Программа элективного курса «Общество и я» для 10 класса

0
0
Материал опубликован 22 October 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Старая Монья

Малопургинского района Удмуртской Республики

 

Рассмотрено на заседании ШМО Утверждено

Протокол № от Директор школы: Архипов А.Ф.

Председатель ШМО: Иванова А.Л. Приказ № от

 

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № от

Рабочая программа

элективного курса

«Общество и я»

для обучающихся 10 класса

Составитель:

Иванова А.Л.

Учитель истории,

обществознания

Старая Монья

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10 класса составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева А.И. «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень») и требований федерального государственного стандарта 2004 года.

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и другие.

В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 10 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся.

Содержание курса поможет учащимся систематизировать и углубить знания по предмету, овладеть навыками решения заданий различного уровня сложности, выработать умения, позволяющие использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры, ликвидировать затруднения в решении поставленных в ходе итоговой аттестации задач перед выпускниками, мотивированными на сдачу экзамена в формате ЕГЭ.

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся в форме ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Место предмета: программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ, и рассчитана на 17 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 0,5 года обучения 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека;

- основные этапы и факторы социализации личности;

- место и роль человека в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- основные социальные институты и процессы;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Учебный план

Раздел

Количество часов

В том числе

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию

2

   

2

Типы заданий и алгоритм их выполнения

4

   

3

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

11

   

 

     

Итого

17

 

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Обязательный минимум содержания

Знания и умения

Форма контроля

Сентябрь

1, 2

Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Заполнение бланков

Знать: понятия — ЕГЭ, кодификатор, спецификации, демоверсия, бланки ответов; сущность содержания экзаменационной работы, ее структуру. Уметь:

Текущий контроль. Работа с бланками

   

РАЗДЕЛ 1. ТИПЫ ЗАДАНИЙ И АЛГОРИТМ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ (4 часа)

 

3, 4

Специфика решения заданий с кратким ответом

Задание на выбор и запись нескольких ответов. Задание на анализ статистических данных, представленных в виде таблиц / диаграмм. Задания на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц. Задания на установление соответствия. Задания на соотнесения видовых понятий с родовым понятием (термином). Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Знать: специфику выполнения заданий с кратким ответом. Уметь: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.

Выполнение заданий части 1 из экзаменационной работы

 

5, 6

Специфика решения заданий с развернутым ответом

Задания к мини-тесту на анализ источника социальной информации. Задание на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста. Задание на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров. Задания на решение проблемных познавательных задач. Задание, требующее составления сложного плана ответа по теме. Альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения.

Знать: специфику выполнения заданий с развернутым ответом. Уметь: находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте в явном виде; характеризовать текст и его отдельные положения на основе изученного курса с опорой на контекстные обществоведческие знания; самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте; конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук; систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана функциональные, структурные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.

Выполнение заданий части 2 из экзаменационной работы

   

РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (11 часов)

 

7, 8, 9

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

Человек, природа, общество. Общество и его типы. Сферы общественной жизни и общественные отношения. Развитие общества. Прогресс. Исторический процесс. Теория цивилизаций. Цивилизация России. Глобальные проблемы современности. Свобода. Равенство. Человек, индивид, личность.

Знать: понятия — общество, прогресс, исторический процесс, цивилизация, индивид, личность; типы обществ, основные сферы общества, теории цивилизаций, глобальные проблемы. Уметь: анализировать факторы формирования личности; объяснять модели развития общества; характеризовать исторический путь развития России; раскрывать сущность глобальных проблем.

Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Человек и общество»

 

10, 11

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Сознание и деятельность»

Что такое деятельность. Мотивы деятельности. Многообразие деятельности. Деятельность и общение. Психика человека. Теория познания. Виды познавательной деятельности.

Знать: понятия —игра, потребность, деятельность, труд, общение, сознание, отражение, мышление, познание; пирамида потребностей, виды деятельности, особенности сознания. Формы отражения. Уметь: анализировать структуру и мотивы деятельности; характеризовать средства общения, психику человека; определять особенности мышления, виды познавательной деятельности.

Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Сознание и деятельность»

 

12, 13, 14

«Духовная жизнь общества»: обзор основных позиций, сложные вопросы

Культура духовная и материальная. Искусство. Религия. Основы философии. Образование. Наука и НТР. Мировоззрение, убеждение, вера. Мораль.

Знать: понятия — культура, искусство, религия, философия, образование, наука, мировоззрение, мораль; формы культуры, виды искусства, основные направления философии. Уметь: анализировать функции искусства; характеризовать особенности первоначальной, национальной и мировой религий; объяснять систему образования в России; определять роль мировоззрения в жизни и деятельности людей.

Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Духовная жизнь общества»

 

15, 16, 17

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Социализация личности»

Социальная структура и социальные отношения. Нации и межнациональные отношения. Семья. Дети и молодежь. Социальный статус личности. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Знать: понятия — социальная дифференциация, страты, социальная мобильность, нация, семья, социальный статус, норма. Уметь: анализировать теорию стратификации, важнейшие функции семьи; определять, какие права имеют несовершеннолетие; характеризовать социальные нормы и сущность отклоняющегося поведения.

Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Социализация личности»

Материально-техническое обеспечение

Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова: 10 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.

Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.

О. А. Котова, Лискова Т. Е. Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М,: Интеллект-Центр, 2016.

Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М.: Эскмо, 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.