Современные проблемы и перспективы дополнительного образования детей и молодежи

4
0
Материал опубликован 24 April 2021

В наши дни в российском обществе, так же как и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с обучением, воспитанием и развитием подрастающих поколений.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.[1]

Сложившаяся  в России  система  дополнительного  образования  детей и молодежи обладает уникальным потенциалом развития  разнообразных способностей  обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать  осознанную гражданскую позицию.

Т.А. Антопольская дает следующее определение дополнительного образования: «Дополнительное образование детей рассматривается в виде подсистемы общего образования, которая обладает механизмами социально-педагогического выравнивания разных категорий детей для получения образования согласно с их интересами, и что нуждается в развитой культурной организации, которая помогает расширять и обогащать культурную область самореализации личности ребёнка и других его субъектов»[2].

В дополнительном  образовании возможно обеспечение  индивидуального  темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня  интеллектуального развития детей. Максимальное использование  технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

Одно из главных предназначений дополнительного образования – это овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных способностей, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для обучающихся. Дополнительное образование – образование доступное: могут заниматься все дети – «обычные» и одаренные. Здесь реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме.[3]

 К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования, спортивных школах, домах детского творчества,  посредством индивидуальной педагогической деятельности  и др.

Для достижения инновационного характера дополнительного образования соединены лучшие традиции отечественного образования мировых практик. Особая поддержка и внимание уделяется группам детей группы социального риска и ограничениями по здоровью. Посредством дополнительного образования реализуется национальная система поиска и поддержки талантов, которая опирается на инициативы детей и семьи.

М.Н. Поволяевой выделяется тот факт, что «наряду с положительными тенденциями, теоретики и практики не пришли к единому мнению о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования учащихся. В связи с этим можно выделить следующие проблемы дополнительного образования:

· оценка качества дополнительного образования обучающихся;

· вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;

· вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке;

· вопросы содержания форм и методов дополнительного образования детей в организации школ полного дня.

И это лишь часть проблем, которые нужно решать. Тем не менее, тема дополнительного образования всегда остается актуальной, которая находится в постоянном движении.

 Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Поэтому важно поддерживать данную сферу и стремиться развивать ее дальше, решая все возникающие вопросы.




[2] Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4. С.7

[3] Горькова Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2001.-N 11.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации