Классный час «Дружба - чудесное слово» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
Классный час
«Дружба – чудесное слово!»
(5класс)
Номинация
«Классное руководство»
Разработала
учитель МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Фомкина Лилия Алексеевна
2021 г.
Сценарий классного часа на тему: «Дружба – чудесное слово!»
Цели: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.
Задачи: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; улучшить межличностные отношения в деятельности группы; развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива; мотивировать желание самоизменений.
Оборудование: карточки с пословицами, цветные кружочки, лучики солнца с написанными положительными качествами настоящего друга, карточки с ситуациями, магнитофон, диск-караоке с песней «Когда мои друзья со мной», мультимедийная презентация,
В подготовке данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:
- технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровая технология.
Ход классного часа.
1. Вступительная часть. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лилия Алексеевна. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
Садитесь.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите на стол, у вас лежат ( смайлики), выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Слайд
Красный – отличное,
Жёлтый – хорошее.
Синий – немного грустное.
Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. А теперь возьмитесь друг друга за руки, улыбнитесь друг другу.
Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Ваши умные и пытливые глаза, говорят о том, что вы будете активными и доброжелательными.
2. Выход на тему.
Сегодня наша встреча будет посвящена, а чему, я надеюсь, вы скажете сами.
Посмотрите на экран и послушайте песню. « Если друг не смеётся». Слайд + музыка
- Итак, ребята, вы послушали фрагмент песни
- Кто догадался, о чём пойдёт наш разговор?
Ответы детей.
-О друзьях, дружбе.
- Ещё кто как считает.
Молодцы! О дружбе.
Итак, тема нашего занятия « Дружба - чудесное слово»
Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Мы должны учиться дружить; учиться стать хорошим другом; учиться беречь дружбы; хотим, чтобы наш класс был самым дружным).
- А как вы понимаете, что такое дружба?
( Ответы детей)
Слайд
В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- А кто такой друг?
(Ответы детей)
Слайд
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
- А вы дружные ребята ?
(Ответы детей)
- С чего начинается дружба?
(Ответы детей: со встречи, со знакомства , с улыбки, общих интересов)
- Молодцы! Вы много знаете о дружбе.
- А бывает так, что друзья ссорятся? Как вы думаете, почему это происходит?
(Ответы детей)
- Что нужно делать,чтобы не ссориться?
(Ответы детей .)
Помогай другу в беде.
Уважать друг друга. .
Прощать друг друга.
Быть добрым.
Заботиться о близких.
Не выдавать чужие секреты;
Защищать друга
- Молодцы!
Если вы будете соблюдать эти правила, вы никогда не будете ссориться. Ведь дружба – это когда, вместе весело и хорошо.
3. Основная часть
-А сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие.
Слайд
-А путешествовать будем вот на этом корабле. Посмотрите, какой замечательный корабль.
Отправляясь в путешествие, люди берут с собой знания, старательность, наблюдательность,
Хорошее отношение между собой. Не забудьте и вы всё взять с собой.
На каждом корабле есть капитан и его команда матросов. Сегодня я буду капитаном , а вы - командой.
- Согласны.
- Все готовы?
Слайд
А поплывём мы на остров «Дружба».
- Но, чтобы доплыть до этого острова, нужно преодолеть много препятствий.
Волшебный остров ждёт нас.
-Все готовы?
Тогда в путь.
Слайд
- Мы проплыли совсем немного, но впереди у нас первое препятствие – скала, а чтобы её обойти, нужно найти правильный выход из сложившейся ситуации
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо!У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее "Здравствуйте")
Преодолели препятствие, плывём дальше.
Слайд
- Над нами пролетела птица и принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.
Ребята, я знаю, что вы плывёте на остров « Дружба», но чтобы туда добраться, нужно выполнить задание.
В сказках есть персонажи, которые очень дружны.
Помогите героям сказок найти своих друзей.
(Ответы детей.Можно хором)
Мертвая царевна и … (7 богатырей)
Белоснежка и … (7 гномов)
Вини-Пух и … (Пятачок)
Малыш и … (Карлсон)
Буратино и … (Мальвина)
Крокодил Гена и … (Чебурашка)
Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
Котенок Гав и … (Щенок)
Молодцы! Вы хорошо справились с задачей! Вы хорошо знаете сказочных героев и их друзей
Мы прошли ещё одно препятствие.
А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть .
- Давайте поиграем.
Слово дружба встречается не только в сказках, но и в пословицах.
Я предлагаю вам поиграть в игру « Дополни пословицу»
На доске слева начало пословицы, а справа конец.
Вы должны соединить пословицы и прочитать их.
( Дети выходят к доске )
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Один за всех и ………………(все за одного)
Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
Один в поле….(не воин).
Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
– Ребята, сейчас я вам покажу пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. ( работа в группах)
Задания: Слайд
Зебдурга в зинжигуто.
Дургнапозсяет в дебе.
Дургамеить – беся не лежать.
Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.
Сатрыйдургчулшевыхновдух.
Без друга в жизни туго.
Друг познается в беде.
Друга иметь - себя не жалеть
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Какие молодцы и пословицы вы тоже знаете.
Оценка проблемной ситуации.
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.
- Сейчас я вам буду описывать ситуации, а вы должны подобрать пословицу, которая подсказывает, как надо себя вести в этой ситуации, чтобы сохранить дружбу.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу:«Друга иметь - себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу:«Друг познается в беде».)
- Молодцы, ребята!
Слайд
Пока мы играли , мы не заметили , что впереди у нас мост ( ещё одно препятствие)
А чтобы его преодолеть, вам нужно рассказать о своём друге, используя план , который на экране и образец , который лежит у вас на столе.
План (Слайд)
Как зовут друга?
Сколько ему лет?
Как он выглядит?
Во что вы с ним играете?
Почему ты с ним дружишь?
Образец (на листе)
У меня есть друг ( подруга)..
Его (её) зовут…
Ему (ей)… лет
Он (она) очень…
Мы с ним (ней) вместе…
Мы с ним (ней ) дружим, потому что
(Ответы 3-4 учащихся)
Мы с вами справились с препятствием, но что случилось...
Слайд
- Поднимается ветер, начинается шторм.
Чтобы море успокоилось и выглянуло солнышко, нужно назвать те качества, которыми должен обладать хороший друг.
- Я вам буду называть качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
1. честность
• враньё
2. доброта
3. верность
• грубость
4. взаимовыручка
• предательство
• драчливость
5. справедливость
• задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.
- Молодцы.
Вам нужно написать свои достоинства и хорошие качества, которыми вы обладаете.
(Возьмите лист бумаги, приложите к нему свою ладошку и обведите её, а затем .на пальчиках напишите 2-3 качества, которыми вы обладаете, а в центре – своё имя)
Используйте слова для справок
Добрый, жадный, справедливый, трусливый, отзывчивый, хитрый, сильный, драчливый, общительный, весёлый, честный, верный.
Кто хочет рассказать о своих качествах.
( ответы детей)
А теперь, ребята, и подарите свою ладошку тому, с кем дружите или хотите подружиться
Слайд
Море успокоилось.
Мы преодолели все препятствия и причалили к острову «Дружба»
Все жители острова настоящие друзья
А в чём же секрет их настоящей дружбы. В правилах, которые они соблюдают.
Эти правила дружбы и волшебныйкораблик ,они дарят вам.
- Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга, а вот на этом волшебном кораблике будете причаливать к острову «Дружбы»
Правила дружбы.
1.Не ссорься с другом,
играйте вместе
2. Помогай другу,
умей его понять
3.Не будь жадным,
делись с другом
4.Не зазнавайся,
если делаешь лучше друга
5. Останови друга,
если он делает что-то плохо
6. Умей принять помощь
и совет друга
Жители острова рекомендуют вам прочитать книги о дружбе (обзор выставки)
А чтобы наши друзья оставались всегда с нами, споём все вмести песню «Когда мои друзья со мной»
А, что нам помогло преодолеть все препятствия?
-Дружба (хором)
Итог занятия, рефлексия.
–-Ребята. Какую роль в нашей жизни играет дружба?
(Ответы детей)
– О чем мы сегодня должны задуматься, какой вывод для себя сделать?
( Ребята, давайте дружить.)
Дружба делает нашу жизнь лучше. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя мультфильма - кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (слайд)
Давайте будем чаще улыбаться друг другу.
Ребята, возвращаемся к нашим смайликам выберите тот,который соответствует вашему настроению.
Красный – отличное
Жёлтый – хорошее
Синий – немного грустное.
Ребята, все вы молодцы! Спасибо вам за работу и хорошее настроение.
Всего доброго! А ещё я вам желаю хороших и верных друзей.