12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шильникова Екатерина Сергеевна42
Учитель биологии.
Россия, Алтайский край, с. Ларичиха
2

Дошкольное образование: доступность и качество, актуальные проблемы и перспективы.

Дошкольное образование: доступность и качество, актуальные проблемы и перспективы.

Детский сад - очень важная ступень в современном образовании. Дошкольное образование необходимо ребенку, чтобы не только успешно социализироваться и научиться общаться со сверстниками, но и получить достойную подготовку к школе. И для родителей детский сад дает возможность, выйти на работу. Но так ли все просто на самом деле?

Основными проблемой дошкольного образования является недостаточное количество мест в садах. На начало 2021 года в очереди на место в детском саду стоят 152 тысячи детей. И в эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Но многие так и не дожидаются своей очереди в детский сад, перешагивая эту ступень, сразу идут в школу. К чему это может привести? К снижению рождаемости в целом. А как же бабушки, дедушки? С повышением пенсионного возраста, многим бабушкам, дедушкам приходится работать, а с нашими низкими пенсиями есть и работающие пенсионеры. Дети, посещая первое время детский сад, очень часто болеют. Какому работодателю понравится, когда работник часто берет больничный? Есть еще частные детские сады, стоимость которых превышает в несколько раз государственные детские сады, а качество услуг не всегда на высоте. Но не каждая семья может себе позволить частный детский сад из-за его стоимости.

Одной из актуальных проблем является отдаленность детского сада от места, где живет семья. Вроде и место ребенку дали, а добраться до сада очень сложно. Проблема финансирования детских садов также является одной из насущных.

Еще одной проблемой является низкая заработная плата работников ДОУ и как итог проблемы с кадрами, но и нагрузка на плечи воспитателя ложится огромная. Низкий охват детей дошкольного образования и необязательность посещения - является еще одной проблемой детских садов (всего примерно 60 % детей задействовано в дошкольном образовании). Отсутствие механизма контроля качества дошкольного образования и недостаточная преемственность дошкольного и начального образования также являются нерешенными проблемами.

Президент Владимир Путин борется за то, чтобы у каждого российского ребенка было место в детском саду. Формально борьба успешная — но за счет самих детей: группы в садах переполнены настолько, что в некоторых регионах каждый пятый ребенок — лишний. А в крупных городах в детские сады по-прежнему стоят очереди.



Как мы считали


Как Владимир Путин боролся за детей:

— Это становится проблемой номер один — распродали все. Очереди в детские сады, ясли, — этими словами еще в 2007 году президент Владимир Путин начал борьбу за доступность дошкольного образования.

Начиная с третьего президентского срока, демография стала коньком главы государства. В мае 2012 года среди прочих так называемых «майских указов» был и тот, что касался устранения дефицита мест в детских садах. Цель указа была простой и амбициозной: к 2016 году добиться 100-процентной доступности дошкольного образования  , потратив на это 119 млрд. рублей.

 — Я считаю, что нормой для России должна стать семья с тремя детьми. Но чтобы это было так, надо много сделать: создать благоприятные условия для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и третьего ребенка закроет им путь к карьере, — говорил в 2012 году Путин, вероятно, имея в виду то, что решение проблем детских садов позволит женщинам раньше возвращаться на работу и оставаться экономически активными.

К концу 2017 года правительство рапортовало об обеспеченности детскими садами на уровне 98,96%  . О полном исполнении указа отчитались 70 регионов, еще восемь — о доступности детских садов на уровне от 95 до 99%.

В 2018 году президент, вдохновленный бравурными отчетами из регионов, выпускает указ о борьбе за «доступность детских садов для детей младше трех лет». Так стартовал национальный проект «Демография», согласно которому за 2018-2019 годы число детей младше 3 лет в дошкольных учреждениях должно было вырасти на 9%.


Как из этой борьбы мало что получилось



На деле и с детскими садами, и с женской занятостью все случилось не совсем так, как планировал президент и отчитывалось правительство.

Под «стопроцентной доступностью» детских садов в майских указах понималось отсутствие очередей в них для детей от 3 до 7 лет. В целом по регионам показатели указа действительно были выполнены. Только вот внутри регионов, в конкретных городах и селах, ситуация очень сильно разнилась. Почти нигде в сельских поселениях и малых городах очередей в детские сады действительно не было — был даже недобор детей в группы. В целом по России в сельских детских садах к концу 2017 года было занято 93% мест.

В городах же все наоборот. Группы оказались переполнены — в целом по городам России число воспитанников в них в 2018-19 гг. составляло 108% по отношению к числу мест.

В некоторых городах — Ставрополе, Грозном, Уфе, Сочи, Махачкале, Казани — детей в садах в итоге оказалось на 30-60% больше, чем мест. По итогам 2019 года из 6,7 млн. российских дошкольников «сверхнормативными» были 470,5 тыс. детей — столько всех дошкольников, например, в Москве.

Изученные «Проектом» данные за 2019 год показывают, что менее половины российских регионов обеспечены местами в детских садах, все прочие испытывают дефицит, в отдельных регионах превышающий 30%.

Дефицит мест в детских садах есть в 51 субъекте федерации, если считать их целиком, а в городских округах — в 65 регионах. Из них в 34 регионах нехватка — свыше 10%. В лидерах по недостаче мест — кавказские регионы с высокой рождаемостью (Чечня, Адыгея) и бедные регионы Сибири (Тыва) — в этих субъектах федерации нехватка превышает 30%.

Высокий дефицит — 15-20% — в городах Курской, Липецкой, Костромской областей, почти всего Поволжья, отдельных регионов Сибири  .

Если смотреть на абсолютные цифры — ситуация с детскими садами выглядит катастрофически: в 57 субъектах не хватает 450 тысяч мест, что сопоставимо со всем населением отдельных областных центров (Курган, Киров). Лидеры по абсолютному дефициту — Санкт-Петербург (33,6 тыс.), Башкирия (31 тыс.), Московская область (30,5 тыс.).


Очереди никуда не делись



Уплотнение групп в детских садах стало одним из способов достичь поставленных Путиным целей. Однако очереди в детские сады — то есть ситуация, при которой детей не принимают даже в переполненные группы — остались. В городах — это частое явление.

t1624179649aa.jpg

Тихий час в детском саду. Источник: change.org

https://proektmedia-stat.ams3.digitaloceanspaces.com/2020/12/sad-1024x576.jpg

По итогам 2018 года в России ждали места в саду больше 1,3 млн. детей, из них как минимум 90 тыс. — дети старше 3 лет. Большая часть этого дефицита приходилась на мегаполисы: Краснодар, Сочи, Самара, Казань, Барнаул, Киров, Якутск, Вологда. Такие же показатели были в некоторых крупных муниципальных районах вроде Всеволожского района Ленинградской области с численностью населения 438 тыс. человек.


Женщины по-прежнему дома



В масштабах всей страны с женской занятостью с момента выступления Путина в 2012 года тоже не произошло заметного сдвига. Нацпроект «Демография» предполагал, что в целом по России по итогам 2019 года работать будут 66,5% женщин, у которых есть дети дошкольного возраста Правда, целевые показатели женской занятости, установленные нацпроектом, очень разнятся от региона к региону. Например, лишь 40% женщин с детьми должны работать в Северной Осетии, но до 80% — в Нижегородской области и Удмуртии и 85% на Чукотке.

Столь же невысокие показатели женской занятости не только на Кавказе, но и в более экономически развитых регионах: в Московской, Пензенской, Псковской областях работают 58-59% матерей дошкольников.

По нацпроекту в каждом регионе предполагается лишь небольшой  относительный рост — например, с 56% до 58% в Подмосковье. Достичь такого роста удалось 63 регионам, но фактически в регионах с низкой женской занятостью никаких заметных изменений не произошло.

Где хуже всего


Жительница подмосковной Балашихи Ксения Многолетняя смогла получить место в ближайшем к дому детском саду, только выиграв суд у администрации города. Во время судебного процесса администрация детского сада признавалась, что брать детей им больше некуда — число воспитанников почти в два раза превышает норму. Балашиха — один из самых проблемных с точки зрения доступности детских садов городов Московской области и России в целом: на каждые 100 мест в детских садах здесь приходится 134 ребенка. А всего «сверхнормативных» детей по итогам 2019 года здесь было 7390 человек — это в два раза больше, чем число всех дошкольников на Чукотке.

Регионы-лидеры по нехватке мест в детских садах

Тысячи мест

Санкт-Петербург

33,6

Респ. Башкортостан

31,1

Московская область

30,3

Респ. Татарстан

24,8

Тюменская область

23,4

Чеченская Респ.

23,2

Краснодарский край

18,9

Респ. Дагестан

17,7

Новосибирская область

17,2

Ростовская область

15,1

Источник: данные Росстата

Московская область — вообще один из регионов-аутсайдеров по доступности детских садов в России. На этот регион приходится 7% всех «сверхнормативных» дошкольников в России — более 30 тыс. человек. В Люберцах в группах по 30-40 человек, и сохраняются очереди; такая же ситуация в Красногорске.

Сильно выросла и нагрузка на воспитателей: если до «майских указов» на одного воспитателя в Подмосковье приходилось 10 детей, то после их «выполнения» — 15. В подмосковных детсадах не хватает свыше 30 тысяч мест. Наиболее остро нехватка мест ощущается в ближайших к столице районах — том же Красногорске, Щелково, Королеве, Мытищах, Балашихе, но сильна она также и в более отдаленных Чехове, Раменском и Сергиевом Посаде. Кроме этих восьми районов, еще в одиннадцати районах в детских садах не хватает от 300 до 970 мест. (Источник: данные Росстата)

Ближайшее Подмосковье активно застраивается многоэтажками. Московская область на втором месте в России по объемам ввода жилья, она уступает только Ленинградской, а в некоторых муниципалитетах в ближайшем Подмосковье эти объемы еще больше.

t1624179649ab.jpg


Районы сплошной жилой застройки в Путилково, Реутове и других местах, прозванные «человейниками», уже заслужили дурную славу с точки зрения развития общественной инфраструктуры. Фото: группа «ПИК»

https://proektmedia-stat.ams3.digitaloceanspaces.com/2020/12/putilkovo.jpg

Пробки, нехватка магазинов, школ и детских садов — застройщики решать эти проблемы не обязаны. Обеспечивать доступность мест в образовательных учреждениях должны местные власти. Они могут строить объекты сами — но, как правило, не имеют финансовой возможности запланировать и начать строить школу или детский сад на этапе строительства домов, и в лучшем случае будут искать средства на них уже после ввода жилья.

Другой вариант — договариваться с застройщиками, чтобы они строили детские сады и школы за свой счет и затем продавали или передавали их муниципалитету. При этом единого инструмента принуждения в отношении застройщиков не существует: каждый регион решает проблему самостоятельно[1].


Итоговое заседание экспертного совета по дошкольному образованию



Состоялось итоговое онлайн - заседание экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, куратором которого выступила заместитель председателя Комитета Лариса Тутова.

Лариса Тутова познакомила присутствующих с итогами отчета по результатам деятельности экспертного совета с 2018 по июнь 2021 гг. и обозначила стратегические направления деятельности в соответствии с Перечнем поручений Президента РФ.

Председатель экспертного совета Татьяна Доронова дала краткий обзор деятельности экспертов в рамках работы совета: за время совместной работы обсуждались вопросы качества дошкольного образования, законодательного регулирования, кадрового и программно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ и введения ФГОС ДО, создания особых условий для получения дошкольного образования детей с ОВЗ.

Одним из главных вопросов было создание единого концептуально-методологического понимания качества дошкольного образования и подходов к уровню его определения в системе дошкольного образования.

Кроме того, перед экспертами стояла задача, которая заключалась в разработке методик программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. И экспертный совет, активно включившийся в работу, смог рекомендовать эффективные и качественные решения.

Особое внимание уделено было вопросу обеспечения условий в образовательных организациях для детей до трех лет. «Специалисты, работающие с детьми раннего возраста, – это особая категория педагогических работников. Такое сопровождение требует огромных физических усилий, эмоциональной нагрузки, медицинских знаний. Также важна работа медицинского персонала в стенах детских садов. Поэтому, возвращение самих медиков в детсады – это вопрос номер один на повестке у законодателей профильного Комитета и нашего экспертного совета», – отметила Лариса Тутова.

Поддержка негосударственного сектора, по мнению экспертов, крайне необходима и должна повлечь изменения в нормативные акты поддержки негосударственных форм дошкольного образования и государственно-частного партнёрства.

«Сегодня с членами экспертного совета мы также обсуждали необходимость осуществления работы по приведению в соответствие федеральных стандартов среднего профессионального и высшего педагогического образования с целью преемственности программ подготовки специалистов, возможности обеспечения зачета учебных часов/дисциплин совершенно очевидна как для работников высшей школы, так и для работников системы среднего профессионального образования. Это одно из направлений, в котором работа экспертного совета будет продолжена», – рассказала депутат.

Эксперты, в свою очередь, внесли следующие предложения в план деятельности совета: провести мониторинг востребованности родителями групп раннего возраста (особенно от 2 месяцев до года) в разных регионах; провести анализ нормативно-правовых документов, затрагивающих возраст детей до трех лет; особое внимание уделить медицинскому и кадровому обеспечению групп раннего возраста в ДОО; направить усилия на выявление и разработку вариативных форм организации групп раннего возраста в системе дошкольного образования и форм медико-психолого-педагогической помощи и поддержки семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возрастов и др.

В заключение заседания куратор экспертного совета Лариса Тутова поблагодарила всех экспертов за совместную работу, отметила благодарственными письмами за активную позицию в составе совета и выразила надежду, что экспертный совет и дальше будет оставаться открытой площадкой и органом общественного «контроля», куда могут поступать предложения от представителей сферы дошкольного образования, научных и общественных организаций, родительского сообщества из разных регионов России. Эксперты обсудили актуальность поиска новых форм работы экспертного совета в будущем, информировании о деятельности совета дошкольных работников в СМИ, в частности, в соцсетях[2].

Как же решить проблемы дошкольного образования? Решением проблемы очередей в детский сад - дополнительное количество мест, то есть новые детские сады. Возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям. Но кто же будет в них работать? С такой нагрузкой у воспитателей должна и заработная плата быть соответствующая. Какая мотивация должна быть у воспитателя? Все успеть с детьми, еще и программы выполнить в полном объеме?

О роли родителей в дошкольном образовании тоже забывать не стоит: родитель должен взаимодействовать с детским садом, посещать родительские собрания, просматривать стенды, узнавать у воспитателя про своего ребенка и его взаимоотношения с другими детьми, повторять дома с ребенком материал, изученный в саду, учить стихи, делать поделки.

При таком количестве детей на одного воспитателя конечно бы хотелось, чтобы у детей на занятиях присутствовал тьютор. Дети абсолютно по-разному воспринимают информацию, но и дисциплина у них еще не до конца сформирована (они еще только к ней привыкают, учатся сидеть как школьники – подготовительная группа).


Список литературы


Алексей Парфенов, Евгений Богhttps://www.proekt.media/research/nekhvatka-detskikh-sadov/данов, Юлия Апухтина, при участии Андрея Дорожного, 23 декабря 2020https://www.proekt.media/research/nekhvatka-detskikh-sadov/

Современное дошкольное образование, научно – практический журнал, https://sdo-journal.ru/news/news/855-noviy-2021-66.html

Опубликовано


Комментарии (4)

Гущин Иван Сергеевич, 20.06.21 в 13:10 6Ответить Пожаловаться
Сухое изложение фактов. Будто газету прочитал...
Соколова Елена Борисовна, 21.06.21 в 18:39 1Ответить Пожаловаться
Так это и есть две новостные статьи, соединённые последовательно. Даже ссылки на них даны. Только разве ЭТО можно назвать собственной статьёй?
Полянская Оксана Николаевна, 21.06.21 в 18:56 0Ответить Пожаловаться
Судя по всему, эта "статья" заявлена на конкурс!!!

Отредактировано 21-06-2021 18:56

Шильникова Екатерина Сергеевна, 22.06.21 в 10:57 -1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, спасибо за комментарии! Мой опыт написания статей и в целом работы не такой большой, как у вас! Ценю и учту все замечания. Ведь так здорово, когда есть поддержка начинающих...

Отредактировано 22-06-2021 11:10

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.