"Дружба - чудесное слово"
Тренинговое занятие
«Дружба — чудесное слово»
Класс: 5-6 класс
Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Приложение: Презентация
План занятия:
Организационный момент
Обсуждение основных вопросов занятия
Знакомство с понятием «дружба»
Знакомство с понятием «друг»
Физкультминутка
Продолжение обсуждений основных вопросов занятия
Составление законов дружбы
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.
- Скажите «привет» соседу справа
- Пожмите руку соседу слева
- Улыбнитесь друг другу.
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Есть ли определённые законы дружбы?
2. Обсуждение основных вопросов занятия.
1. Беседа о дружбе:
Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Эгоист — человек который любит и думает только о себе. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Вот какое определение слову «дружба» предлагается в Толковом словаре русского языка. ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза или крутость”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Обсуждение, какой должен быть настоящий друг.
Кто он, Настоящий друг?
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика
Ребята, давайте с вами выберем качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Игра «Качества»
- Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.
- Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, отзывчивый, трусливый, терпеливый, жадный, общительный, бескорыстный.
Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам и зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Физкультминутка «Дружба».
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения
Мозговой штурм «Угадай чей друг?»
Обсуждение пословиц о дружбе.
- Прочитайте пословицы и объясните её значение.
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Старый друг лучше новых двух.
• Друг познается в беде.
• Дружбу помни, а злобу забывай.
Ребята, а что нужно делать , чтобы не ссориться?
Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку. Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.
|
2.Обсуждение проблемных ситуаций.
– А сейчас, ребята, обсудим с вами ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг предлагает поступить плохо (толкнуть , обидеть девочку).
4. Твоего друга обижает старшеклассник.
Упражнение «Расшифруй слово».
- Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба… (Каждой группе выдаётся по одной букве.)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
- Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.
3) Составление законов дружбы
- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
- Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
Законы дружбы:
Уступай другу
Не завидуй другу, умей радоваться его успехам
Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его
Истинная дружба бескорыстна
Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек
Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом
Останови друга, если он делает что-то плохое
Береги своего друга
- Спасибо! Вы согласны с этими законами дружбы? (ответы детей)
- Вы будете соблюдать их? (Да)
Игра «Ромашка»
- Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». У каждого лежит лепесток ромашки. Вы напишите на нем по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по лепестку.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.
Рефлексия: Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили. Что такое дружба? Как вы понимаете слово друг? Понравилось ли вам на занятии?
Я очень рада, что вам было интересно! И в конце нашего занятия я хотела бы добавить: помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.