Проект календарно-обрядовых праздников в старшей группе

6
0
Материал опубликован 23 October 2019

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2.


Проект

календарно-обрядовых праздников

в старшей группе .


сентябрь – май

2018-2019 учебный год.t1571854522aa.jpg






Разработала и провела воспитатель:

Бережная Елена Владимировна.

ПРАЗДНИК! Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными.

Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.
Приобщение детей к истокам народной культуры очень значимо, оно становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация фольклорных праздников предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.


Проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду".


Тип проекта – информационно-творческий.

По характеру контактов – коллективный.

По продолжительности – с сентября – по май.


 Актуальность.


Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить.

Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры   в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Постановка проблемы.

Включение народного фольклора в программу образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения народных  фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.


Цель:  Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.


Задачи:

Формировать  у детей устойчивый  интерес к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.

Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального, декоративно-прикладного народного творчества.

В результате реализации проекта:

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Родители станут активными участниками.

 Этапы реализации проекта.

I.      Организационно-подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

II. Основной

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

Обобщение результатов работы;

Анализ деятельности;

Презентация итогов работы.

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь.

«Осеница – царица».


Беседа «Что нам осень принесла?» - формировать представления об овощах, труде взрослых по их выращиванию.

Чтение присказки «Ставьте ушки на макушки», рассказывание сказки «Петушок и жерновцы», «Крылатый, мохнатый и масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей.

Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями.

Подвижные игры: «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание, умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Дидактические игры «Осенние приметы», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Ошибка художника», «Что растёт в лесу осенью», «Составь картинку из частей», «Времена года» и другие.

Заучивание стихотворений и песен об осени.

Праздник «Осеница-царица» - вызывать у детей желание участвовать в народном празднике.

Папка-передвижка «Читайте ребёнку правильные сказки».

Консультация «Устное народное творчество».


Октябрь.

«Русский наряд».


Беседа «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Моделирование русского костюма – развивать умение устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды.

Ди­дактическая игра «Что для чего», «Что сначала, что потом» - развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Какова пряха, такова на ней и рубаха» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь образными выражениями.

Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой», «Прялица» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

Беседа «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности

Подвижные игры: «Капуcта», «Аленький платочек», «Зайка» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость.

Развлечение «Покровские посиделки» - расширять знания о празднике Покров, формировать культуру общения на основе русских традиций.


Изготовление атрибутов к инсценировке сказки «Репка».

Конкурс «Изготовление русских народных костюмов».

Выставка «Осенние дары».

Ноябрь.

«Рукам работа – душе праздник».


Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа.

Экскурсия в Сокольский музей - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа.

Дидактические игры: «Что для чего», загадки о предметах труда -  обогатить знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа, развивать умение анализировать текст загадки.

Общение по теме пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - формировать культуру речевого общения, обогащать речь образными выражениями.

Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность.

«Праздник мам и бабушек» - воспитывать желание порадовать близкого человека.

Папка- передвижка «Сказкотерапия».

Консультация «Что такое традиционная культура?».

Декабрь.

«Мило тому, у кого много всего в дому».


«Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Рассуждение на тему поговорок «Домом жить – обо всем тужить», «Не красна изба углами, а красна пирогами» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями.

Подвижные игры «Нынче праздничек», «Подушечка» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Конкурс «Самая новогодняя группа» - развивать умение оказывать помощь в оформлении группы вместе с взрослыми.

«Новогодний праздник» - получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, сплочения.

Конкурс семейного творчества «Новогодние чудеса».

Помощь родителей в оформлении группы к Новогоднему празднику.

Январь.

«Здравствуй, Зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!».


«Зимние Святки» - рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещенье).

«Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания.

Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения.

Подвижные игры «Игра с Колядой», «К нам коза пришла» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня.

Игры «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры.

Развлечение «Зимние посиделки» - расширять знания о народных праздниках, формировать культуру общения на основе русских традиций.

Консультация «Как колядовали в старину».

Помощь в подборе атрибутов в подготовке к колядкам в детском саду.





Привлечение родителей к подбору фольклорного

материала для проведения

народного праздника.

Февраль.

Масленица-Комоедица.

Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка.

Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина», «Гори, гори ясно» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения.

Развлечение «Широкая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

Досуг «Солдатушки, бравы ребятушки!» - дать понятие о смелости, храбрости, решительности, доблести защитников Отечества, о традиции охраны русской земли.


Консультация «Масленичная неделя».

Папка-передвижка «Масленица».

Март.

«Полна хата детей,

так и счастливо в ней».

Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре.

Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре.

Праздник «Сердце матери лучше солнца греет» - развивать любовь к самому близкому человеку – маме, уважение к её труду, проявлять заботу.




Папка-раскладушка «Имя – не просто слово».

Общение родителей с детьми «История твоего имени».

Изготовление паспорта «Мое имя».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля.

Апрель.

«Светлая Пасха».

Конкурс чтецов на «День книги» - воспитывать культуру чтения, любовь к книге, бережное отношение к ней.

Беседы с детьми о дне шуток и розыгрышей «Веселье лучше богатства» - рассказать о «Первое апреля – никому не верим!» (исполнение небылиц, чтение потешек, пение частушек).

Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе.

Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания.

Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей), «Легенды о крашенье и дарении яиц», знакомство с пасхальными песнями.

Расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток.

Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Музыкальное развлечение «Светлый день» - развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие праздника, воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.


Выставка детских работ «Весенняя капель».

Консультация «Что читать ребенку дома».









Помощь в организации и участие в празднике.

Май.

«Пришла весна, с радостью…».

Занятие «Уж я сеяла, сеяла ленок – познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященным полевым работам, учить отгадывать загадки, проявляя смекалку и внимание, делать выводы и сравнения.

Речевые упражнения – «Скажите наоборот», «Продолжи предложение».

Проведение русских народных игр «Сиди Яша», «Протекала речка», «Козел», «Уж я сеяла ленок».

Рассказ о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать, познакомить с подвигом народа в Великой Отечественной войне.

Разучивание стихов, частушек на военную тематику, песен.

Объяснение пословиц и поговорок «С родной земли – умри не сходи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Не силой дерутся, а умением», «Тяжело в ученье, легко в бою».

Мероприятие к дню Победы - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества.

Концерт «День семьи» - развивать способность испытывать удовольствие от встречи с близкими, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания.


Консультация «Воспитание добротой».

Папка-передвижка «Детская дружба».

Предполагаемые результаты:


У детей сформируются устойчивые представления об истории календарных праздников русского народа, интерес к устному народному творчеству, они будут свободно и раскрепощено держаться при выступлениях, импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации, различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.


Установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.

t1571854522ab.gift1571854522ac.gift1571854522ad.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.