Конспект внеурочного мероприятия «Дружба — чудесное слово» (1–3 классы)
Технологическая карта внеурочного занятия «Дружба – чудесное слово!»
Направление внеурочной деятельности: социальное.
Цель деятельности педагога: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы детей: беседа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, пословицы в конвертах для работы в группах, фонограмма песни «Настоящий друг» из м/ф. «Тимка и Димка», отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», первая серия, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, толковые словари русского языка, правила дружбы.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ФОРМИРОВАНИЕ УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу. | 2 | Слайд 1 - Добрый день, мои друзья! Слайд 2 - Посмотрите на картинки ребят и ответьте на вопрос: «Какое настроение у ребят?» -Почему вы так решили? - А с каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие? | Готовятся к занятию, приветствуют учителя, настраиваются на работу. Предположения детей о том, какое настроение у ребят. (Я думаю…) Дети высказывают своё мнение: хорошее, плохое и почему. | Личностные: формируем личностное, жизненное самоопределение. Коммуникативные: формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | 5 | - Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, а если кто знает, может подпевать. (Звучит песня «Настоящий друг».) - Вы сейчас послушали песню, и даже некоторые её подпевали. - О ком и о чём эта песня? - Как вы думаете, о чём же пойдёт сегодня речь на нашем занятии? - Так как мы сформулируем тему нашего занятия? Слайд 3 «Дружба – чудесное слово!» - Обратите внимание. У меня на доске три записи. Друг Дружба Дружить - Ребята, продолжите фразу? (Записываю кратко высказывания детей на доску) Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг – это одноклассник, с которым делишься школьным завтраком. Друг – это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно. - Посмотрите ребята на ваши высказывания. Что интересного заметили? - В чём у нас затруднения? - Так какая будет цель нашего занятия? - Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг. Выработаем правила дружбы и запомним их. | Слушают песню. Дети, знающие слова, подпевают. О дружбе, о друзьях, об умении дружить. Дружба Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, что такое дружба в их понимании, что означает слово «дружить». У нас слово было одно, а высказывания разные. У нас разные мнения по одному слову. Ответы детей. | Познавательные: формируем самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу, формируем умение составлять план и последовательность действий. Личностные: формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
III. Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. | 7 | - Сейчас я вам предлагаю уточнить определения «Друг», «Дружба» и «Дружить» с помощью толкового словарика русского языка. - Вы правильно всё нашли. Молодцы. - А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова Слайд 4 ДРУЖИТЬ – находиться с кем - то в дружбе. - Мы выяснили, что обозначают слова «друг», «дружба» и «дружить», теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем. Коллективная работа. Работа над понятием «настоящий друг» - Ребята, а каким должен быть настоящий друг? Выясним это сейчас, работая вместе. - Я предлагаю вам карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. На карточках записаны слова: скромный, добрый, честный, злой, завистливый, смелый, общительный, отзывчивый, хвастливый, вежливый, жадный, равнодушный. -Почему вы их выбрали? - Какие слова остались? - Ребята, почему оставили слова злой, завистливый, хвастливый, жадный, равнодушный? - Что нужно знать, чтобы дружба не распалась? -Какие же правила дружбы вы знаете? Слайд 5 Чаще улыбайся другу. Умей выслушать своего друга. Называй друга по имени. Совершив ошибку, признай и исправь ее. Помогай другу в беде. Не обманывай друга. Умей с другом разделить радость. Останови друга, если он делает что-то плохое. Не смейся над недостатками друга. - Какой вывод можно сделать? Слайд 6 ВЫВОД: «Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «РУЧЕЁК ДРУЖБЫ» - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах… - Поможете мне их собрать? - Я предлагаю вам поработать в группах. -У вас лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит смысл. • 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” • 2-я группа "Нет друга - ищи, а нашёл - береги” | (Дети ищут определение и зачитывают, работа в парах.) Друг – человек, близкий по интересам; товарищ, приятель. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружить – находиться в хороших отношениях, основанных на доверии, уважении, привязанности. Предположения детей. Дети коллективно, советуясь, выбирают качества, прикрепляют на доску, а затем зачитывают. Это качества настоящих друзей. Злой, завистливый, хвастливый, жадный, равнодушный. Дружба распадётся, если у друга будут такие качества, которые мы оставили на столе). Знать правила дружбы! (Работают в парах, готовят как можно больше правил дружбы). Ответы детей. (Читают хором, а потом каждому раздаются правила дружбы) Звучит музыка, дети играют. Да! Объяснение смысла пословиц: Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег. Дружба – это та, ценность, которая дана людям и которую нужно беречь. | Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста, формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение), формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, формируем умение представлять информацию по предложенному плану. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, формируем умение работать в коллективе, учитывая позицию собеседника. Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные: формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника |
IV. Закрепление нового Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 6 | А есть ли у вас друзья? Расскажите о своем друге по плану: Слайд 7 ПЛАН Как зовут друга (подругу)? Сколько ему (ей) лет? Как давно вы дружите? Чем любите заниматься в свободное время? За что ты его (её) любишь? - Какие вы молодцы! У вас действительно хорошие друзья. – Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами? Слайд 8 Викторина «Кто с кем дружит?» Доверчивый Буратино и … (Мальвина) Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) «Ребята, давайте жить дружно!» - чьи это слова? Назовите четверых друзей музыкантов. | (Ответы детей) Я хочу рассказать о своём друге. Моего друга зовут Вова, ему 8 лет. Мы дружим с 1 класса. Он помогает мне делать уроки. В свободное время мы играем в футбол и смотрим мультфильмы. Вова верный, добрый, отзывчивый друг. За это я его люблю. Ответы и дополнения детей. 1. Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин. 2. Пятачок. 3. Карлсон 4. Чебурашка 5. Кот Леопольд 6. Бременские музыканты. Кот, собака, петух, осёл. | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать), формируем умение строить логические цепи рассуждений. |
V. Контролирющее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | 7 | - Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. - Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». - В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка вместе с друзьями решают построить домик друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас необычные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего домика друзей. Поработайте в парах и выберите тот кирпичик, который на ваш взгляд самый нужный. Счастье, доверие, любовь, жадность, гнев, злость, отзывчивость, решительность, справедливость, благородство, внимательность, верность, лживость, доброта, честность. - Ваш домик друзей построен. В нём будут царить: счастье, доверие и любовь. Слайд 9 Дружба – главное чудо всегда, | Просмотр мультфильма. ( Ученики крепят кирпичики на доску) | Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника. Регулятивные: формируем начальные формы рефлексии, формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные: формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять), формируем умения выбирать необходимое. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на занятии Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | 3 | - О чем же главном мы сегодня говорили на занятии? - Все ли мы сказали о дружбе? -Расскажите по схеме Слайд 10, чему научились? - Что для вас показалось трудным? - Кто и что вам помогало справиться с заданиями? (Друзья и дружба) - Кто доволен своей работой на занятии? («Просигнальте») -Кто хотел бы что-то исправить? («Просигнальте») - У вас на партах на листочках нарисованы смайлики, покажите всем, с каким настроением вы покидаете занятие. (Дорисовывают смайлики настроения). Слайд 11 - На этом мы своё занятие заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Пусть у вас будут всегда добрые и отзывчивые друзья! Спасибо за внимание. | - О дружбе Дополнения детей. СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А), ЧТО ТАКОЕ… МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО… Я БУДУ УЧИТЬСЯ... - Друзья и дружба | Предметные: умение делать выводы. Личностные: формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные: формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли Регулятивные: формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено, формируем начальные формы рефлексии |
10