Статья «Дошкольное образование: доступность и качество, актуальные проблемы и перспективы»

2
4
Материал опубликован 20 June 2021

Дошкольное образование: доступность и качество, актуальные проблемы и перспективы.

Детский сад - очень важная ступень в современном образовании. Дошкольное образование необходимо ребенку, чтобы не только успешно социализироваться и научиться общаться со сверстниками, но и получить достойную подготовку к школе. И для родителей детский сад дает возможность, выйти на работу. Но так ли все просто на самом деле?

Основными проблемой дошкольного образования является недостаточное количество мест в садах. На начало 2021 года в очереди на место в детском саду стоят 152 тысячи детей. И в эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Но многие так и не дожидаются своей очереди в детский сад, перешагивая эту ступень, сразу идут в школу. К чему это может привести? К снижению рождаемости в целом. А как же бабушки, дедушки? С повышением пенсионного возраста, многим бабушкам, дедушкам приходится работать, а с нашими низкими пенсиями есть и работающие пенсионеры. Дети, посещая первое время детский сад, очень часто болеют. Какому работодателю понравится, когда работник часто берет больничный? Есть еще частные детские сады, стоимость которых превышает в несколько раз государственные детские сады, а качество услуг не всегда на высоте. Но не каждая семья может себе позволить частный детский сад из-за его стоимости.

Одной из актуальных проблем является отдаленность детского сада от места, где живет семья. Вроде и место ребенку дали, а добраться до сада очень сложно. Проблема финансирования детских садов также является одной из насущных.

Еще одной проблемой является низкая заработная плата работников ДОУ и как итог проблемы с кадрами, но и нагрузка на плечи воспитателя ложится огромная. Низкий охват детей дошкольного образования и необязательность посещения - является еще одной проблемой детских садов (всего примерно 60 % детей задействовано в дошкольном образовании). Отсутствие механизма контроля качества дошкольного образования и недостаточная преемственность дошкольного и начального образования также являются нерешенными проблемами.

Президент Владимир Путин борется за то, чтобы у каждого российского ребенка было место в детском саду. Формально борьба успешная — но за счет самих детей: группы в садах переполнены настолько, что в некоторых регионах каждый пятый ребенок — лишний. А в крупных городах в детские сады по-прежнему стоят очереди.



Как мы считали


Как Владимир Путин боролся за детей:

— Это становится проблемой номер один — распродали все. Очереди в детские сады, ясли, — этими словами еще в 2007 году президент Владимир Путин начал борьбу за доступность дошкольного образования.

Начиная с третьего президентского срока, демография стала коньком главы государства. В мае 2012 года среди прочих так называемых «майских указов» был и тот, что касался устранения дефицита мест в детских садах. Цель указа была простой и амбициозной: к 2016 году добиться 100-процентной доступности дошкольного образования  , потратив на это 119 млрд. рублей.

 — Я считаю, что нормой для России должна стать семья с тремя детьми. Но чтобы это было так, надо много сделать: создать благоприятные условия для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и третьего ребенка закроет им путь к карьере, — говорил в 2012 году Путин, вероятно, имея в виду то, что решение проблем детских садов позволит женщинам раньше возвращаться на работу и оставаться экономически активными.

К концу 2017 года правительство рапортовало об обеспеченности детскими садами на уровне 98,96%  . О полном исполнении указа отчитались 70 регионов, еще восемь — о доступности детских садов на уровне от 95 до 99%.

В 2018 году президент, вдохновленный бравурными отчетами из регионов, выпускает указ о борьбе за «доступность детских садов для детей младше трех лет». Так стартовал национальный проект «Демография», согласно которому за 2018-2019 годы число детей младше 3 лет в дошкольных учреждениях должно было вырасти на 9%.


Как из этой борьбы мало что получилось



На деле и с детскими садами, и с женской занятостью все случилось не совсем так, как планировал президент и отчитывалось правительство.

Под «стопроцентной доступностью» детских садов в майских указах понималось отсутствие очередей в них для детей от 3 до 7 лет. В целом по регионам показатели указа действительно были выполнены. Только вот внутри регионов, в конкретных городах и селах, ситуация очень сильно разнилась. Почти нигде в сельских поселениях и малых городах очередей в детские сады действительно не было — был даже недобор детей в группы. В целом по России в сельских детских садах к концу 2017 года было занято 93% мест.

В городах же все наоборот. Группы оказались переполнены — в целом по городам России число воспитанников в них в 2018-19 гг. составляло 108% по отношению к числу мест.

В некоторых городах — Ставрополе, Грозном, Уфе, Сочи, Махачкале, Казани — детей в садах в итоге оказалось на 30-60% больше, чем мест. По итогам 2019 года из 6,7 млн. российских дошкольников «сверхнормативными» были 470,5 тыс. детей — столько всех дошкольников, например, в Москве.

Изученные «Проектом» данные за 2019 год показывают, что менее половины российских регионов обеспечены местами в детских садах, все прочие испытывают дефицит, в отдельных регионах превышающий 30%.

Дефицит мест в детских садах есть в 51 субъекте федерации, если считать их целиком, а в городских округах — в 65 регионах. Из них в 34 регионах нехватка — свыше 10%. В лидерах по недостаче мест — кавказские регионы с высокой рождаемостью (Чечня, Адыгея) и бедные регионы Сибири (Тыва) — в этих субъектах федерации нехватка превышает 30%.

Высокий дефицит — 15-20% — в городах Курской, Липецкой, Костромской областей, почти всего Поволжья, отдельных регионов Сибири  .

Если смотреть на абсолютные цифры — ситуация с детскими садами выглядит катастрофически: в 57 субъектах не хватает 450 тысяч мест, что сопоставимо со всем населением отдельных областных центров (Курган, Киров). Лидеры по абсолютному дефициту — Санкт-Петербург (33,6 тыс.), Башкирия (31 тыс.), Московская область (30,5 тыс.).


Очереди никуда не делись



Уплотнение групп в детских садах стало одним из способов достичь поставленных Путиным целей. Однако очереди в детские сады — то есть ситуация, при которой детей не принимают даже в переполненные группы — остались. В городах — это частое явление.

t1624179649aa.jpg

Тихий час в детском саду. Источник: change.org

https://proektmedia-stat.ams3.digitaloceanspaces.com/2020/12/sad-1024x576.jpg

По итогам 2018 года в России ждали места в саду больше 1,3 млн. детей, из них как минимум 90 тыс. — дети старше 3 лет. Большая часть этого дефицита приходилась на мегаполисы: Краснодар, Сочи, Самара, Казань, Барнаул, Киров, Якутск, Вологда. Такие же показатели были в некоторых крупных муниципальных районах вроде Всеволожского района Ленинградской области с численностью населения 438 тыс. человек.


Женщины по-прежнему дома



В масштабах всей страны с женской занятостью с момента выступления Путина в 2012 года тоже не произошло заметного сдвига. Нацпроект «Демография» предполагал, что в целом по России по итогам 2019 года работать будут 66,5% женщин, у которых есть дети дошкольного возраста Правда, целевые показатели женской занятости, установленные нацпроектом, очень разнятся от региона к региону. Например, лишь 40% женщин с детьми должны работать в Северной Осетии, но до 80% — в Нижегородской области и Удмуртии и 85% на Чукотке.

Столь же невысокие показатели женской занятости не только на Кавказе, но и в более экономически развитых регионах: в Московской, Пензенской, Псковской областях работают 58-59% матерей дошкольников.

По нацпроекту в каждом регионе предполагается лишь небольшой  относительный рост — например, с 56% до 58% в Подмосковье. Достичь такого роста удалось 63 регионам, но фактически в регионах с низкой женской занятостью никаких заметных изменений не произошло.

Где хуже всего


Жительница подмосковной Балашихи Ксения Многолетняя смогла получить место в ближайшем к дому детском саду, только выиграв суд у администрации города. Во время судебного процесса администрация детского сада признавалась, что брать детей им больше некуда — число воспитанников почти в два раза превышает норму. Балашиха — один из самых проблемных с точки зрения доступности детских садов городов Московской области и России в целом: на каждые 100 мест в детских садах здесь приходится 134 ребенка. А всего «сверхнормативных» детей по итогам 2019 года здесь было 7390 человек — это в два раза больше, чем число всех дошкольников на Чукотке.

Регионы-лидеры по нехватке мест в детских садах

Тысячи мест

Санкт-Петербург

33,6

Респ. Башкортостан

31,1

Московская область

30,3

Респ. Татарстан

24,8

Тюменская область

23,4

Чеченская Респ.

23,2

Краснодарский край

18,9

Респ. Дагестан

17,7

Новосибирская область

17,2

Ростовская область

15,1

Источник: данные Росстата

Московская область — вообще один из регионов-аутсайдеров по доступности детских садов в России. На этот регион приходится 7% всех «сверхнормативных» дошкольников в России — более 30 тыс. человек. В Люберцах в группах по 30-40 человек, и сохраняются очереди; такая же ситуация в Красногорске.

Сильно выросла и нагрузка на воспитателей: если до «майских указов» на одного воспитателя в Подмосковье приходилось 10 детей, то после их «выполнения» — 15. В подмосковных детсадах не хватает свыше 30 тысяч мест. Наиболее остро нехватка мест ощущается в ближайших к столице районах — том же Красногорске, Щелково, Королеве, Мытищах, Балашихе, но сильна она также и в более отдаленных Чехове, Раменском и Сергиевом Посаде. Кроме этих восьми районов, еще в одиннадцати районах в детских садах не хватает от 300 до 970 мест. (Источник: данные Росстата)

Ближайшее Подмосковье активно застраивается многоэтажками. Московская область на втором месте в России по объемам ввода жилья, она уступает только Ленинградской, а в некоторых муниципалитетах в ближайшем Подмосковье эти объемы еще больше.

t1624179649ab.jpg


Районы сплошной жилой застройки в Путилково, Реутове и других местах, прозванные «человейниками», уже заслужили дурную славу с точки зрения развития общественной инфраструктуры. Фото: группа «ПИК»

https://proektmedia-stat.ams3.digitaloceanspaces.com/2020/12/putilkovo.jpg

Пробки, нехватка магазинов, школ и детских садов — застройщики решать эти проблемы не обязаны. Обеспечивать доступность мест в образовательных учреждениях должны местные власти. Они могут строить объекты сами — но, как правило, не имеют финансовой возможности запланировать и начать строить школу или детский сад на этапе строительства домов, и в лучшем случае будут искать средства на них уже после ввода жилья.

Другой вариант — договариваться с застройщиками, чтобы они строили детские сады и школы за свой счет и затем продавали или передавали их муниципалитету. При этом единого инструмента принуждения в отношении застройщиков не существует: каждый регион решает проблему самостоятельно[1].


Итоговое заседание экспертного совета по дошкольному образованию



Состоялось итоговое онлайн - заседание экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, куратором которого выступила заместитель председателя Комитета Лариса Тутова.

Лариса Тутова познакомила присутствующих с итогами отчета по результатам деятельности экспертного совета с 2018 по июнь 2021 гг. и обозначила стратегические направления деятельности в соответствии с Перечнем поручений Президента РФ.

Председатель экспертного совета Татьяна Доронова дала краткий обзор деятельности экспертов в рамках работы совета: за время совместной работы обсуждались вопросы качества дошкольного образования, законодательного регулирования, кадрового и программно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ и введения ФГОС ДО, создания особых условий для получения дошкольного образования детей с ОВЗ.

Одним из главных вопросов было создание единого концептуально-методологического понимания качества дошкольного образования и подходов к уровню его определения в системе дошкольного образования.

Кроме того, перед экспертами стояла задача, которая заключалась в разработке методик программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. И экспертный совет, активно включившийся в работу, смог рекомендовать эффективные и качественные решения.

Особое внимание уделено было вопросу обеспечения условий в образовательных организациях для детей до трех лет. «Специалисты, работающие с детьми раннего возраста, – это особая категория педагогических работников. Такое сопровождение требует огромных физических усилий, эмоциональной нагрузки, медицинских знаний. Также важна работа медицинского персонала в стенах детских садов. Поэтому, возвращение самих медиков в детсады – это вопрос номер один на повестке у законодателей профильного Комитета и нашего экспертного совета», – отметила Лариса Тутова.

Поддержка негосударственного сектора, по мнению экспертов, крайне необходима и должна повлечь изменения в нормативные акты поддержки негосударственных форм дошкольного образования и государственно-частного партнёрства.

«Сегодня с членами экспертного совета мы также обсуждали необходимость осуществления работы по приведению в соответствие федеральных стандартов среднего профессионального и высшего педагогического образования с целью преемственности программ подготовки специалистов, возможности обеспечения зачета учебных часов/дисциплин совершенно очевидна как для работников высшей школы, так и для работников системы среднего профессионального образования. Это одно из направлений, в котором работа экспертного совета будет продолжена», – рассказала депутат.

Эксперты, в свою очередь, внесли следующие предложения в план деятельности совета: провести мониторинг востребованности родителями групп раннего возраста (особенно от 2 месяцев до года) в разных регионах; провести анализ нормативно-правовых документов, затрагивающих возраст детей до трех лет; особое внимание уделить медицинскому и кадровому обеспечению групп раннего возраста в ДОО; направить усилия на выявление и разработку вариативных форм организации групп раннего возраста в системе дошкольного образования и форм медико-психолого-педагогической помощи и поддержки семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возрастов и др.

В заключение заседания куратор экспертного совета Лариса Тутова поблагодарила всех экспертов за совместную работу, отметила благодарственными письмами за активную позицию в составе совета и выразила надежду, что экспертный совет и дальше будет оставаться открытой площадкой и органом общественного «контроля», куда могут поступать предложения от представителей сферы дошкольного образования, научных и общественных организаций, родительского сообщества из разных регионов России. Эксперты обсудили актуальность поиска новых форм работы экспертного совета в будущем, информировании о деятельности совета дошкольных работников в СМИ, в частности, в соцсетях[2].

Как же решить проблемы дошкольного образования? Решением проблемы очередей в детский сад - дополнительное количество мест, то есть новые детские сады. Возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям. Но кто же будет в них работать? С такой нагрузкой у воспитателей должна и заработная плата быть соответствующая. Какая мотивация должна быть у воспитателя? Все успеть с детьми, еще и программы выполнить в полном объеме?

О роли родителей в дошкольном образовании тоже забывать не стоит: родитель должен взаимодействовать с детским садом, посещать родительские собрания, просматривать стенды, узнавать у воспитателя про своего ребенка и его взаимоотношения с другими детьми, повторять дома с ребенком материал, изученный в саду, учить стихи, делать поделки.

При таком количестве детей на одного воспитателя конечно бы хотелось, чтобы у детей на занятиях присутствовал тьютор. Дети абсолютно по-разному воспринимают информацию, но и дисциплина у них еще не до конца сформирована (они еще только к ней привыкают, учатся сидеть как школьники – подготовительная группа).


Список литературы


Алексей Парфенов, Евгений Богhttps://www.proekt.media/research/nekhvatka-detskikh-sadov/данов, Юлия Апухтина, при участии Андрея Дорожного, 23 декабря 2020https://www.proekt.media/research/nekhvatka-detskikh-sadov/

Современное дошкольное образование, научно – практический журнал, https://sdo-journal.ru/news/news/855-noviy-2021-66.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Сухое изложение фактов. Будто газету прочитал...

20 June 2021

Так это и есть две новостные статьи, соединённые последовательно. Даже ссылки на них даны. Только разве ЭТО можно назвать собственной статьёй?

21 June 2021

Судя по всему, эта "статья" заявлена на конкурс!!!

21 June 2021

Здравствуйте, спасибо за комментарии! Мой опыт написания статей и в целом работы не такой большой, как у вас! Ценю и учту все замечания. Ведь так здорово, когда есть поддержка начинающих...

22 June 2021