Программа элективного курса «Общество и я» для 10 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Старая Монья
Малопургинского района Удмуртской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждено
Протокол № от Директор школы: Архипов А.Ф.
Председатель ШМО: Иванова А.Л. Приказ № от
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № от
Рабочая программа
элективного курса
«Общество и я»
для обучающихся 10 класса
Составитель:
Иванова А.Л.
Учитель истории,
обществознания
Старая Монья
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10 класса составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева А.И. «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень») и требований федерального государственного стандарта 2004 года.
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и другие.
В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 10 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся.
Содержание курса поможет учащимся систематизировать и углубить знания по предмету, овладеть навыками решения заданий различного уровня сложности, выработать умения, позволяющие использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры, ликвидировать затруднения в решении поставленных в ходе итоговой аттестации задач перед выпускниками, мотивированными на сдачу экзамена в формате ЕГЭ.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся в форме ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Место предмета: программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ, и рассчитана на 17 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 0,5 года обучения 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека;
- основные этапы и факторы социализации личности;
- место и роль человека в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- основные социальные институты и процессы;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Учебный план
№ |
Раздел |
Количество часов |
В том числе |
|
Количество контрольных работ |
Количество практических работ |
|||
1 |
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию |
2 |
||
2 |
Типы заданий и алгоритм их выполнения |
4 |
||
3 |
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ |
11 |
||
|
||||
Итого |
17 |
Календарно-тематический план
Месяц |
№ |
Тема |
Обязательный минимум содержания |
Знания и умения |
Форма контроля |
Сентябрь |
1, 2 |
Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы |
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Заполнение бланков |
Знать: понятия — ЕГЭ, кодификатор, спецификации, демоверсия, бланки ответов; сущность содержания экзаменационной работы, ее структуру. Уметь: |
Текущий контроль. Работа с бланками |
РАЗДЕЛ 1. ТИПЫ ЗАДАНИЙ И АЛГОРИТМ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ (4 часа) |
|||||
3, 4 |
Специфика решения заданий с кратким ответом |
Задание на выбор и запись нескольких ответов. Задание на анализ статистических данных, представленных в виде таблиц / диаграмм. Задания на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц. Задания на установление соответствия. Задания на соотнесения видовых понятий с родовым понятием (термином). Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. |
Знать: специфику выполнения заданий с кратким ответом. Уметь: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. |
Выполнение заданий части 1 из экзаменационной работы |
|
5, 6 |
Специфика решения заданий с развернутым ответом |
Задания к мини-тесту на анализ источника социальной информации. Задание на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста. Задание на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров. Задания на решение проблемных познавательных задач. Задание, требующее составления сложного плана ответа по теме. Альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения. |
Знать: специфику выполнения заданий с развернутым ответом. Уметь: находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте в явном виде; характеризовать текст и его отдельные положения на основе изученного курса с опорой на контекстные обществоведческие знания; самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте; конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук; систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана функциональные, структурные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. |
Выполнение заданий части 2 из экзаменационной работы |
|
РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (11 часов) |
|||||
7, 8, 9 |
Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы |
Человек, природа, общество. Общество и его типы. Сферы общественной жизни и общественные отношения. Развитие общества. Прогресс. Исторический процесс. Теория цивилизаций. Цивилизация России. Глобальные проблемы современности. Свобода. Равенство. Человек, индивид, личность. |
Знать: понятия — общество, прогресс, исторический процесс, цивилизация, индивид, личность; типы обществ, основные сферы общества, теории цивилизаций, глобальные проблемы. Уметь: анализировать факторы формирования личности; объяснять модели развития общества; характеризовать исторический путь развития России; раскрывать сущность глобальных проблем. |
Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Человек и общество» |
|
10, 11 |
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Сознание и деятельность» |
Что такое деятельность. Мотивы деятельности. Многообразие деятельности. Деятельность и общение. Психика человека. Теория познания. Виды познавательной деятельности. |
Знать: понятия —игра, потребность, деятельность, труд, общение, сознание, отражение, мышление, познание; пирамида потребностей, виды деятельности, особенности сознания. Формы отражения. Уметь: анализировать структуру и мотивы деятельности; характеризовать средства общения, психику человека; определять особенности мышления, виды познавательной деятельности. |
Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Сознание и деятельность» |
|
12, 13, 14 |
«Духовная жизнь общества»: обзор основных позиций, сложные вопросы |
Культура духовная и материальная. Искусство. Религия. Основы философии. Образование. Наука и НТР. Мировоззрение, убеждение, вера. Мораль. |
Знать: понятия — культура, искусство, религия, философия, образование, наука, мировоззрение, мораль; формы культуры, виды искусства, основные направления философии. Уметь: анализировать функции искусства; характеризовать особенности первоначальной, национальной и мировой религий; объяснять систему образования в России; определять роль мировоззрения в жизни и деятельности людей. |
Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Духовная жизнь общества» |
|
15, 16, 17 |
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Социализация личности» |
Социальная структура и социальные отношения. Нации и межнациональные отношения. Семья. Дети и молодежь. Социальный статус личности. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. |
Знать: понятия — социальная дифференциация, страты, социальная мобильность, нация, семья, социальный статус, норма. Уметь: анализировать теорию стратификации, важнейшие функции семьи; определять, какие права имеют несовершеннолетие; характеризовать социальные нормы и сущность отклоняющегося поведения. |
Решение заданий из экзаменационной работы по теме: «Социализация личности» |
Материально-техническое обеспечение
Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова: 10 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015.
Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.
Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.
Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2016. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.
О. А. Котова, Лискова Т. Е. Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М,: Интеллект-Центр, 2016.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М.: Эскмо, 2012.