Материал к уроку истории «Древний Восток» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 4 May 2023
​​​​​​​
Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"PPT / 4.96 Мб

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

___________________________________________________________________________

ИНН 4704045100 КПП 470401001

188801, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Рубежная, 31,

телефон/факс: 8(81378) 2-96-63, e-mail s10vbg@yandex.ru


Тема урока

«Древний Восток»

Тип урока

Повторительно-обобщающий урок

Класс

5 а

Место урока

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

Цель урока

обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме

Задачи

повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»;

выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов Древнего Востока в ходе сравнения их между собой; раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Образовательные
ресурсы

Презентация «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

Раздаточный материал по теме урока. Карты «Древние государства мира», «Египет и Передняя Азия в древности», «Государства Древнего Востока. Индия и Китай», раздаточный материал, рабочие листы, ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, представленные в слайд-шоу, учебник.

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3)Обобщение и систематизация знаний.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Форма урока

командная развивающая игра-путешествие


Формы организации ученой деятельности

групповая, индивидуальная


Личностно значимая проблема

Осознаем ли мы себя наследниками общего богатства древних цивилизаций?

Основные понятия

Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия. Палестина. Израильское царство. Ассирия. Древняя Индия. Древний Китай. Условия жизни и занятия населения. Образование государств. Культурные достижения.




Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; формулирование представления о Древнем Востоке как об одном из этапов Всемирной истории; раскрытие особенностей развития Древнего Востока; освоение умения соотносить историческое время и пространство

Познавательные:

находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные:

излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

самостоятельно определять цели, вырабатывать решения;

находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников, дополнительной литературы к параграфу;

- учиться работать в малой группе над общим заданием, работать с по единому заданию.

Регулятивные:

определять цель в учебной деятельности;

выдвигать версии;

планировать учебную деятельность;

работать по плану, сверяясь с целью;

находить и исправлять ошибки;

- устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий жителей Древнего Востока;

- оценивать достижения культуры;

-характеризовать особенности стран;

- учиться описывать предметы материальной культуры и произведения искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах;

- осуществлять познавательную рефлексию.

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-ориентироваться в особенностях и ценностях древних цивилизаций, отношений и взаимодействий в системе моральных норм. Освоение общекультурного наследия стран Древнего Востока, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность,осознание себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.



Ход урока.

I.Организация класса.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Работа с письмом – «Просьба о помощи»

«Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию. Дело вот в чем. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и гробницу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

- Ребята! Подскажите, в чем тут дело?

- Как нам помочь путешественнику?

- Ребята, как выдумаете, какова тема и цель нашего урока?

-Мы поставили задачу не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и проверить насколько прочны знания, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира, осознаем ли мы себя наследниками общего богатства древних цивилизаций?

2.Сегодня у нас повторительно - обобщающий урок по теме «Древний Восток», работаем не только в команде (эксперты подсчитывают правильные ответы по рядам), но и предстоит показать свои знания каждому.

3.Для успешной работы необходимо повторить правила работы. Каковы они?

Чтобы попросить слово, подними руку.

Выслушай каждого, не перебивай.

Не говори одновременно с другими.

Будь доброжелателен и терпим.

Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться над неправильным ответом одноклассника.

Итак, вперёд!


III. Обобщение и систематизация знаний.


1.На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага — «папир», по-английски — «пэйпер», по-французски — «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали? (Ответы обучающихся)

На столе у каждого из вас- рабочий лист, выполняем задания в течение занятия,будет выставлена оценка и за индивидуальную работу на сегодняшнем уроке.

t1683198344aa.png


t1683198344ab.png

2.Давайте вспомним, какие страны называют Древним Востоком? (Примерный ответ обучающихся: Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад образовались государства)

- Назовите эти страны. (Примерный ответ обучающихся: Древний Египет, Междуречье, Вавилонское царство, Финикия, Ассирия, Персидское царство, Индия, Китай).

3.Итак, наш первый пункт «Географический»

В рабочем листе выполняем задание №1

Подпиши названия и реки стран Древнего Востока


3.1.В каких частях света расположены государства Древнего Востока? (Примерный ответ обучающихся: Африка, Азия)

Я буду зачитывать текст, ваша задача определить, о какой стране идет речь в нем?

 «По территории этой страны посреди пустыни текла большая река. Она неторопливо несла свои воды к морю, на берегах её возвышались города, в которых были возведены величественные храмы. В этой стране никогда не пахали и не сеяли весной, делали это только осенью (по нашему календарю в октябре-ноябре)

 -О какой стране идет речь? По каким признакам вы определили, что это Египет?

На карте покажите эту страну.

«Большую часть года здесь очень жарко, целых два месяца льют дожди, реки выходят из берегов. В долине одной из рек было влажно и жарко. Её покрывали густые, труднопроходимые леса- джунгли, в которых росли гигантские деревья. В этой стране был приручен слон. Об этой стране говорили, что где-то недалеко от неё расположен рай.

-По каким признакам определили, что это Индия? Покажите её на карте.

-Эта страна расположена в Восточной Азии. В этой стране протекает река, которую называют «рекой тысячи бед». На карте покажите эту страну.

- Двуречье. (Ребята указывают названия рек, показывают на карте страну)

- Географическое положение природные условия оказывают влияние на занятия населения? Проиллюстрируйте примерами. (Египет, Финикия.)

3.2. Далее обучающиеся получают фрагменты контурных карт, которые разрезаны на несколько частей. Вам необходимо собрать пазлы, определить страну, показать на карте.

Задание:

Пожалуйста, правильно сложите фрагменты, определите и напишите название стран и рек.

Выполнив задание, один учащийся показывает и комментирует месторасположение стран и рек Древнего Востока.

Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек). Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек.


4. Пункт «Города Древнего Востока».

  Игра «Слово по вертикали». В этой игре потребуется знания городов.Слева-необычные слова это названия городов Древнего Востока, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть имя самого мудрого царя Израиля.

ФИММЕСС________________ *   *         Ответ: Мемфис           С

ИЕРУЛИМСАО_____________*     *         Ответ: Иерусалим      О

ВИЯНИЛНЕ________________*     *         Ответ: Ниневия          Л

ВЫОФИ ___________________*     *         Ответ: Фивы               О

МИЛОНВАВ_______________ *     *         Ответ: Вавилон          М

ДОНОСИ __________________*     *         Ответ: Сидон              О

НИЛББ____________________ *     *         Ответ: Библ                Н


5. Пункт «Исторические личности»

О ком сказаны эти слова:

-Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя»? (Дарий I)

-Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).

-Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу? (Кир)

-«Царь совершенный, могучим оружием, врученным богами, истребил врагов, на севере и на юге! Начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. -Если кто-то из людей уничтожит эти законы, то великие боги проклянут его судьбу»,Вавилонский царь, его называли земным судьей и владыкой? (Хаммурапи)

-Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)

- «Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце!» (Ашшурбанапал).

-Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон). -Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис). -Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей). -При нём Китай стал единымгосударством и он стал его первым властелином (Цинь Шихуан).   -Китайский мудрец(Конфуций)


6. Пункт «Знатоки дат»

Задание: соотнеси дату и событие. Выполните задание на рабочем листе.


События:

разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.


612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э.



7. Пункт «Разминка»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.

В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)

В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)

Где изобрели цифры? (Индия)

Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)

Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)

Писали на бумаге (Китай)

В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)

Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)

Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)

На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях)

Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд)

Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк)

Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты)

Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы)

В какой стране верили в переселение душ? (В Индии)

Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли)

Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия)

Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя)

Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций)

Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан)

Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма)

Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы)

Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет)

В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.)

Самая престижная профессия в Древнем Египте (Писцы)

Это учреждение древние египтяне называли «Дом папируса» (Библиотека)

Царь Древнего Египта (Фараон)

Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус)

Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф)

Гробница египетских фараонов (Пирамида)

Кого называли Отцом Дома Табличек? (Учителя)

Кого называли «царем царей»? (Персидского правителя)

Двуречьем назывались страна, расположенная между реками (Евфратом и Тигром)

Основным строительным материалом в Двуречье была (Глина)

Жители Двуречья писали (Клинописью)

Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс)

Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс)

Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни)








8. Пункт «Загадочный»

8.1. Отгадайте загадки:

Загадка № 1.


Он самый мудрый и почтенный,

Бог Брахма изо рта его создал,

И цвет его одежды белый.

К концу же жизни

Вдруг отшельником он стал. (Брахман)


Загадка № 2.


Этих слуг повсюду гнали,

Жить в деревне запрещали.

Те в лачугах жалких спали,

На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)


Загадка № 3.


Чтоб землю с севера обезопасить,

У гуннов землю отобрать,

Правители решили стену возвести,

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили ее строить,

Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)


Загадка № 4.


Узнал Китай чрез много лет,

Как много может человек,

Из книг, на наши не похожих.

На связку дров скорее схожих.

Чтоб книгой стать,

Прошел чрез много мук

В Китае — расщепленный то... (Бамбук)


8.2.А теперь определите, чем мог заниматься этот человек. Кто же это?

1. У него в руках были жезл и плеть (Фараон)

2. Его называли «живой убитый» (Раб)

3.На коленях листы, в правой руке тростина для письма, запасная «ручка» за ухом (писец)

4. Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?

«Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его»


9.Пункт «Письменность Древнего Востока»

9.1. Давайте представим, что мы в необычной школе. Перед нами 4 мальчика.

В каких странах учились мальчики?

1-й пишет на ПАПИРУСЕ,

2-й на ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ,

3-й на БАМБУКЕ,

4-й на ПАЛЬМОВЫХ ЛИСТЬЯХ.

9.2. Вычеркни лишнее слово и объясни почему:


Вычеркни лишнее слово и объясни почему:

Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;

Вычеркни лишнее слово и объясни почему:

Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;

Вычеркни лишнее слово и объясни почему:

алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;

Вычеркни лишнее слово и объясни почему:

шахматы, хлопок, корабль, сахар;


9.3. Нужно определить в какой стране появились литературные и фольклорные произведения:

«Махабхарата» (Индия)

Миф об Осирисе (Египет)

Эпос о Гильгамеше (Двуречье)

«Повесть о Синухете» (Египет)

«Рамаяна» (Индия)

«Ветхий Завет» (Палестина)


10.Пункт “Синий мешок”. По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем мешке.

Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай)


Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см (Рис)


То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)


Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)


Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (Компас)


Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (Шёлк)

Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (Шахматы)

Впервые было изобретено в Финикии. Однажды финикийский торговый корабль, вёзший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и перемешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была (Стекло)


Изобретениями стран Древнего Востока мы пользуемся до сих пор.



11.Пункт «Достопримечательности»

На слайдах презентации -достопримечательности, необходимо назвать её и страну.


12.Пункт «Терминологическая разминка»

Устройство для подъёма воды (шадуф).

Фантастические сказания о богах и героях (мифы)

Скульптура льва с головой человека (сфинкс)

Обязательные правила поведения (законы)

Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония)

Жрец в Индии (брахман)

Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты)

Большое сильное государство (держава)

Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы)

Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)

Люди, владеющие рабами (рабовладельцы)

Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы)

Гробница египетских фараонов(пирамиды)

Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)

Денежный сбор в пользу государства(налог)

13. пункт «Финишный»

Изучая историю стран Древнего Востока, мы познакомились с историей древних цивилизаций. Давайте постараемся выделить общие черты, характерные для этих стран (Примерный ответ обучающихся:

1. Государства возникали в долинах рек.

2. Правители обладали большой властью

3. В обществе не было равенства.

4. Религия играла большую роль.

5. Большие успехи достигнуты в развитии письменности, архитектуры и т. д.

Древние страны Востока –это неугасшие миры. Их достижения являются частью современной культуры. Уроки прошлого призваны служить взаимопониманию и взаимообогащению народов, осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1.Подведение итогов командной работы, отметить отличившихся обучающихся на уроке.

2.Ответить на вопросы анкеты в рабочем листе.

Рефлексия

-мне было интересно

-мне осталось непонятно

-мне хотелось бы еще больше узнать


V.Домашнее задание – мини-сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы посетил(а) страну…»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.