Рабочая программа элективного курса «Человек — общество — мир» (10–11 классы)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Тогучинского района
Сурковская средняя общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО»
на заседании педагогического совета
Протокол №_________ от
«________» _________________20_____г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________ Н.И. Шиляева
«________»_________________20_____ г.
Рабочая программа
элективного курса «Человек – общество – мир»
по обществознанию
в 11 классе
на 2014- 2015 учебный год
Учитель истории: Залевская Наталья Ивановна
категория: первая
образование: высшее
стаж работы (общий/по специальности/ в данном учреждении): 18\15\ 15
курсы: с 09.11.2012 г. по 23.11.2012 г.
с. Сурково, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек – общество – мир» разработана на основе авторской программы О.И. Волошиной (старший преподаватель кафедры отечественной истории Нового времени ФИПП РГГУ, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Школа АЛЕФ»), А.П. Логунова (д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедр культуры мира и демократии, декан факультета истории, политологии, права ФИПП РГГУ), А.Б. Шатилова (канд. полит, наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), А.В. Юдельсона (канд. ист. наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), опубликованной в сборнике «Элек-тивные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание»/ под ред. А.Г. Каспржака. Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755.
Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».
Данный курс является актуальным в 10-11 классах в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов данного учебно-методического комплекта. Данный курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащихся способности понимания современных явлений, событий, процессов. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
Цель курса состоит в поэтапном освоении учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой), введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса: 1) формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности;
2) формирование у учащегося запроса на новую информацию;
3) выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
4) дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их реше-ния, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, географией, литературой, правом, экономикой, а также интеграционных возможностей школы, познавательных возможностей учащихся 10-11 классов, в которых осуществляется преподавание данного курса.
Курс в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчитан на 70 учебных часов (1 ч в неделю). Каждый раздел является за-конченным логическим целым и может изучаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса.
Курс состоит из следующих разделов:
Раздел 1 — «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» - 10 класс (36 ч.)
Раздел 2 — «Проблема прав человека в XXI веке» - 11 класс (34 ч.)
В соответствии с программой до 50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений ситуативных заданий-задач, тестов и проч. в тетрадях для самостоятельных работ, являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий ЕГЭ и КИМов ЕГЭ прошлых лет.
Особенности 10 класса: в классе обучается 5 человек. В целом уровень класса средний, есть 1 сильный учащихся, 3 учащихся со средней познавательной активностью и мотивацией к учебе, 1 учащийся с низкой мотивацией.
Особенности 11 класса: в классе обучается 2 человека. В целом уровень класса средний.
В преподавании курса используется следующая литература:
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы./Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение, 2008;
- Человек и общество. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений./ под. ред. В.И. Купцова. М., «Просвещение», 2004.
Учебно-тематический план.
№п/п |
Название темы, раздела |
Общее количество часов |
Из них |
|||
РР |
Контрольные работы, диктанты |
Тесты |
Лаборатор-ные, практи-ческие работы |
|||
|
РАЗДЕЛ 1. Современное состо-яние цивилизации и цивилизационного процесса. |
36 |
1 |
|||
|
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав чело-века в XXI веке. |
34 |
1 |
содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. (70 часов).
10 класс.
РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса (36 ч.).
Главные тенденции и возможные перспективы развития современной цивилизации; глобальные проблемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и конфликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.
11 КЛАСС.
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке (34 ч.).
Критика России за нарушение прав человека — причины разногласий между Россией и Западом. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному). Права человека и их природа (социальное или природное явление). Права человека языком юридических документов. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной потребностью человека). Гуманитарное право XX в. (право войны и мира; права человека).
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Примечания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
II |
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. |
34 |
|||||
1.1. |
Введение. |
1 |
Краткая характеристика изуча-емого курса. |
03.09. |
|||
1.2. |
Происхождение го-сударства и права. |
1 |
Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители. |
Знать теории происхож-дения государства и права. |
Презентация «Происхождение государства и права» |
10.09. |
|
1.3. |
Право древнего ми-ра и средневековой Европы. |
1 |
Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Осо-бенности средневекового права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей. |
Знать основное содер-жание законов древнего мира. |
Отрывки текстов |
17.09. |
|
1.4. |
Становление права Нового времени. |
1 |
Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. |
Знать основные положе-ния Конституции США. |
Отрывки из Конституции США |
24.09. |
|
1.5. |
Развитие права в России в IX – нача-ле XIX в. |
1 |
Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. |
Знать памятники правовой мысли России. |
Отрывки из документов |
01.10. |
|
1.6. |
Советское право в 1917 – 1991 гг. |
1 |
Сущность диктатуры пролета-риата В.И.Ленина. Революци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. |
Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций. |
Отрывки текстов советских Конс-титуций |
08.10. |
|
1.7. 1.8. |
Российское право в конце XIX - начале XXI вв. |
2 |
Основные цели экономических реформ 90-х гг. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. |
Знать основные доку-менты. |
Презентация «Отрасли российского права» |
15.10. 22.10. |
|
1.9. |
Международные договоры о правах человека. |
1 |
Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. |
Знать международный билль о правах; основное содержание Факультатив-ного протокола о граж-данских и политических правах. |
29.10. |
||
1.10. |
Виды прав челове-ка: гражданские права. |
1 |
Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. |
Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. |
Презентация "Пра-ва и свободы чело-века и граждани-на" Интернет – урок «Права и свободы человека» |
02.11. |
|
1.1. |
Виды прав челове-ка: социально-эко-номические права. |
1 |
16.11. |
||||
1.12. |
Виды прав челове-ка: культурные и политические права. |
1 |
23.11. |
||||
1.13. |
Всеобщая декла-рация прав чело-века. |
1 |
История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ванных во Всеобщей деклара-ции прав человека. |
Знать значение Всеобщей декларации прав человека. |
Текст Всеобщей Декларации прав человека |
30.11. |
|
1.14. |
Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». |
1 |
Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. |
Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. |
Текст Конституции |
06.12. |
|
1.15. 1.16. |
Права ребенка. |
2 |
Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка. |
Знать основные права ребенка. |
Презентация «Права ребенка» |
13.12. 20.12. |
|
1.17. |
Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». |
1 |
Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний. |
Знать Конвенцию о правах ребенка. |
Текст «Конвенции о правах ребенка» |
27.12. |
|
1.18. |
Нарушения прав человека в совре-менном мире. |
1 |
Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. |
Знать понятие «геноцид, апартеид». |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
11.01. |
|
1.19. |
Соблюдение прав человека. |
1 |
Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире. |
Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных задач; выде-лять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
18.01. |
|
1.20. |
Организация защи-ты прав человека. |
1 |
Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударст-венные правозащитные органы. |
25.01. |
|||
1.21. 1.22. |
Дискриминация или защита прав человека. |
2 |
Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др. |
Знать понятие «дискри-минация». |
01.02. 08.02. |
||
1.23. |
Права человека и их природа. |
1 |
Смысловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответственности. |
Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
15.02. |
|
1.24 1.25. |
Права человека и правовая культура. |
2 |
Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. |
Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
22.02. 01.03. |
|
1.26. 1.27. |
Международное гу-манитарное право. |
2 |
Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов. |
Знать понятия «междуна-родное гуманитарное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресс-тупления. Военные пресс-тупники». |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» Конспект урока "Международное гуманитарное право" |
15.03. 22.03. |
|
1.28. |
Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой. |
1. |
Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности. |
Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
05.04. |
|
1.29. |
Общие принципы использования ору-жия. |
1 |
Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия. |
Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
12.04. |
|
1.30. |
Защита прав чело-века в мирное и военное время. |
1 |
Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. |
Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав человека. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
19.04. |
|
1.31. 1.32. |
Конституционное право. |
2 |
Виды конституций. Роль конс-титуции как правового доку-мента. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-ституционализм». Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. |
Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ. |
Интернет – урок «Конституционный строй» Презентация «Конституционное устройство РФ» |
26.04. 02.05. |
|
1.33. 1.34. |
Итоговое повторение. |
2 |
Знать основные положения раздела. |
тест |
16.05. 23.05. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способ видения мира другими людьми;
- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
- самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;
- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;
- выдвигать гипотезы и аргументировать их;
- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
- осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- формулировать сущностные определения;
- схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;
- уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
- уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
- объяснять свои действия, решения, выбор;
- определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;
- ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
- вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов;
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте
и правильно использовать в устной и письменной речи для описания основных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических
рассуждений и обобщений;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;
- приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения на
соответствующих фактах.
Ресурсное обеспечение программы.
Литература для учителя (основная и дополнительная)
1. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Алексеева Т.А. Современные политические теории/ Моск.гос.ин-т межд.отношений. – М.: РОСППЭН, 2001.
3. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. – М.: Наука, 1987.
4. Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности. – М.: М3-пресс, 2003.
5. Общественное сознание и его формы/ Под общ. ред. В.И.Толстых. – М.: Политиздат, 1986.
6. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: ИФГАН, 1994.
7. Теория общества: Фундаменнтальные проблемы:[Сб.: Пер. с англ., нем.]. – М.: КАНОН-пресс-Ц: Кусково поле, 1999.
8. Халипов В.Ф. Кратология –наука о власти: Концепции.- М.: Экономика, 2002.
9. Хоцей А.С. Теория общества: В 3 т. – Казань: Матбугат йорти, 1999.
10. Цивилизация, культура, личность. – М.: Эдиторал УРСС, 1999.
11. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.
12. Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2007.
13. Аминов А. Сам себе юрист: правовая игра // Граждановедение. 2004. №13-14. С. 15.
14. Безногова С, Егорова Т. Учиться жить как люди // Граждановедение. 2004. № 38. С. 6-7.
15. Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе // Право в школе. 2004. № 1. С. 40
16. Глухарева ЛЖ Права человека: Альбом схем // Право в школе. 2004. №2. С. 55-59.
17. Иоффе А., Кишенкова О. Казни с судом, а не с яростью // Граждановедение. 2004. № 5. С. 5.
18. Календро В.Н. Опыт изучения «Конвенции о правах ребенка» в школе// Право в школе. 2004. № 3.С. 46-49.
19. Никитин А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. М.,1993.
20. Никитин А.Ф. Права человека: учеб. пособие для средней шк. М.,1993.
21. Никитин А.Ф. Права человека в школе: дайджест. М., 1993.
22. Полиектова А. Да воздастся виновному. // Граждановедение.2004.№1.С.6-7.
23. Семенова Ж. Права человека и власть в современной России // Право в школе. 2004. С. 43-45.
24. Титенок Т. Научиться быть человеком // Граждановедение» 2003.
25. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ.
Литература для обучающихся.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007.
Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ и др.
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ-ресурсы.
Курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии, политологии, культурологии, социологии:
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm
http://istina.rin.ru/philosofy/
http://www.distance.ru/uch_mat/polit.html
Учебники, учебно-методические пособия по философии, культурологии, политологии, экономической и правовой сферах жизни человека и общества
http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm
http://www.auditorium.ru/aud/infex.php
http://www.ugatu.ac.ru/ugatu.new/facult/f6/fil.htm
Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):
http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm
http://www.cbook/people/relig/index.shtml
Библиотеки публикаций (хрестоматии, оригинальные неадаптированные тексты работ философов, культурологов, социологов, политологов, правоведов, религиоведов, психологов по проблемам человека и общества, монографии, исследования творчества мыслителей, сборники материалов конференций, статьи)
http://www.courier.com.ru/humanities/default.html
http://www.piramyd.express.ru/all/pamyat.htm
http://piramyd.express.ru/all/sociology.htm
http://www.auditorium.ru/aud/infex.php
http://www.philosophy.ru/library.html
http://www.rusword.org/articler/socio.php
http://globalization.report.ru/
Статьи по философии, социологии, политологии, социальной психологии, опубликованные в научно-публицистических журналах, представленных в электронной форме:
http://www.auditorium.ru/aud/infex.php
http://www.rusword.org/articler/socio.php
http://www.soc.pu.ru/publications/jssa
http://flogiston.ru/articles/social
http://psychology@net.ru/articles/
Новости, доклады, сообщения о событиях, происходящих в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни общества в России и за рубежом, представленные на сайтах в Интернет
http:/www.edu.nsu.ru/noos/economy/news/
http://www.hro.org/editions/glossary/index.htm
Критерии и нормы оценки знаний, умений, и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания)
Критерии оценки за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Критерии оценки за письменные работы (тесты):
Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий
Оценка "4" – 70-84%
Оценка "3" - 50-69%
Оценка «2» - менее 50%
Лихина Елена Викторовна