Дуальная система обучения: проблемы и перспективы
Дуальная система обучения: проблемы и перспективы
Михайленко А.А.
ГАПОУ РО «РКТМ»
Казалось бы: система дуального обучения нужна, система дуального обучения важна, назрела потребность в дуальном обучении. И вот тут-то возникает целый букет проблем. В первую очередь для организации дуального обучения необходимо участие работодателя в процессе подготовки специалистов среднего звена. Зачастую принимая студентов на производственную практику, не говоря уже об организации процесса дуального обучения, работодатель видит в них дворников, маляров и подсобных рабочих. Во вторую очередь потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. И наконец, зачастую студенты не видят себя в профессии, стремясь только получить диплом.
Как же решить эти проблемы.
Одним из путей решения является создание конкурентной среды для организации дуального обучения. Со стороны потенциальных работодателей это конкуренция предоставления ресурсов для дуального обучения как производственных, так и человеческих. Работодатель, желая получить студентов для дуального обучения должен на конкурсной основе отобрать студентов соответствующих требованиям предприятия, обеспечить студентов наставниками, рабочими местами и программой обучения. Для возникновения такого желания работодателя должно поддержать государство. В таком случае по окончании обучения работодатель получит для своего предприятия грамотного и обученного практическим навыкам работника. В свою очередь студент желающий обучаться по дуальной программе, должен быть заинтересован в этом. Основой такого интереса должно быть гарантированное трудоустройство на данном предприятии. Таким образом, можно выделить три направления в достижении качественной организации дуального обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) первое - борьба работодателей за студентов, с отбором кандидатов для дуального обучения, второе - государственная поддержка предприятий участвующих в организации дуального обучения и третье – максимальная заинтересованность студента.