Современные проблемы и перспективы дополнительного образования детей и молодежи
В наши дни в российском обществе, так же как и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с обучением, воспитанием и развитием подрастающих поколений.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.[1]
Сложившаяся в России система дополнительного образования детей и молодежи обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.
Т.А. Антопольская дает следующее определение дополнительного образования: «Дополнительное образование детей рассматривается в виде подсистемы общего образования, которая обладает механизмами социально-педагогического выравнивания разных категорий детей для получения образования согласно с их интересами, и что нуждается в развитой культурной организации, которая помогает расширять и обогащать культурную область самореализации личности ребёнка и других его субъектов»[2].
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Одно из главных предназначений дополнительного образования – это овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных способностей, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для обучающихся. Дополнительное образование – образование доступное: могут заниматься все дети – «обычные» и одаренные. Здесь реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме.[3]
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования, спортивных школах, домах детского творчества, посредством индивидуальной педагогической деятельности и др.
Для достижения инновационного характера дополнительного образования соединены лучшие традиции отечественного образования мировых практик. Особая поддержка и внимание уделяется группам детей группы социального риска и ограничениями по здоровью. Посредством дополнительного образования реализуется национальная система поиска и поддержки талантов, которая опирается на инициативы детей и семьи.
М.Н. Поволяевой выделяется тот факт, что «наряду с положительными тенденциями, теоретики и практики не пришли к единому мнению о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования учащихся. В связи с этим можно выделить следующие проблемы дополнительного образования:
· оценка качества дополнительного образования обучающихся;
· вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;
· вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке;
· вопросы содержания форм и методов дополнительного образования детей в организации школ полного дня.
И это лишь часть проблем, которые нужно решать. Тем не менее, тема дополнительного образования всегда остается актуальной, которая находится в постоянном движении.
Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Поэтому важно поддерживать данную сферу и стремиться развивать ее дальше, решая все возникающие вопросы.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
[2] Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4. С.7
[3] Горькова Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2001.-N 11.