Статья «Равные возможности в обучении детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ»
Равные возможности в обучении детей –инвалидов и учащихся с ОВЗ
Автор: Глыбина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№14» (НОЦ) Пермский край Губахинский городской округ
Аннотация Данная статья посвящена осмыслению и представлению опыта работы в коллективе, где обучаются дети-инвалиды, ученики с низким интеллектуальным развитием.
Ключевые слова Принципы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами; дистанционное обучение, индивидуализация, проектный метод обучения.
При обучении учащихся с ОВЗ возникла необходимость опираться на те же принципы, которые являются ориентирами и для обучения всех других категорий детей: научности, логичности, доступности, системности, наглядности, учета индивидуальных особенностей, учета возрастных особенностей, связи теории с практикой, воспитывающего характера обучения, обратной связи. Все наши педагогические усилия направлены на
- Оптимизацию форм представления учебного материала для ученика с пробелами в знаниях;
- Создание учебно-познавательной среды, интенсифицирующей процесс развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что важно для реализации как образовательных, так и социализирующих задач учителя по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- Обогащение интеллектуальной и творческой среды, вовлечение учащегося в создание мультимедийных и программных продуктов.
- Необходимость создания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
ЦОР создаются в рамках запуска системы дистанционного обучения учащихся с ограниченным возможностями здоровья, для которых нет готовых цифровых учебных материалов, учитывающих особенности памяти, мышления и внимания детей с ослабленным здоровьем.
Следует выделять также специфические принципы обучения детей с нарушениями здоровья:
Принцип мотивационной готовности учащихся. Суть этого принципа заключается в том, что педагог в учебном процессе непосредственно ориентируется на то, что является наиболее значимым для ребенка в данный момент. Еще один аспект этого принципа связан с необходимостью уделять особое внимание формированию интереса к проводимым занятиям. Это важно, поскольку у больных детей очень часто учебная мотивация снижена.
Принцип развития. Он подразумевает не только учет уровня актуального развития детей и создание оптимальной зоны ближайшего развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития и учителя, и ученика.
Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между учащимся и учителем - полисубъектного взаимодействия.
Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении уроков происходит обеспечение их превращения в цепь связанных между собой событий, которые переживаются всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире.
Принцип психологической безопасности. Особое значение приобретает при обучении детей, имеющих ограничения здоровья.
Дистанционное обучение - практически единственно возможная и эффективная система обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также экономически доступная форма социальной реабилитации инвалидов и членов их семей. Дистанционное обучение позволяет создать индивидуальную программу обучения каждого обучающегося, непрерывного образования в течение всей жизни.
Для обучающегося с опорно-двигательными проблемами здоровья Ашировьянова Вадима были подготовлены индивидуальные программы: в постоперационный период была построена система занятий в онлайн-режиме. Когда ученик вынужден был лежать без движения, обучение осуществлялось в домашних условиях по трем интегрированным модулям: «Психология и литература», «Искусство и литература», «Искусство задавать вопросы». Введение в обучение данных модулей связано с тем, что выявилась в процессе общения ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, программного материала. Ученик после прочтения новелл И. А. Бунина интересовался значениями таких слов, как «бедные», «любовь», «психологизм». Были полезными беседы о русских художниках, классической музыке.
В Центре образования «Технология обучения» для детей-инвалидов Ашировьянов Вадим осваивал индивидуальную программу по русскому языку (http://iclass.homeedu.ru/login/index.php). Теоретический материал был связан с практическими заданиями.
Группа учащихся Нового образовательного центра, в которой я была классным руководителем в 2015-2017 г.г., считалась универсальной. Многие из подростков не определились в выборе своего профессионального будущего, отставали в интеллектуальном развитии, были агрессивны, проявляли отсутствие интереса к творчеству и обучению. В данной группе обучались дети-инвалиды.
Совместно с тьютором Шульгиной Р.А. мы разработали проект, связанный с литературой и технологией. На уроках литературы ученики изучали творчество А. С. Пушкина, в свободное от занятий время посещали спектакли городского театрального коллектива «Доминанта», в каникулы ездили в город Осу Пермского края , где в музее представлена диорама «Взятие Осинской крепости Е. Пугачевым». Затем состоялись онлайн-встречи с научным руководителем-историком Ю. А. Шуваевым, который дал полезные консультации. Юноши сами разработали эскиз Осинской крепости, существовавшей в 18 веке (она была сожжена в период взятия крепости повстанцами во главе с Е.Пугачевым) и сконструировали из спичечного материала макет крепости 1774 года. Так был создан социально-гуманитарный проект «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Подстрочник. Опыт создания макета Осинской крепости времен пугачевского бунта.» Актуальность данной работы заключается в том, что она предполагает обращение к русской истории и культуре, доказывает непреходящий характер духовных ценностей. Древние крепости разрушили не только прошедшие войны и время, но и невежество и забвение. Но даже те крепости, которые неплохо сохранились физически, перестали быть носителями духовных ценностей. Актуальность данного проекта также отразилась в попытке их возрождения. Современный туризм осваивает новые объекты, интересные маршруты. В Пермском крае разворачивается проектная работа «Крепость» под руководством Ю. Шуваева. Наш проект является одной частью краевого исследования.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- Экскурсия в Краеведческий музей г. Осы .
- Знакомство с составными частями крепости.
Поисковый
- Вводная презентация учителя, включающая выявление и оценивание интересов и опыта учащихся.
- Обсуждение с учениками, как найти источники информации по теме исследования. Цель: задать направление поиска информации.
- Консультация Ю. Шуваева в режиме онлайн.
Аналитический - Самостоятельная работа
1.Найти изображения старинных башен, продумать технологию изготовления башен (способы разметки, соединения деталей), подобрать материал, инструменты для работы.
2. Найти изображения старинных храмов. Узнать технологию их строения, назначение, продумать технологию изготовления макета храма (способы разметки, соединения деталей, отделки), подобрать материал, инструменты для работы.
3.Найти изображение дома воеводы, продумать технологию изготовления (способы разметки, соединения деталей, отделки), подобрать материал, инструменты для работы.
4.Найти изображение хозяйственных строений , узнать технологию строения, продумать технологию изготовления макета избы (способы разметки, соединения деталей, отделки), подобрать материал, инструменты для работы.
5.Узнать технологию строения въездов в крепость, продумать технологию изготовления.
Практический- Изготовление макета Осинской крепости.
Индивидуальные задания:
1.Защитные стены столбовой конструкции - Альжапаров Д., Иванов А.
2.Арсенал –Утяшов И.
3. Надвратная церковь –(порог)-Никольская- Фоминых А., Кожуков Д.
4.Башня-минарет – Головин А. (Спасская), Куимов Н. (Георгиевская), Пакшинцев К. (Михайловская), Козырев В.(Троицкая)
5. Дом воеводы – Сажин М.
Презентационный- Презентация проекта (НПК)
В рамках группового исследования были осуществлены индивидуальные (социально-культурные) проекты детей-инвалидов:
Мирзаев Владислав, больной астмой, не мог работать с токсичным материалом-клеем. Ему был предложен теоретический проект «История создания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Личность Е. И. Пугачева».
Ашировьянов Вадим, страдающий ДЦП, освоил « Опыт работы с сайтом WIKI. «История Пугачева» https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/
Итак, работа с детьми-инвалидами и с ОВЗ может быть достаточно разнообразной и творческой, приносить большую пользу обучающимся и позволить им иметь равные возможности для полноценного интеллектуального развития.