Занятие «Дружные , умелые, сильные и смелые» (8–11 класс)
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в группе;
- научить процессам принятия решений в команде;
- получить удовольствие от совместной работы.
Категория участников : члены школьного самоуправления
Ход мероприятия
Вступительное слово. Правила тренинга.
Упражнение «Имя-качество»: выполняется по кругу. Каждый называет свое имя и качество, которое ему помогает налаживать отношения в классе.
Упражнение «Счёт до двенадцати»Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Описание.
Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
-
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник — что помогает достигать результатов.
Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи.
Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.
Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Обсуждение:Что испытывали при выполнении задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.
Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.
Упражнение «Вместе мы сильнее»
Цели:
упражнение позволяет осознать, что возможности команды больше, чем
сумма возможностей ее отдельных участников.
Время
15 – 20 минут
Инструкция:
в течении 5 минут в рабочей тетради вы составляете список своих сильных сторон в своей деятельности, далее в группе, Вам необходимо составить совместный список сильных и слабых сторон всей команды.
Упражнение «Принятие решения»
Участникам предлагается в группах по 4 человека обсудить то, над чем должна работать группа для максимального сотрудничества и понимания друг друга. Тему представляет один участник от группы. Затем представители от групп должны в обсуждении выбрать одну тему для работы. Обсуждение.
Рефлексия:
Какие психологические качества у вас проявились во время участия в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Какие личностные качества нужно развивать в будущем?