Рабочая программа элективного курса «Сервис и туризм» (10–11 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №110
«Рассмотрено» на заседании кафедры обществоведческих дисциплин _____г. протокол № ___ Руководитель кафедры _____________ |
«Утверждено» приказ № _ от _______г. Директор ____________ |
Рабочая программа элективного курса
СЕРВИС И ТУРИЗМ
11 класс
Социально-экономический профиль
34 часа, недельных - 1
Составитель:
Казанцева О.Ю., учитель географии, первая квалификационная категория
Екатеринбург
Пояснительная записка
В рамках реализации задач, поставленных государством перед образовательными учреждениями, задач, сформулированных в нормативных документах российского, регионального и муниципального уровня, и решения проблем, выявленных в ходе анализа деятельности лицея, коллективом лицея определены следующие стратегические целевые приоритеты:
формирование научно ориентированного типа мышления и гуманистического мировоззрения обучающихся, содействие развитию базовых компетенций, творческого и лидерского потенциала обучающихся для создания основы их социальной успешности в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
реализация универсального, научного типа образования через создание эффективной открытой образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения качественного образования обучающимся с различным уровнем готовности и мотивации к образовательному процессу, на основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ, методик и технологий в условиях уважения к личности и психологического комфорта.
Обучение по данной рабочей программе организовано с учетом компетентностного и системно-деятельностного подходов, которые предполагают:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Обучение направлено на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты учащихся 11 классов:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты учащихся 11 классов:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей обеспечат успешное обучение.
Предметные результаты:
1) сформировать знания, умения и навыки по основам туристско – краеведческой деятельности;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития туристической и рекреационной деятельности, протекающий в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических, туристических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Описание изменений, внесенных в программу и их обоснование (несоответствие часов по программе и по учебному плану лицея, особенности класса и др.): изменений нет.
Содержание курса:
Тема 1. Теоретические основы «Географии туризма» (8 часов)
Предмет, содержание и методы географии туризма. Туризм как система статистических понятий и категорий. Рекреация и туризм: соотношение понятий. Классификация туризма.Турист: понятие, цели и типы. Туристские маршруты и их виды. Международные туристские организации. Туристский рынок и особенности его функционирования. Международный, региональные и национальные туристские рынки: современное состояние и перспективы развития. Туристско-рекреационный потенциал и методы его оценки. Туристские ресурсы. Рекреационные ресурсы. Оценка природных рекреационных ресурсов. Оценка культурно-исторических ресурсов. Культурное и природное наследие и международный туризм. Список всемирного наследия ЮНЕСКО и особенности географии объектов всемирного наследия. Территориальные рекреационные системы. Особенности организации туристского обслуживания. Туристская инфраструктура: услуги размещения и питания, услуги перевозки, экскурсионное обслуживание. Сезонность в международном туризме. Факторы развития международного туризма. География международных туристских потоков. География познавательного и развлекательного туризма. География религиозного и паломнического туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного, приключенческого и экстремального туризма. География экологического туризма. География делового туризма и бизнес-поездок.
Тема 2. Рекреационное и туристское районообразование и районирование (17 часов)
Теоретико-методологические основы рекреационного районообразования и районирования. Туристское районирование и зонирование. Районообразующие признаки в международном туризме. Понятие о туристском регионе. Региональный туризм.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЕВРОПЕ Современное состояние международного туризма в Европе. Восточноевропейская туристско-рекреационная зона. Североевропейская туристско-рекреационная зона. Западноевропейская туристско-рекреационная зона. Туристско-рекреационный потенциал альпийских государств (на примере Швейцарии и Австрии). Туристско-рекреационный потенциал Германии и стран Бенилюкса. Рекреационно-туристский потенциал Франции. Южноевропейская туристско-рекреационная зона. Туристско-рекреационный потенциал Греции.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В АЗИИ Туризм и отдых в странах Юго-Западной Азии. Южная Азия: общая характеристика. Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии. Туристско-рекреационный потенциал Японии и Кореи. Туристско-рекреационный потенциал Китая и Монголии.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В АФРИКЕ Современное состояние международного туризма в Африке. Северная Африка: общая характеристика. Западная Африка: общая характеристика. Восточный туристский район: общая характеристика. Островной туристский район (Маврикий, Мадагаскар, Реюньон, Сейшельские и Коморские острова). Южный туристский район: общая характеристика.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Организация курортного дела и туризма в США. Рекреационные зоны и районы США. Канада как туристско-рекреационная зона Северной Америки.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ Туризм и отдых в странах Карибского бассейна. Туристские ресурсы и центры стран Центральной Америки. Туристско-рекреационный потенциал Мексики и Бразилии. Северный и Андский туристские районы Южной Америки. Южный туристский район Южной Америки (Парагвай, Уругвай, Аргентина).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ Основные туристские центры и курорты Австралии. Туристско-рекреационный потенциал островных государств и территории Океании
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ И СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Кавказско-Черноморский рекреационный район: Абхазия. Закавказский рекреационный район. Прибалтийский рекреационный район
Тема 3. Международный туризм в России (8 часов)
География туризма в Российской Федерации. Разнообразие видов туризма в Российской Федерации. Туристские районы Северного Кавказа. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России. Горно-Кавказский рекреационный район. Прикаспийский туристско-рекреационный потенциал. Азовский туристский район. Туристские районы Центральной России. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. Серебряное кольцо России. Южно-Российский, Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы. Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский туристско-рекреационные районы. Дальневосточный туристско-рекреационный район. Крымский район
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Тема урока |
Основное содержание темы |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Тема 1. Общие основы туризма (введение в туризм) - 7 часов |
|||
1 |
Введение в туризм. Практическая работа №1: «История становления и развития туризма в России и за рубежом» |
Предмет, содержание и методы географии туризма. Туризм и рекреация.Турист: понятие, цели и типы. Туристские маршруты и их виды. Международные туристские организации. Туристский рынок и особенности его функционирования. Туристско-рекреационный потенциал и методы его оценки. Туристские и рекреационные ресурсы. Оценка природных рекреационных и культурно-исторических ресурсов. Культурное и природное наследие и международный туризм. Список всемирного наследия ЮНЕСКО и особенности географии объектов всемирного наследия. Территориальные рекреационные системы. Особенности организации туристского обслуживания. Туристская инфраструктура: услуги размещения и питания, услуги перевозки, экскурсионное обслуживание. Сезонность в международном туризме. Факторы развития международного туризма. География международных туристских потоков. География различных видов туризма |
Информационно-репродуктивная деятельность, анализированние текста и статистических материалов, составление логических схем, работа с текстом и дополнительным материалом, поиск и презентация дополнительного материала. |
2 |
Международные туристские организации |
||
3 |
Туристская инфраструктура. Рекреационная сеть, обслуживание. Практическая работа №2: «Анализ туристского рынка России». |
||
4 |
Факторы развития туризма. География туристских потоков. Практическая работа №3: «Пространственная картина международного туризма» |
||
5 |
Основные направления туризма. |
||
6 |
География основных направлений туризма |
||
7 |
Обобщающее повторение по теме: «Общие основы туризма» |
||
Тема 2. Рекреационное и туристское районообразование и районирование - 17 часов |
|||
8 |
Региональный туризм. Практическая работа №4: «Туристские регионы широкой и узкой специализации». |
Теоретико-методологические основы рекреационного районообразования и районирования. Туристское районирование и зонирование. Районообразующие признаки в международном туризме. Понятие о туристском регионе. Региональный туризм. Характеристика туризма в мировых регионах |
Решение творческих задач, работа с текстом и дополнительным материалом, работа с атласом, составление таблиц, схем, поиск и презентация дополнительного материала |
9 |
Международный туризм в Европе. Восточноевропейская зона. Практическая работа №5: «Статистика международного туризма в Европе» |
||
10 |
Североевропейская туристско-рекреационная зона |
||
11 |
Западноевропейская туристско-рекреационная зона. Практическая работа №6: «Особенности туристско-рекреационного потенциала альпийских государств». |
||
12 |
Туристско-рекреационный потенциал Германии, стран Бенилюкса и Франции. |
||
13 |
Южноевропейская туристско-рекреационная зона. Практическая работа №7: «Романский и готический стиль Европы» |
||
14 |
Греция |
||
15 |
Обобщающее повторение «Туризм в Европейском регионе» |
||
16 |
Международный туризм в Азии. Деление региона на зоны. Практическая работа №8: «Характеристика отличительных особенностей развития туризма в АТР» |
||
17 |
Туристско-рекреационный потенциал Японии, Кореи, Китая и Монголии |
||
18 |
Международный туризм в Африке. Северная и Западная Африка |
||
19 |
Туризм в Восточной и Южной Африке |
||
20 |
Международный туризм в Северной Америке. Канада и США |
||
21 |
Международный туризм в Латинской Америке. Равнинная часть. Практическая работа №9: «Центры и памятники доколумбовских цивилизаций» |
||
22 |
Горный туризм в Латинской Америке |
||
23 |
Туристические центры Австралии и Океании |
||
24 |
Обобщающее повторение: «Международный туризм |
||
Тема 3. Международный туризм в России - 8 часов |
|||
25 |
География туризма в России. Практическая работа №10: «Составление картосхемы основных туристских зон и районов России» |
География туризма в Российской Федерации. Разнообразие видов туризма в Российской Федерации. Характеристика туристских районов России |
Решение творческих задач, работа с текстом и дополнительным материалом, работа с атласом, составление таблиц, схем, поиск и презентация дополнительного материала. |
26 |
Туристические районы Северного Кавказа и Черноморское побережье России |
||
27 |
Туризм в Центральной России |
||
28 |
Северо-Запад и Европейский Север России. Серебряное кольцо России |
||
29 |
Туризм Поволжья и Урала |
||
30 |
Туризм в Екатеринбурге |
||
31 |
Алтайский, Байкальский и Дальневосточный туристические регионы |
||
32 |
Обобщающее повторение «Туризм в России» |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско-рекреационный район;
масштабы и типы современного туризма;
типологию туристских районов;
главные туристские районы регионов и основных стран мира, Российской Федерации;
наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира, в России;
уникальные природные объекты стран и регионов мира, России, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;
примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;
Учащиеся должны уметь:
устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;
определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;
составлять историко-культурную характеристику страны, района или города;
характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;
устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона;
выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;
оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;
давать характеристику различных типов туризма;
составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;
классифицировать туристские районы региона по различным признакам;
оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;
называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.
Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
- М.В. Асташкина. География туризма.,- М.: Альфа-М, 2011
- Н.С. Лукьянова. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум., - М.: КНОРУС, 2010
- В. И. Кружалин. География туризма.,- М. : Федеральное агентство по ту ризму, 2014.
- В.Л. Погодина. География туризма: учебник для студентов вузов / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2012.
- В.Л. Погодина. География туризма: учебник для студентов вузов / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2012.
- Е.А.Котляров. География отдыха и туризма. – М., 2006.
- В.П.Максаковский. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.
Лист контроля
Дата |
Форма контроля |
Тема контроля |
Описание измерительных материалов |
Практическая работа |
Введение в туризм. Практическая работа №1: «История становления и развития туризма в России и за рубежом» |
Выполнение практической работы |
|
Устный опрос |
Международные туристические организации |
Сообщения учащихся |
|
Практическая работа |
Туристическая инфраструктура. Рекреационная сеть, обслуживание. Практическая работа №2: «Анализ туристского рынка России». |
Выполнение практической работы |
|
Практическая работа |
Факторы развития туризма. География туристских потоков. Практическая работа №3: «Пространственная картина международного туризма» |
Выполнение практической работы |
|
Устный опрос |
Основные направления туризма. |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
География основных направлений туризма |
Сообщения учащихся |
|
Письменная работа |
Обобщающее повторение по теме: «Общие основы туризма» |
Проблемные задания, задания разных уровней сложности, тестовые задания |
|
Практическая работа |
Региональный туризм. Практическая работа №4: «Туристские регионы широкой и узкой специализации». |
Выполнение практической работы |
|
Практическая работа |
Международный туризм в Европе. Восточноевропейская зона. Практическая работа №5: «Статистика международного туризма в Европе» |
Выполнение практической работы |
|
Групповая работа |
Североевропейская туристско-рекреационная зона |
||
Практическая работа |
Западноевропейская туристско-рекреационная зона. Практическая работа №6: «Особенности туристско-рекреационного потенциала альпийских государств». |
Выполнение практической работы |
|
Групповая работа |
Туристско-рекреационный потенциал Германии, стран Бенилюкса и Франции. |
||
Практическая работа |
Южноевропейская туристско-рекреационная зона. Практическая работа №7: «Романский и готический стиль Европы» |
Выполнение практической работы |
|
Устный опрос |
Греция |
||
Письменная работа |
Обобщающее повторение «Туризм в Европейском регионе» |
Проблемные задания, задания разных уровней сложности, тестовые задания |
|
Практическая работа |
Международный туризм в Азии. Деление региона на зоны. Практическая работа №8: «Характеристика отличительных особенностей развития туризма в АТР» |
Выполнение практической работы |
|
Устный опрос |
Туристско-рекреационный потенциал Японии, Кореи, Китая и Монголии |
||
Тестирование |
Международный туризм в Африке. Северная и Западная Африка |
Тестирование |
|
Устный опрос |
Туризм в Восточной и Южной Африке |
||
Групповая работа |
Международный туризм в Северной Америке. Канада и США |
Тестирование |
|
Практическая работа |
Международный туризм в Латинской Америке. Равнинная часть. Практическая работа №9: «Центры и памятники доколумбовских цивилизаций» |
Выполнение практической работы |
|
Устный опрос |
Горный туризм в Латинской Америке |
||
Фронтальный опрос |
Туристические центры Австралии и Океании |
Фронтальный опрос |
|
Письменная работа |
Обобщающее повторение: «Международный туризм» |
Проблемные задания, задания разных уровней сложности, тестовые задания |
|
Практическая работа |
География туризма в России. Практическая работа №10: «Составление картосхемы основных туристских зон и районов России» |
Выполнение практической работы |
|
Тестирование |
Туристические районы Северного Кавказа и Черноморское побережье России |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
Туризм в Центральной России |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
Северо-Запад и Европейский Север России. Серебряное кольцо России |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
Туризм Поволжья и Урала |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
Туризм в Екатеринбурге |
Сообщения учащихся |
|
Устный опрос |
Алтайский, Байкальский и Дальневосточный туристические регионы |
Сообщения учащихся |
|
Письменная работа |
Обобщающее повторение «Туризм в России» |
Проблемные задания, задания разных уровней сложности, тестовые задания |
|
Резервный день |
Критерии оценивания ответов и письменных работ
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания ответа учащегося на уроке
Устный опрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Письменный опрос (индивидуальная работа, работа в контурных картах)
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.
Список литературы:
- М.В. Асташкина. География туризма.,- М.: Альфа-М, 2011
- Н.С. Лукьянова. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум., - М.: КНОРУС, 2010
- В.В. Исаева. География международного туризма. Учебная рабочая программа элективного курса., -Бреды, 2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования., М.: 2012
ЛюдмилаХМАО
Казанцева Олеся