Рабочая программа элективного курса для 10 класса «Духовные посевы»
Программа Духовные посевы
DOCX / 27.04 Кб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
________ Каримова Г.С. ________ Киргизова М.В.
«___» ____ 2019 г. Приказ №151
от 01.09. 2019 г.
Рабочая программа
Элективного курса «Духовные посевы»
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель_________
Тарасова Т.В.
Протокол №1 от 21.08.2019
Автор – Емельянов Владимир
Геннадиевич
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. Каким должно быть идеальное образование? В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель, писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Августин писал, что без духовной любви всякое обучение бесполезно.
С возникновением научной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.) вопрос о составных частях формирования личности стал одним из основных.
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного (религиозного) и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.
По свидетельству педагога С.А.Рачинского постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде дают жития святых. Не даром и древние люди книжные, говорили о пользе чтения житий святых: «святых жития страх Божий вселяют в душу, бестрашие отгоняют, злых престатие, благих приятие вводят свет бо есть святых житие и просвещение душам нашим»
В условиях современного общества очень важным является воспитание духовно зрелых личностей. Это означает воспитание в наших детях чувства любви и ответственности за других людей и окружающий нас мир. Выполнению этой цели служит включение в программу обучения история религий и религиозных ценностей. При этом история религии должна преподноситься не просто как набор информации, но служить источником вдохновения для учеников, особенно через живые и глубоко – назидательные примеры.
ЦЕЛЬ И ЛОГИКА КУРСА
Цель данного курса заключается в повышении духовного и нравственного облика школьников. Чтобы они смогли стать зрелыми личностями, верными супругами, любящими родителями и ответственными гражданами. Изучая этот курс, школьники могут понять, что же такое нравственность и что представляют собой те ценности, правила и законы, которые формируют основу цивилизованного общества. Хотелось бы, чтобы ребята выработали в себе такие нравственные качества, как честность, чистота, праведность, бескорыстие, ответственность. Самоконтроль, независимость, целостность, а также приобщились к важнейшим этическим ценностям – любви, уважению, послушанию, терпимости, верности, состраданию, вежливости.
В ходе изучения курса у ребят появится возможность осознать уникальность их личности и их внутренней жизни и понять, что значит быть человеком. Содержание курса подтолкнет ребят к размышлениям о тех глобальных проблемах, которые всегда волновали людей (вопросы, касающиеся бога, человечества, добра и зла, смысла жизни, смерти, страданий, общечеловеческих ценностей). Осознав то, что простых ответов на эти вопросы не существуют, ученики начнут свои собственные поиски, стараясь получить цельную духовно – нравственную картину мира. Достаточно подробно в данном курсе рассматривается проблема человеческих взаимоотношений и особенно любви, потому что это именно то, что во многом определяет человеческое счастье. Школьники смогут серьезно поразмышлять над множеством проблем, с которыми сталкивается современное общество, и попробовать найти на них ответы.
На протяжении всей человеческой истории во всех странах мира образование преследовало две цели: дать подрастающему поколению знания о действительности и помочь им стать хорошими людьми. Однако в настоящее время главный упор делается на интеллектуальное и техническое образование, в то время как нравственное воспитание как бы отошло на второй план. Возникновение такой ситуации частично способствует то, что передать человеку интеллектуальные знания намного легче. Чем приучить его к нравственности. Однако мы должны понять . что интеллектуальное и нравственное идут рука об руку. Если кто- то обладает тонким техническим умом, из этого вовсе не следует, что он хороший человек. Действительно, многие люди использовали полученные ими знания в своих личных целях, для того, чтобы манипулировать другими людьми, приобретать богатства нечестными путями или добиваться власти. Вот почему во все времена семья, общество и народ стремились передавать следующему поколению не только интеллектуальные и технические знания. Но и те нравственные ценности, обычаи и традиции, которые составляют основу здорового общества. Из истории мы знаем, что общества и даже целые цивилизации, которым это не удавалось, часто исчезали без следа. Материя, из которой соткана цивилизация, очень непрочна, и общество может скатиться до варварства даже за одно поколение. Именно поэтому наиболее важной задачей любого общества должно стать духовное и нравственное воспитание молодого поколения.
Конечно было бы наивно полагать, что эта сложная задача может быть решена с помощью одного учебного курса. Нравственное развитие личности – результат не только всей воспитательной системы, но и влияния социальной среды. А в определенной степени – следствие врожденных особенностей. Различные теории нравственного развития отличаются в определении решающего фактора в воспитании. Однако ни одна теория не отрицает побуждающей роли нравственного образования. Главное заключается в том, насколько это побуждение сильно, насколько действенен эмоциональный отклик, вызванный изучением тех или иных нравственных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Как и содержание любого учебного предмета, тематика курса «Духовные посевы» строится по определенной логике
Вводные занятия курса направлены на побуждение школьников к нравственному самоусовершенствованию. Курс предназначен на старших подростков, главными особенностями которых является половое созревание, интенсивное становление личности, в первую очередь – ее социальной позиции, и стремление к самовоспитанию. Эти особенности школьников следует учитывать при планировании первых уроков. Кроме того, следует учесть и комплектацию класса.степень знакомства между учителем и учениками. В любом случае учителю будет полезно некоторое время посвятить более близкому знакомству с классом, сплочению учеников в единый коллектив.
За вводными уроками следует часть курса, содержание которой имеет определенную философскую направленность. Это наиболее сложная часть курса, однако ее невозможно упростить и тем более опустить. Главная цель этого раздела – помочь учащимся осознать и принять существование как физического, материального мира, изучаемого наукой, так и духовной реальности, раскрываемой религией и философией. Важнейшая проблема, которую учителю следует осознать – это взаимодействие двух реальностей, влияние духовного мира на материальный. Атеизм , называвшийся научным, но на практике приобретший вид «бульдозерного», оставил определенные следы в сознании людей, и с этим нельзя не считаться.
Наиболее рациональный путь раскрытия положений данного раздела – сочетание рассказа учителя с ответами на вопросы школьников.
Значительная часть курса отводится истории и этическим учениям ведущих религий мира – буддизма, христианства, ислама.
Целесообразно повторить некоторые особенности тех исторических условий, в которых возникли эти религии.
Рассматривая этические учения религий, учитель обратит внимание на их общие черты и на отличительные особенности каждого из учений. Так, буддизм основное внимание уделяет самосовершенствованию личности путем самосозерцания, самоанализа, внутреннего освобождения. В основе христианского учения лежит деятельностная любовь к другому человеку, преобразующая самого человека и приближающая его к идеалу – Высшему Существу. Ислам можно условно назвать «нормоцентрической» религией, так как сущность этого учения – заданные свыше нормы поведения, которые должны строго соблюдаться каждым, кто эту религию исповедует. С учетом этих особенностей после анализа соответствующего этического учения рекомендуется проводить два – три занятия, посвященные этическим вопросам, в той или иной степени вытекающим из данного учения. Эта рекомендация имеет и сугубо методический смысл – ученикам трудно изучить все этические учения подряд, без иллюстрации их жизненным материалом, имеющим практическую значимость для личного самосовершенствования. С другой стороны, таким построением последовательности занятий подчеркивается та или иная позитивная сторона каждого из этических учений.
После изучения всех этических учений возможно приступить к рассмотрению некоторых этических категорий – совести, честности, добра, дружбы и др. Эти занятия следует строить на дискуссиях, различных упражнениях, обсуждении жизненных и литературных ситуаций. Главный смысл этой части курса – побудить и в какой- то степени научить школьников, ответственному принятию решений о собственном поведении, инициативному поведению. Беда старой системы нравственного воспитания заключалась в том, что формировались в основном исполнительские нравственные установки и привычки. Когда же выпускник школы оказывался в реальных условиях. Требующих самостоятельного принятия нравственных решений, он терялся и оказывался беспомощным. Поэтому обучение школьников критериям и способам самоопределения в ситуациях нравственного выбора – наиболее продуктивное направление в методике нравственного воспитания.
Завершающая часть курса возвращает школьников к философскому осмыслению назначения человеческой жизни.
ВВОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
Рассмотрим несколько ключевых моментов, важных при преподавании материала с духовной ориентацией
1. Он отличается от научного, основанного на строгих фактах материал. Следовательно, целью занятий не может являться механическое заучивание заданного урока. Обсуждение и чуткое отношение к каждому слушателю является более желаемым методом. Если ученики просто выучат материал без его глубокого осмысления, это значит, что они его не усвоили.
2. Возникновение дискуссий и неприятие определенных идей не является признаком педагогической неудачи. Только в строгих науках, результаты определенных вычислений оказываются всегда одинаковыми и, следовательно, не нуждаются в том, чтобы их обсуждали или оспаривали. Однако в решении религиозно – морально – этических проблем необходимы определенная свобода и время, так как в этом случае речь идет не о получении правильного ответа при использовании готовых формул, а о выборе наиболее оптимального решения сложной нравственной проблемы.
3. Преподавание материала не должно стать методом принуждения учеников принять ответы или идеи без их осмысления. Если ученики без каких бы то ни было раздумий и сомнений принимают ваши мысли и советы, позднее им будет нетрудно от них отказаться или просто забыть об этом.
4. В преподавании такого рода материала значительной поддержкой могут стать хорошие взаимоотношения между учителем, учеником и его окружением, прежде всего – семьей. В противном случае понятия и теория заучиваются, но это не гарантирует изменений в жизни. Учение всегда нуждается в поддержке всех сил общества или по крайней мере тех людей, кто наиболее тесно связан с учениками – семьи, друзе, школа.
5. Учителям, преподающим идеи нравственности, необходимо задаться рядом вопросов. Преподаю ли я доктрины? Сухо ли излагаю материал? Насколько близко к жизни моих учеников то, о чем я говорю с ними? Как я отношусь к тому, что преподаю? Что меня больше всего беспокоит?
6. Ключевая роль принадлежит личности учителя, его моральному облику. Учитель постоянно сталкивается с проблемой единства излагаемых им положений и собственного поведения.
Лучший способ добиться от учащихся того, чего Вы от них хотите, это ясно изложить им Ваши ожидания
ОЦЕНИВАНИЕ
Ученики также должны знать, какие виды контрольных заданий им будут предлагаться: контрольные вопросы, ситуации для анализа. Творческие сочинения. Видимо, индивидуальный опрос нецелесообразен, но возможно оцениваниешкольников за активность на уроке, на нескольких уроках. Возможен вариант, когда такие активные ученики освобождаются от выполнения контрольных заданий.
Особо следует решать вопрос о том, следует ли прибегать к неудовлетворительным оценкам. Мировая практика свидетельствует о том, что оценки за усвоение нравственно – этических знаний должны быть только положительными; неуспевающие учащиеся просто не оцениваются, им предлагается приложить усилия. Чтобы в дальнейшем они могли быть положительно оценены.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Общие методы
А. Ролевые игры
Б. Классный круг
В. Ведение творческого дневника
2. Дискуссия как метод изучения курса
3. Групповое обучение
Данная программа рассчитана на 35 учебных часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Каким быть? |
1 |
3 |
Хотите быть счастливыми? |
1 |
4 |
Познать себя |
1 |
5 |
Как устроен наш мир |
1 |
6 |
Природа человека |
1 |
7 |
Жизнь после смерти |
1 |
8 |
Что есть Бог? |
1 |
9 |
Наука и религия |
1 |
10 |
Религия и общество |
1 |
11 |
Буддизм. Жизнь Будды |
1 |
12 |
Учение Будды |
1 |
13 |
В чем ценность жизни? |
1 |
14 |
Познание сопротивления |
1 |
15 |
Христианство. Жизнь Иисуса Христа |
1 |
16 |
Учение Христа. Любовь к Богу и ближнему |
1 |
17 |
Первая заповедь закона Божия. Благодарение Богу за благодеяния |
1 |
18 |
Вторая заповедь закона Божия. Почитание святых икон |
1 |
19 |
Третья заповедь закона Божия. Употребление имения Божия |
1 |
20 |
Четвертая заповедь закона Божия. Пост телесный и духовный |
1 |
21 |
Пятая заповедь закона Божия. Почитание родителей |
1 |
22 |
Шестая заповедь закона Божия. Тяжкие грехи человеческие |
1 |
23 |
Седьмая заповедь закона Божия. Супружеская верность |
1 |
24 |
Восьмая заповедь закона Божия. Грех воровства |
1 |
25 |
Девятая заповедь закона Божия. Грех лжи и клеветы |
1 |
26 |
Десятая заповедь закона Божия. О греховности зависти |
1 |
27 |
Мир добрых дел |
1 |
28 |
Ислам: Жизнь Муххамеда |
1 |
29 |
Учение Муххамеда |
1 |
30 |
Давление среды |
1 |
31 |
Уважение и терпимость |
1 |
32 |
Совесть |
1 |
33 |
Честность |
1 |
34 |
Изберите свою судьбу |
1 |
35 |
Моя цель жизни |
1 |