Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: тенденции и перспективы

1
0
Материал опубликован 12 November 2020

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования – ключевое условие их успешной социализации, а также обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, поэтому важной задачей государственной политики является обеспечение реализации прав данной категории детей на образование.

Байрамов В. Д., детально разбирая сущность и принципы образовательной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья как разновидность социальной политики государства, определяет целью государственной политики в сфере образования «преодоление дискриминации и необоснованного ограничения в доступе к обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного, общего, профессионального образования по мотиву наличия у гражданина особых образовательных потребностей или состояния здоровья» [1]. В исследовании сформулированы основные принципы государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, среди которых определена «приоритетность включающего (инклюзивного) образования по сравнению с раздельным обучением в образовательных учреждениях общего типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях во всех случаях, с учетом права обучающегося и его законных представителей на выбор формы получения образования».

Выделяя этапы становления отечественного инклюзивного образования дошкольников, Сухова Е. И. и Карпова С. И. отмечают, что значимым для повышения качества дошкольного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов было принятие в 2011 году государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 гг. (впоследствии продлена до 2020 г.), в рамках которой формировалась необходимая нормативно-правовая база; разрабатывались и апробировались первые модели инклюзивного образования, закладывались фундаментальные понятия, термины, разрабатывались инновационные механизмы и подходы в рамках инклюзивного образования [10].

Необходимость формирования системы нормативного регламентирования функционирования системы инклюзивного образования подчеркивается в работах исследователей, изучающих становление и развитие инклюзии в системе дошкольного образования [2, 6, 8, 13, 14].

Рассмотрев проблемы инклюзивного образования, выделенные исследователями в [3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 14], необходимо подчеркнуть, что базовыми условиями обеспечения эффективности образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях является реализация мер государственной поддержки, направленных на:

  • повышение профессионализма педагогов и специалистов, задействованных в образовательном процессе;
  • обеспечение организации адаптированной развивающей предметно-пространственной среды;
  • продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса.

В рамках данной статьи предлагается проанализировать изменения в системе дошкольного образования в части обеспечения его доступности для воспитанников-инвалидов и воспитанников с ОВЗ и определить перспективы развития инклюзии в дошкольном образовании.

По данным Росстата, на конец 2019 года в Российской Федерации на рынке дошкольного образования осуществляли деятельность 35 774 дошкольные образовательные организации (ДОО), в которых воспитывались 7 642 667 детей. 5 % в общей численности воспитанников – это дети, посещающие группы компенсирующей направленности.

По сравнению с 2018 годом, число детей в группах общеразвивающей направленности уменьшилось как в городской местности, так и в сельских поселениях (рисунок 1), а численность воспитанников в группах компенсирующей направленности несколько увеличилась в городских организациях (рисунок 2).

t1605203876aa.png

Рисунок 1 – Численность воспитанников в группах общеразвивающей направленности


t1605203876ab.png

Рисунок 2 – Численность воспитанников в группах компенсирующей направленности


Среди детей, посещающих группы компенсирующей направленности, наибольшая доля по состоянию на 31.12.2019 приходится на детей с нарушением речи (72.6 %) (рисунок 3).

t1605203876ac.png Рисунок 3 – Распределение детей, посещавших компенсирующие группы, по нарушению в состоянии здоровья


В целом по Российской Федерации в городских поселениях и сельской местности наблюдается планомерное увеличение численности воспитанников-инвалидов и воспитанников с ОВЗ (рисунки 4–5).

t1605203876ad.png

Рисунок 4 – Численность воспитанников-инвалидов

t1605203876ae.png

Рисунок 5 – Численность воспитанников с ОВЗ


На конец 2019 года ДОО посещали 84 273 воспитанника-инвалида (1.10 % от общего числа воспитанников), что на 6.47 % больше, чем на конец 2018 года, и 552 686 воспитанников с ОВЗ (7.23 % от общего числа воспитанников), что на 6.38 % больше показателя предыдущего перида. В общем в ДОО на конец 2019 года 636 959 воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, что на 6.39 % больше показателя предыдущего периода.

В разрезе федеральных округов наибольшая доля воспитанников-инвалидов и воспитанников с ОВЗ от общего числа воспитанников в Северо-Западном федеральном округе (11.37 %), а наименьшая – в Северо-Кавказском федеральном округе (3.75 %) (рисунок 6).

t1605203876af.png Рисунок 6 – Доля воспитанников-инвалидов и воспитанников с ОВЗ от общего числа воспитанников в федеральных округах по состоянию на 31.12.2019


По состоянию на 31.12.2019 в структуре воспитанников-инвалидов в целом по Российской Федерации значительную долю занимают дети в возрасте 7 лет и старше (15.24 %) (рисунок 7). Аналогичная тенденция отмечается в разрезе федеральных округов (рисунок 8).

t1605203876ag.png

Рисунок 7 – Структура воспитанников-инвалидов в целом по России на 31.12.2019

t1605203876ah.png Рисунок 8 – Структура воспитанников-инвалидов в разрезе федеральных округов на 31.12.2019


Что касается воспитанников с ОВЗ, то по состоянию на 31.12.2019 наибольшая численность зафиксирована в Центральном федеральном округе (147 190 чел.), наименьшая – в Северо-Кавказском федеральном округе (12 051 чел.) (рисунок 9).

t1605203876ai.png Рисунок 9 – Численность воспитанников с ОВЗ в разрезе федеральных округов на 31.12.2019


Согласно приведенным статистическим данным наблюдается прирост численности воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, причем в разных возрастных категориях. При этом можно прогнозировать сохранение этой тенденции и в будущем. С одной стороны, это свидетельствует о росте доступности дошкольного образования для данной категории воспитанников, а с другой стороны, требует большего внимания со стороны государства при внедрении инклюзивного образования на уровне дошкольных образовательных организаций.


Использованная литература:

  1. Байрамов В. Д. Образовательная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья как разновидность социальной политики государства: сущность и принципы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-v-otnoshenii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-raznovidnost-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 14.09.2020).
  2. Буслаева Е. Н. Влияние образовательной политики на развитие инклюзивного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-politiki-na-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rf (дата обращения: 14.09.2020).
  3. Гонтаренко И. В., Азлецкая Е. Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-detskom-sadu-opyt-problemy-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 14.09.2020).
  4. Кошелева Н. А. Проблема обеспечения индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obespecheniya-individualizatsii-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-etape-doshkolnogo (дата обращения: 14.09.2020).
  5. Кузьменко Н. И., Гурьянова И. В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-issledovaniya-inklyuzivnoy-sredy-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 14.09.2020).
  6. Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ / А. А. Наумов, О. Р. Ворошнина, Е. Е. Аюпова, Н. Л. Лестова, Л. Р. Лизунова [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-modeli-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ovz (дата обращения: 14.09.2020).
  7. Ремезова Л. А., Ковалева Т. А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-inklyuzivnoy-praktike-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 14.09.2020).
  8. Неретина Т. Г., Кружилина Т. В., Орехова Т. Ф. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 14.09.2020).
  9. Патрикова Т. С. Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 14.09.2020).
  10. Сухова Е. И., Карпова С. И. Этапы становления отечественного инклюзивного образования дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-otechestvennogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya-doshkolnikov (дата обращения: 14.09.2020).
  11. Тугулева Г. В., Овсянникова Е. А., Ильина Г. В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tehnologiy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 14.09.2020).
  12. Яковлева Г. В. Модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-dou (дата обращения: 14.09.2020).
  13. Яковлева Г. В. Оценка качества дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2020).
  14. Ярош Е. А. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-fgos-do-praktika-problemy-perspektivy (дата обращения: 14.09.2020). 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации