Проект календарно-обрядовых праздников в старшей группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2.
Проект
календарно-обрядовых праздников
в старшей группе .
сентябрь – май
2018-2019 учебный год.
Разработала и провела воспитатель:
Бережная Елена Владимировна.
ПРАЗДНИК! Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными.
Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.
Приобщение детей к истокам народной культуры очень значимо, оно становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация фольклорных праздников предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду".
Тип проекта – информационно-творческий.
По характеру контактов – коллективный.
По продолжительности – с сентября – по май.
Актуальность.
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить.
Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Постановка проблемы.
Включение народного фольклора в программу образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Расширять представления детей о жизни в старину.
Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального, декоративно-прикладного народного творчества.
В результате реализации проекта:
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Родители станут активными участниками.
Этапы реализации проекта.
I. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
II. Основной
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
Тема | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь. «Осеница – царица». | Беседа «Что нам осень принесла?» - формировать представления об овощах, труде взрослых по их выращиванию. Чтение присказки «Ставьте ушки на макушки», рассказывание сказки «Петушок и жерновцы», «Крылатый, мохнатый и масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей. Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями. Подвижные игры: «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание, умение согласовывать слова с игровыми действиями. Дидактические игры «Осенние приметы», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Ошибка художника», «Что растёт в лесу осенью», «Составь картинку из частей», «Времена года» и другие. Заучивание стихотворений и песен об осени. Праздник «Осеница-царица» - вызывать у детей желание участвовать в народном празднике. | Папка-передвижка «Читайте ребёнку правильные сказки». Консультация «Устное народное творчество». |
Октябрь. «Русский наряд». | Беседа «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов. Моделирование русского костюма – развивать умение устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды. Дидактическая игра «Что для чего», «Что сначала, что потом» - развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Какова пряха, такова на ней и рубаха» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь образными выражениями. Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой», «Прялица» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность Беседа «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности Подвижные игры: «Капуcта», «Аленький платочек», «Зайка» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость. Развлечение «Покровские посиделки» - расширять знания о празднике Покров, формировать культуру общения на основе русских традиций. | Изготовление атрибутов к инсценировке сказки «Репка». Конкурс «Изготовление русских народных костюмов». Выставка «Осенние дары». |
Ноябрь. «Рукам работа – душе праздник». | Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа. Экскурсия в Сокольский музей - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа. Дидактические игры: «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа, развивать умение анализировать текст загадки. Общение по теме пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - формировать культуру речевого общения, обогащать речь образными выражениями. Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность. «Праздник мам и бабушек» - воспитывать желание порадовать близкого человека. | Папка- передвижка «Сказкотерапия». Консультация «Что такое традиционная культура?». |
Декабрь. «Мило тому, у кого много всего в дому». | «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Рассуждение на тему поговорок «Домом жить – обо всем тужить», «Не красна изба углами, а красна пирогами» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями. Подвижные игры «Нынче праздничек», «Подушечка» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями. Конкурс «Самая новогодняя группа» - развивать умение оказывать помощь в оформлении группы вместе с взрослыми. «Новогодний праздник» - получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, сплочения. | Конкурс семейного творчества «Новогодние чудеса». Помощь родителей в оформлении группы к Новогоднему празднику. |
Январь. «Здравствуй, Зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!». | «Зимние Святки» - рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещенье). «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания. Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения. Подвижные игры «Игра с Колядой», «К нам коза пришла» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями. Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня. Игры «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры. Развлечение «Зимние посиделки» - расширять знания о народных праздниках, формировать культуру общения на основе русских традиций. | Консультация «Как колядовали в старину». Помощь в подборе атрибутов в подготовке к колядкам в детском саду. Привлечение родителей к подбору фольклорного материала для проведения народного праздника. |
Февраль. Масленица-Комоедица. | Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка. Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина», «Гори, гори ясно» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения. Развлечение «Широкая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. Досуг «Солдатушки, бравы ребятушки!» - дать понятие о смелости, храбрости, решительности, доблести защитников Отечества, о традиции охраны русской земли. | Консультация «Масленичная неделя». Папка-передвижка «Масленица». |
Март. «Полна хата детей, так и счастливо в ней». | Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре. Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре. Праздник «Сердце матери лучше солнца греет» - развивать любовь к самому близкому человеку – маме, уважение к её труду, проявлять заботу. | Папка-раскладушка «Имя – не просто слово». Общение родителей с детьми «История твоего имени». Изготовление паспорта «Мое имя». Помощь в изготовлении костюмов для спектакля. |
Апрель. «Светлая Пасха». | Конкурс чтецов на «День книги» - воспитывать культуру чтения, любовь к книге, бережное отношение к ней. Беседы с детьми о дне шуток и розыгрышей «Веселье лучше богатства» - рассказать о «Первое апреля – никому не верим!» (исполнение небылиц, чтение потешек, пение частушек). Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе. Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания. Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей), «Легенды о крашенье и дарении яиц», знакомство с пасхальными песнями. Расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Музыкальное развлечение «Светлый день» - развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие праздника, воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. | Выставка детских работ «Весенняя капель». Консультация «Что читать ребенку дома». Помощь в организации и участие в празднике. |
Май. «Пришла весна, с радостью…». | Занятие «Уж я сеяла, сеяла ленок – познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященным полевым работам, учить отгадывать загадки, проявляя смекалку и внимание, делать выводы и сравнения. Речевые упражнения – «Скажите наоборот», «Продолжи предложение». Проведение русских народных игр «Сиди Яша», «Протекала речка», «Козел», «Уж я сеяла ленок». Рассказ о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать, познакомить с подвигом народа в Великой Отечественной войне. Разучивание стихов, частушек на военную тематику, песен. Объяснение пословиц и поговорок «С родной земли – умри не сходи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Не силой дерутся, а умением», «Тяжело в ученье, легко в бою». Мероприятие к дню Победы - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. Концерт «День семьи» - развивать способность испытывать удовольствие от встречи с близкими, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания. | Консультация «Воспитание добротой». Папка-передвижка «Детская дружба». |
Предполагаемые результаты:
У детей сформируются устойчивые представления об истории календарных праздников русского народа, интерес к устному народному творчеству, они будут свободно и раскрепощено держаться при выступлениях, импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации, различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
Установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.