначен. (У меня – ксилофон, это музыкальный инструмент.У меня – шкатулка, в ней можно что-нибудь хранить).
- Скажите, пожалуйста, на ощупь эти предметы твердые или мягкие? (твердые)
Для вас у меня есть еще один сюрприз. Сегодня, я пригласила к нам в гости одного интересного человека. Он занимается обработкой дерева. Кто знает, как называется эта профессия? (плотник)
3. Появление плотника:
Плотник: Здравствуйте дети
Для того чтобы доски были гладкие и не занозистые, их строгают рубанком, вот так (показывает) А чтобы сделать доски определенной длины их пилят ножовкой, вот так (показывает). А чтобы скрепить их между собой используют гвозди и молоток (показывает).
Ребята, давайте поблагодарим нашего плотника, скажем ему «Спасибо».
4. Рассказ воспитателя:
- Так вот, ребята, люди заметили, что при обработке дерева остается много отходов - стружки и опилки. Подойдите, пожалуйста, к столу (воспитатель показывает стружки и опилки). Дети подходят к столу трогают разложенные опилки и стружки.
И научились использовать их, добавив синтетические волокна люди стали делать из еловых опилок нити. Вот посмотрите, они есть и в волшебном сундучке (показывает нитки и вещи из них). Склеивая опилки, люди научились делать доски (показывает ДСП). Конечно, древесно-стружечная плита не такая прочная, как настоящая доска, зато на ее изготовление не тратиться так много деревьев.
В стародавние времена, в стране, которая называется Китай, люди, научились делать бумагу. А вы знаете, как ее делали?
- Садитесь на свои места, а я сейчас покажу вам (показ слайдов). Китайцы собирали опилки, добавляли в них воду, специальный клей и долго варили. Затем в полученное кашеобразное варево добавляли старые, хорошо промытые тряпки, ароматические вещества. Потом эту массу черпали ситом и высушивали на солнце. Конечно, такая бумага получалась очень жесткая, сероватая, но китайцы ей очень гордились. Стоила такая бумага очень дорого, что ее могли купить очень богатые люди.
- Какая бумага бывает сейчас? (белая, цветная, бархатная и т. д.).
- Верно, вот она (показывает)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, что в нашей группе сделано из дерева? (столы, стулья, шкафы, игрушки, бумага и т. д.)
- Какую пользу приносят деревья? Для чего они нужны? (деревья очищают воздух, из них строят дома, строят корабли и т. д.).
- Да, деревья нужны нам:
- для чистого воздуха
- для строительства
- как дом и стол для птиц и зверей
- для флота
- для укрепления почвы
- для изготовления деревянной утвари
- для изготовления игрушек
- для изготовления музыкальных инструментов.
Наши деревья - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот как богат наш лес.
- А как люди относятся к деревьям?
- Скажите мне, пожалуйста, что значит «бережно относится к деревьям » (не ломать ветки, поливать и т.д.)
- Правильно, рыхлить деревья вокруг них, поливать, не ломать. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, в том числе и к бумаге.
-Мы с вами – юные экологи, защитники природы, а это значит, от нас зависит будущее наших деревьев, наша жизнь.
5. Физкультурная минутка:
- Какое сейчас время года? (осень)
- Скажите мне, пожалуйста, какие изменения происходят с деревьями осенью? (облетают листья, деревья стали голые, готовятся к зиме).
6.Рисование «Осенние деревья».
- Мы с вами уже рисовали деревья, с которых облетели листья. А я предлагаю вам вспомнить золотую осень и «одеть» деревья в яркий осенний наряд.
Садитесь за столы и посмотрите, как будут преображаться наши деревья.
Перед вами на столе маленькие квадратики бумаги, которые я вырезала из цветных салфеток. Вы накрутите этот квадратик на не заточенный конец карандаша и приклейте вдоль веточки наших нарисованных деревьев. Работать вы будете в парах, каждая пара делает по одному дереву, но вместе у нас получится целая роща деревьев, которые будут нам напоминать нам о том, что деревья приносят человеку огромную пользу.
А чтобы работа шла быстрее, договоритесь между собой. Пусть один покручивает квадратики, другой приклеивает (дети начинают работу)
- Ребята, посмотрите, какие красивые стали наши деревья, надев свой осенний наряд.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
34