Конспект занятия на тему «Дружба нужна всем» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия на тему «Дружба нужна всем» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательные области: Социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, здоровье, физическая культура.
Цель: формирование межличностных отношений у детей, представлений о дружеских взаимоотношениях, развитие у детей способности к сопереживанию, желания прийти на помощь другу в сложной ситуации.
Задачи:
Расширять знания детей о дружбе, конкретизировать у детей знание пословиц и поговорок о дружбе.
Формировать социально-коммуникативные и нравственные качества дошкольников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарная работа: закрепить использование в речи слов,
обозначающих личностные характеристики (дружелюбный, находчивый, заботливый, жизнерадостный, трудолюбивый), активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу.
Чтение художественной литературы о дружбе (рассказы В. Осеевой «До первого дождя», рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища», рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»).
Толкование пословиц и поговорок о дружбе.
Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств
детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня», «Угадай, кто это».
Организация совместной прогулки и общих игр с детьми других групп.
Разучивание стихотворений о дружбе.
Подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.
Ход занятия.
1.Вводная часть:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, какая песня играла у нас перед занятием, кто - нибудь запомнил о чём в ней пелось?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно о дружбе, о друге.
Сегодня мы поговорим с вами о дружбе и друзьях. И я думаю, узнаем много нового и интересного.
- Как вы думаете, что такое «дружба»? (иметь друзей).
- А что значит «дружить»? (верить, играть, не обманывать, помогать друг другу, уважать, быть всегда рядом)
- Кого называют настоящим другом? (кто никогда не обманывает, кто защищает, с кем интересно и весело, кто может простить, кто всегда говорит правду, с кем можно поплакать и посмеяться)
- С какой погодой можно сравнить дружбу? (хорошей, солнечной, теплой).
Дети отвечают, воспитатель подводит итог: «Что такое дружба»?
Воспитатель: Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.
Дружить – это отдавать всю свою любовь, доброту, тепло и не требовать ничего взамен.
2. Основная часть:
- Как вы думаете, ребята, вы дружные? А дружить могут не только люди. Дружат животные. Дружат птицы. Дружат растения. А еще, оказывается, дружат и звезды. Мне бы очень хотелось рассказать вам одну историю. В ней немного грусти, но много тепла, любви и радости. А история эта про звездочку.
В давние времена небо по ночам было совершенно темным. И жила там
единственная маленькая звездочка. Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе она одна –одинешенька. И от этого ей становилось очень грустно. Она обратилась к доброму волшебнику, живущему на высокой горе: «Уважаемый волшебник! Не можешь ли ты мне помочь найти подружек?» Волшебник был старым и мудрым. Он знал, что такое одиночество. Взмахнул он своей волшебной палочкой, дунул посильнее, и полетела звездочка по небу в поисках друзей.
Ребята, давайте подуем так же, как волшебник, и поможем звездочке лететь. (Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох – выдох. 5-6 раз).
И путешествовала звездочка целую неделю. В первый день недели...Дети, как он называется?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. В понедельник звездочка встретила месяц, который попросил ее назвать пословицы и поговорки о дружбе. Давайте мы ей поможем. Я называю первую часть пословицы, а вы дополняете.
(Упражнение с мячом Воспитатель бросает мяч ребенку, называя начало пословицы, а дети должны закончить ее, вернув мяч.)
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бедный знает и друга и недруга.
Был бы друг – будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Звездочка благодарит вас за помощь. Отправилась она дальше. Во второй день недели...
Дети, как же он называется?
Дети: Вторник.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Во вторник звездочка встретила солнечный лучик, который попросил ее помочь соединить точки на листе по порядку друг за другом, чтобы получилась фигура, похожая на звездочку. Я прошу вас взять листочки, где изображены точки и обвести так, что бы получилась звездочка.
(Дети рисуют)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Звездочка говорит вам спасибо.
Наступил третий день недели. Как он называется, ребята?
Дети: Среда.
Воспитатель: Умницы. В среду звездочка встретилась с дождиком, который попросил ее поиграть в игру «Какой капельки не стало?».
Поможем ей? Посмотрите, перед вами капельки разного цвета. Мы сейчас закроем глазки, одна из капелек исчезнет, а когда откроем, должны узнать, какая цветом капелька пропала?
Игра «Какая капелька пропала?».
Воспитатель: Звездочка благодарит вас, ребята. А теперь, чтобы наши глазки не устали, давайте сделаем небольшую разминку. А задание такое: внимательно следить за движущимися объектами и не отвлекаться.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: А наша звездочка продолжает путешествие. В четвертый
день недели... Ребята, как он называется?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Правильно, молодцы. В четверг звездочка повстречала облако, которому захотелось поразмяться.
Давайте вместе выполним физминутку.
По дороге мы идем. (дети шагают)
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. (садятся)
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. (ложатся)
Потом дальше пойдем.
На лужайке поутру (дети становятся в круг)
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре (расходятся, бегают)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим (становятся в круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. (встают и идут дальше)
Мы — веселые лучи. Мы резвы и горячи.
Воспитатель: Вот какие мы дружные, молодцы! А звездочка дальше
летит. В пятый день недели... Скажите мне название пятого дня недели.
Дети: Пятница.
Воспитатель: Правильно, ребята. В пятницу звездочка просит вас
вспомнить имена ваших друзей.
(ответы детей)
Воспитатель: Звездочка благодарит вас, ребята. Спасибо!!
А путешествие продолжается. Наступил шестой день недели... Как он называется?
Дети: Суббота.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! В субботу звездочка встретилась с ветром. А он просит: «Я нечаянно посильнее дунул, и облетели лепестки с этого загадочного цветка. Помоги, пожалуйста, мне, звездочка, собрать их». Ребята, а лепестки –то волшебные, на них написаны качества, которыми обладает настоящий друг. Давайте, назовем их. Каким должен быть друг?
Отзывчивый, вежливый, внимательный, добрый, общительный, терпеливый, веселый, честный, преданный, заботливый.
Дети и воспитатель составляют цветок дружбы.
Воспитатель: Звездочка говорит вам «спасибо» за помощь. А тем временем наступил последний седьмой день недели... Как он называется?
Дети: Воскресенье.
Воспитатель: Умницы. Наступило воскресенье. Но звездочка так и не нашла себе подружку. Но я, кажется, знаю, как ей помочь. Мы с вами
нарисовали сегодня много звездочек. А сейчас мы их вырежем из картона. А наша звездочка больше никогда не будет одинокой.
Как вы думаете, какого цвета звезды самые яркие, самые теплые?
Дети:золотые, розовые, желтые, оранжевые.
Воспитатель: Давайте подойдем к столам и вырежем друзей для звездочки.
(Дети вырезают под музыкальное сопровождение.)
(Воспитатель предлагает каждому ребенку поместить звездочки на макет неба, меняет грустную звездочку на веселую).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот сколько подружек теперь у нашей звездочки!
Ребята, какое дело мы с вами сегодня сделали? Доброе! Мы помогли
звездочке. Какое основное правило мы с вами сегодня усвоили? Надо дружить и помогать друг другу. Жить в мире и дружбе.
Рефлексия: Ребята, кому сегодня было легко и интересно на занятии – похлопайте руками.
Кому было трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами.
Почему ты потопал? (Ответы детей)
Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, и я хочу подарить
вам волшебные звездочки, они не просты, а с сюрпризом, которые будут вам светить всегда, согревать вас в трудную минуту. Что бы у вас были добрые, верные друзья, которые будут спешить вам на помощь.
Воспитатель: На такой доброй ноте мы сегодня, ребята, с вами закончим.
Список литературы
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/07/13/konspekt-nod-druzhba-nuzhna-vsem