12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Харитонова63
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

«Проблемы и перспективы в системе дошкольного и начального образования»

Наш век справедливо называют веком человеческих качеств. Перед глобальными вызовами современности, в условиях жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений все большее значение приобретают человеческие способности, дарования и таланты. Это означает, что новое столетие будет веком образования, так как оно призвано обеспечить воспроизводство человека как социального существа, духовной, мыслящей и ответственной личности.

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой, а также способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни. Образование становится ключом к успешному развитию общества. Цель учителя: научить учеников стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать выбор, принимать решения за себя и за других людей, сформировать у них принципиальную установку на творчество. Для этого необходимы условия для активизации самостоятельной деятельности обучающихся (поиск и обработка информации). Но главное – это его собственная деятельность руками, эксперимент, постижение окружающего мира через собственный опыт, а также использование современных информационных технологий в учебном процессе. Школа должна учить учиться.

Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов показывают, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом важным является не столько реально, объективно существующая связь, сколько субъективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». 
Образование – это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов, а именно: укрепление объединяющих позиций общества в условиях роста его разнообразия; формирование российской гражданской идентичности личности; социальное выравнивание. Новой целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

Одной из проблем начального образования является и социальная адаптация ребёнка в новом для него коллективе. Если ребёнок не занимался ранее в дошкольном детстве, не ходил в сад по тем или иным причинам, он может быть не подготовлен к этому. И чем больше новый коллектив, тем сложнее ребёнку адаптироваться в этой новой для него жизненной ситуации. Кроме того, после достаточно мягкого режима в дошкольных образовательных учреждениях, ребенок, попадая в начальную школу, испытывает психологический дискомфорт от того, что он вынужден подчиняться определённым нормам и правилам, принятым в учебном заведении. Так, например, необходимость сидеть за партой для некоторых детей на начальном этапе является достаточно серьёзной проблемой. Энергичные по своей натуре дети не в состоянии долго усидеть на одном месте, тем более – концентрируя своё внимание на изучаемом предмете. В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Его популярность обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, младший школьник – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода школьник для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает учащемуся начальных классов реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Ученик продемонстрирует активную познавательную деятельность только при умелом руководстве учителя, когда:

- он становится равноправным участником процесса обучения;

- его самостоятельная работа приобретает вариативный, разноуровневый характер, что, безусловно, делает ученика уверенным в своих действиях;

- монолог учителя все больше превращается в учебный диалог, дискуссию, значительно меньше используются репродуктивные методы обучения;

- деловое сотрудничество вытесняет учебно-дисциплинарный стиль общения;

-свое место в уроке достойно занимает парная, групповая и коллективные формы работы.

Таким образом, система личностно-ориентированного обучения выступает как одно из необходимых условий достижения нового качества образования, так как в этих условиях в полной мере реализуется сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы, соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

Также актуальной является проблема обучения детей- инвалидов. В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни. Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование. Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.

Другой проблемой является проблема обучения одаренных детей. Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как: способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

И так, начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

      Сегодня, с уверенностью можно сказать, что мы преодолели этот сложный период создания новой современной начальной школы и перехода на ФГОС второго поколения. Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Быть рядом с учеником, направлять, координировать, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения - так формируется позитивный имидж Современного Учителя и ещё один путь к успеху образовательного процесса.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.