12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демешко Евгений Михайлович230
Учитель географии МБОУ "Гимназия № 133" г. Уссурийска, действительный член ВОО "Русское географическое общество"
Россия, Приморский край, Уссурийск

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 133» г. УССУРИЙСК УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


 


 

«ГРАДОВЕДЕНИЕ»

Рабочая программа элективного курса


9 класс


 


 

Количество часов:

всего:

32 часа

 
 

в неделю:

1 час

 


 


 

Автор:

учитель географии МБОУ-гимназия № 133 г. Уссурийска, Уссурийского городского округа

Демешко Евгений Михайлович

     

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры исторического образования ШП ДВФУ

Пчела Инна Владимировна

Уссурийск, 2016

Пояснительная записка

В последние годы в поисках духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения необходимо вновь обратить интересы к краеведению. В своей методологической основе краеведение является комплексом естественно-научных и общественно-научных исследований, куда входят изучение природы, особенностей хозяйственной деятельности, истории и культуры местного населения.

Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». Градоведение – приоритетное направление в краеведении, так как позволяет глубже всего почувствовать свою причастность к судьбе родного города, в котором родился, вырос и живет человек.

Для жителя любого города свой город – гордость всего региона. Не все выпускники школ сменят место жительства, некоторые останутся в своем городе учиться, работать, растить детей. Поэтому необходимо знать и изучать свою малую Родину, чтобы ориентироваться в её пространстве, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром и людьми, проживающими рядом. Углубленное знакомство с историей, культурой и традициями родного города, а значит отчасти и региона, и страны, его прошлым и настоящим, поможет человеку, развить духовное начало, поможет по- новому взглянуть на привычные вещи.

Изучение особенностей прошлого и настоящего своего населенного пункта как нельзя лучше способствует определению будущей профессиональной деятельности учащегося, т.к. позволяет ориентироваться в проблемах своего города и определять перспективы его развития.

Название курса - «Градоведение» выбрано в соответствии с целью курса и содержанием – сочетание физико-географического компонента с историческим, социально-экономическим, демографическим, культурологическим и экологическим. Это ориентирует на интеграцию знаний, комплексный подход к изучению родного места.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, овладевших знаниями, умениями и навыками на предыдущих курсах географии. Учебные занятия по данной программе предполагают дальнейшее развитие географического мышления, формируют мировоззренческую позицию будущего гражданина. Изученный материал по экономической географии России и Приморского края дополнится и расширится знаниями об историко-культурных особенностях и хозяйственных комплексах родного города. Поможет лучше понять специфику структуры хозяйства, важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, познакомиться с типичными предприятиями по представленным отраслям, проанализировать проблемы и выявить перспективы развития города.

Цель элективного курса «Градоведение» - формирование нравственных позиций у учеников, воспитание высокой гражданской позиции через изучение особенностей родного города.

Задачи курса:

- вызвать у учащихся интерес к познавательной деятельности и расширить знания о родном городе;

- сформировать представление об историко-географических процессах становления и существования города;

- сформировать убеждение о важной роли отдельной личности в жизни города.

В настоящее время, кроме фондов архива и музеев города, в муниципальных и школьных библиотеках накоплен богатый библиографический материал о городе Уссурийске. Это статьи в периодических изданиях, отдельные публикации (монографии) и сборники тезисов по краеведению. Все эти издания находятся в свободном доступе для ознакомления. Современное техническое оснащение библиотек позволяет не просто знакомиться учителям и учащимся с материалами в читальных залах, но копировать их, дозировать выбранные данные в электронных (оцифрованных) источниках.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в объеме 32 часов (1 час в неделю).


 

Структура программы:

Тематика занятий по программе курса изложена в логической последовательности и состоит из следующих разделов:

Раздел «Где мы живем?» предусматривает введение в предмет, выявление положения своей малой Родины в составе края, региона, Российской Федерации. А также физико-географическую основу городской территории: рельеф, полезные ископаемые, растительный и животный мир города, климатические характеристики, гидрографическую сеть, характеристику почвенного покрова.

К особенностям данного раздела можно отнести введение в учебный процесс форм и методов полевых исследований и камеральную обработку материалов, а также изучение вопросов социально-бытовой направленности: система местного самоуправления, водохозяйственное обеспечение и санитарное содержание территории города. Патриотическое направление глубже раскрывается в изучении геральдики города, эстетики ландшафтов.

Раздел «С кем мы живем?» посвящен изучению населения города как главного субъекта и объекта градоведения. Рассматриваются основные характеристики: численность, движение и структура населения, особенности расселения.

К особенностям данного раздела относятся вопросы о социальных проблемах города, в частности, проблемы безработицы и вопросы толерантности в многонациональном (поликультурном) населении города. Особое внимание уделяется персоналиям в истории и современности – известные люди города, почетные граждане, вклад отдельной личности в развитии города.

Раздел «Как жили до нас?» не только позволяет учащимся ознакомиться с особенностями географического становления города в историческом контексте, но и призывает обратить внимание на отдельные биографии людей, трудовые подвиги.

В разделе «Как мы живем?» рассматривается современная хозяйственная, социальная и культурная жизнь города. Учебные занятия не только позволят учащимся оценить современную картину, но и обратить внимание на основные проблемы, в том числе экологические, которые надлежит решать жителям совместно, независимо от возраста, профессии, социального положения, национальности, вероисповедания.

Каждый раздел предусматривает практические и творческие работы и задания, что позволит учащимся заниматься поисковой и исследовательской работой. Предлагаемые работы носят рекомендательный характер, могут изменяться и дополняться с учетом материально-технического обеспечения учреждения, возможностями педагога и учащихся.

В числе методов и форм обучения рекомендуются: лекции, семинары, практикумы, экскурсии, просмотры фильмов, конференции, проектная деятельность. Во внеурочных занятиях целесообразно участие в природоохранных мероприятиях, проводимых в городе. При подготовке и проведении самостоятельных занятий необходима ориентация учащихся на возможные выступления на конференциях, публикации в СМИ и т.д. К планированию и проведению занятий могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций и обществ.


 

Формы контроля (приложение 1):

текущий: собеседование по изучаемым вопросам, проверка заданий в форме опроса, выступления на семинарах, участие в проектной деятельности;

итоговый: защита проекта или экскурсии.

В процессе освоения программы курса каждый учащийся должен приобрести умения и навыки, необходимые ему в жизни. Эти умения и навыки условно разделены на 2 основные группы:

умения и навыки, связанные с изучением географии и культуры родного города;

умения и навыки, связанные с отношением в семье и к семье, к обществу, государству.


 

В ходе изучения программы курса учащиеся должны

знать

- историю экономико-географического и культурного становления своего города;

- физико- и экономико-географические особенности родного города;

- символику города;

- основные культурные и исторические места города и городского округа; уметь рассказать хотя бы об одном из них;

- выдающихся людей в истории и современности города;

- культурные обычаи и традиции города.

Уметь

- работать с источниками информации (библиографические, первоисточники, Интернет-ресурсы и т.д.), отбирать и анализировать материал по географии, истории и культуры города и на основе отобранного материала излагать свои мысли, выступать с материалами на конференциях;

- давать характеристику основным периодам развития города, географическим и культурным связям и процессам в городе;

- описывать маршруты экскурсий, давать характеристику предприятиям, памятникам природы и истории;

- объяснять физико- и экономико-географические процессы, происходящие в городской среде;

- бережно относиться к природным компонентам городского ландшафта и культурному наследию города;

- принимать посильное участие в поисковых работах историко-географического профиля, по охране окружающей среды.


 

Материально-техническая база элективного курса

Канцелярские принадлежности и аппаратура:

- ручки шариковые и гелевые, тетради, карандаши простые и цветные;

- миллиметровая бумага (А4);

- мультимедийное оборудование (медиа проектор, экран, персональный компьютер или интерактивная доска);

- оргтехника (копировальный аппарат);

Библиографическое сопровождение:

100 лет на подъем: 1895-1995 гг. Под ред. А.Я. Артюхова. - Владивосток. ГИПК «Дальпресс»., 1995 г. –136 с. Ил.

URL: ru.wikipedia.org

URL: wikimapia.org

Аргудяева Ю.В. Влияние окружающей среды на быт восточнославянского крестьянства в Приморье (конец XIX– начало XX века) // Этнос и природная среда. Дальнаука. Владивосток.1997 г. 153 с. – С.113-117.

Арсеньев В.К. Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края 1901-1911 гг. Хабаровск., Типография Штаба Приамурского военного округа. 1912 г., 235 с., С321.

Арсеньев В.К. Население Дальнего Востока как производительный фактор. Владивосток. 1926 г. с. 6. Отд. оттиск

Археологические памятники на территории Приморского края [электронный ресурс] URL:www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY.htm

Аюшин Н.Б., Калинин В.И., Лынша О.Б. Военный инженер генерал-майор Вацлад Игнатьевич Жигалковский // Записки Общества изучения Амурского края. Т XXXIII./ Глав.ред. В.Н. Вещунов. Владивосток., 1999. С 22-27.

Бакланов П.Я. География Приморского края. 8-9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. / Бакланов П.Я [и др.]- Владивосток: Изд-во «Уссури», 1997. – 180 с.

Березников К.П. Агроклиматические ресурсы Приморского края/ К.П. Березников [и др.] /Дальневост. науч.- исслед. гидрометеорологич. ин-т.- JI. Гидрометеоиздат., 1973.-148с. С. 42

Владивосток и Южно-Уссурийский округ Приморской области. Путеводитель и справочная книга с приложением Адрес-Календаря г. Владивостока и проч. Сост. А.Е. Прик и А.Д. Беляев. 1891 г.

Голов В.И., Ознобихин В.И. История изучения почв. pdf-формат [электронный ресурс]URL:www.fegi.ru

Демешко Е.М. Местное керамиковое производство и импортная керамическая продукция в Никольск-Уссурийском 1866-1917 гг. // Сборник работ с мультимедийным приложением «VI Уссурийские краеведческие чтения», посвященной 148-ой годовщине со дня рождения города»

Демешко Е.М. Народная топонимия Уссурийска // Краеведение в Приморском крае: проблемы и перспективы развития. Вып. II. Сост. О.Г. Артеменко. Уссурийск., 2015. С 18-26.

Демешко Е.М. Никольск-Уссурийские страницы в творчестве чешского скульптора Франтишека Винклера // Материалы XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», НП «СибАК», г. Новосибирск. Стр.: 85-94., 17.12.2014 г.

Демешко Е.М. Память народа в деревянном зодчестве: история и современность // Уссурийские чтения: Сборник работ участников краеведческих чтений 2009-2011 гг. / Сост. Л.В. Станова. Уссурийск: Издательство Дальневосточного Федерального Университета (Филиал в г. Уссурийске) 2011 г., - 260 с.: ил.

Зуева Н.С., Лынша О.Б. Дореволюционный Уссурийск: формирование архитектурно-планировочной структуры, топонимии и образа города / Монография. Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2012 г. – 92 с.

Иванов Г.И. Почвы Приморского края. - Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1964. - 107 с.

Ивашинников Ю.К. Физическая география Дальнего Востока России. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1999 - 324 с.

Из века в век…: Уссурийскому локомотиворемонтному заводу – 110 лет. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2005. – 136 с.: ил.

Информационный портал Приморского края [электронный ресурс]URL:primorsky.news-city.info

Калинин В.А. Краткий исторический очерк города Никольск-Уссурийского. Никольск-Уссурийский. Электро-типография С.К. Гурского. 1913 г.

Кларк И.С. Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю: в 9 вып.: в 10 т. Репринтное издание 1906-1913 гг. СПб,; Альфарет, 2011. – Т I - V: Вып. II Зимнее движение 1906-1907 г. – 510 с., С 45

Крюков Н.А. Приамурский край на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. М.: Типо-Литография Высочайше утвержденного «Русского Товарищества печатного и издательского дела». Чистые пруды. 1896 г.

Кузьмин Я.В. Взаимодействие человека и природной среды на юге Дальнего Востока России (палеолит – средневековье): Историографический обзор результатов исследований. // Этнос и природная среда. Дальнаука. Владивосток.1997 г. 153 стр. 24-32 С

Куренцова Г.Э. Растительность Приморского Края. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1968. с.– 192

Научно-прикладной справочник по климату СССР: Серия 3: Многолетние данные: Вып. 26.: Ч. 1-6. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988.

Никольск - Уссурийский: страницы истории: Документы и материалы. - Владивосток: РГИА ДВ, Информационно - рекламное агентство "Комсомолка", 2003. -с .180

Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Дальневосточное книжное издательство. Г. Владивосток. 1973 г.

Официальный сайт Администрации Уссурийского городского округа[электронный ресурс]URL:adm-ussuriisk.ru/district/informatsiya-o-gorodskom-okruge/charter/)

Паничкин Н.Н. Народный дом имени братьев Пьянковых // Уссурийские чтения: Сборник работ участников краеведческих чтений 2009-2011 гг. / Сост. Л.В. Станова. Уссурийск: Издательство Дальневосточного Федерального Университета (Филиал в г. Уссурийске) 2011 г., - 260 с.: ил.

Постановление Совета Министров РСФСР, № 753, от 29 декабря 1972 г. «О переименовании некоторых физико-географических объектов, расположенных на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев». Интернет архив законодательства СССР. [Электронный ресурс]: URL:LibUSSR.ru

Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг. М.: Географгиз, 1947. Под.ред. Л. Ильина

Риттих А.А. Переселенческое и крестьянское дело в Южно-Уссурийском крае. Справочные издания Переселенческого Управления Министерства Внутренних дел. Отчет о командировке чиновника особых поручений Переселенческого управления. СПб. Типография Министерства Внутренних Дел. 1899

Сидоренко А.В., Берсенев И.И. Геология СССР. Том 32. Приморский край. Часть 1. Геологическое описание. - М., «Недра», 1969.- 696 с. С. 452 pdf-формат [Электронный ресурс]: URL:hobbi-t.ru

Справка, составленная П.Н. Момотом (машинопись) на основании воспоминаний Троценко Александра Гавриловича и Стисенко Александра Павловича, 1988 г.//архив автора

Степанов, М. Южно-Уссурийский край // Древняя и Новая Россия, за 1880 год. - СПб.: Тип. В. Грацианского, 1880. - с. 40., 3 карты.

Тарасов В.И., Качур А.Н., Сидоренко А.В. Комплексная экодиагностика трансграничной территории (на примере реки Раздольной). – Владивосток: Дальнаука, 2008. – 212 с.

Технико-экологическая характеристика (паспорт) муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского городского округа на 01.01.2013 г. С. 8

Топонимия города Уссурийска [электронный ресурс]URL:old/pgpb.ru

Топонимия России и мира// Часть 3:От Або до Ясной Поляны по карте Приморского краяURL:toponimika.ru/index.php?id=159

Улицы города Уссурийска [электронный ресурс] URL:wiki.uspi.ru/index.php/

Фетисова Е.Л. Хозяйственная и культурная адаптация восточных славян на юге Дальнего Востока // Этнос и природная среда. Дальнаука. Владивосток.1997 г. – с. 153.

Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток — Приморье: Учебное пособие. Хабаровск: Хабаровск.кн. изд-во, 2005. - 304с.

Картографическое сопровождение:

Картографический материал, используемый в ходе проведения занятий элективного курса:

- Атлас Приморского края. 2-е издание, исправленное и дополненное. Владивосток, ФГУП «ПриморАГП»., 2008 г.

- Топографические карты РСФСР: Приморский край., Масштаб 1: 100000., Система координат 1942 г., Балтийская система высот. 1983 г. Листы: К-52-12, К-53-1.

- Атлас города Уссурийск. Справочное картографическое издание. ФГУП «ПриморАГП». Выпуск 1. Издательство ОАО «ИПК» «Дальпресс». Владивосток. 2010.

- Картографические приложения к Генеральному плану (Приложение № 14 «Большой Уссурийск. Современное использование территории». М 1:20000. Генеральный план Уссурийского городского округа Приморского края, СПб., 2008 г.).

Прилагаемые бланки для практических работ (Приложение 2) состоят из двух страниц (1 лист). Первая страница содержит задания для выполнения практической работы, на второй странице - контурная карта.

Контурные карты, адаптированные для учебного процесса, составлены на основе указанных картографических источников.

Медиа-сопровождение:

Звуковые и видео-источники: аудиозаписи магнитофонные и диктофонные, видео и кинохроника.

Фотографические и картографические источники: электронные иллюстративные материалы.

Натуральные источники изучения городской среды:

Вещественные источники: археологические памятники и находки, памятники архитектуры и зодчества, монументальные исторические памятники, памятные знаки, орудия труда, предметы быта, оружие и военное снаряжение, нумизматические предметы. Природные объекты, археологические находки, объекты растительного и животного мира, полезные ископаемые, воды и водные объекты, рельеф и его формы, почвы.

Письменные источники: реликвии, подлинники, копии. Архивы, книги, справочники, энциклопедические словари, документы, записки, дневники, определители растений, животных, минералов, газеты, журналы, рукописи, письма и др.

Изобразительные источники: рисунки, произведения изобразительного искусства (религиозная, историческая, пейзажная живопись), графика, плакаты. Резьба по дереву, камню, кузнечные работы, ювелирные изделия.

Устные источники: героический эпос, историческая песня, народная сказка, частушки, пословицы и поговорки, загадки, сказания, рассказы старожилов и очевидцев.

Площадки для проведения учебных занятий:

- кабинет географии образовательного учреждения;

- музеи города;

- предприятия и хозяйства города;

- учебные (экспериментальные) площадки в городе: парки, скверы, аллеи, территории, прилегающие к историко-культурным объектам и т.д.

При посещении учебных и экспериментальных площадок вне образовательного учреждения необходимо ознакомление учащихся с правилами поведения на объектах, в учреждениях и организациях, с техникой безопасности на дороге, в автотранспорте, при угрозе пожара, с целью антитеррористической безопасности.

Результативнее окажется проведение инструктажей, если учащимся заранее в качестве домашнего задания будет задана разработка правил поведения, например, в сквере (парке), на историко-культурном объекте и т.п.

При планировании совместных мероприятий на базе учреждений и организации целесообразно заранее оповещать руководителей, специалистов и структурные подразделения о предстоящих занятиях. При совместном планировании занятий необходимо учесть их продолжительность, характер и объем изучаемой темы. Необходимо ознакомиться с режимом работы учреждения, пропускной способностью площадок, выявить допустимый возраст учащихся и систему скидок для возрастных и групповых посещений. В определенных случаях необходимо оговорить форму одежды и физическую подготовленность учащихся.

Учебно-тематический план

Наимено-вание раздела

Наименование тем

Количество часов

Всего часов

Практи-ческие работы

Творческие

работы

Вводное занятие

«Знаем ли мы свой го­род?»

1

   

Где мы живем?

(9 ч.)

Уссурийск – столица центрального Приморья

1

1

1

Геология, рельеф и ландшафты города

1

1

1

Каким воздухом мы дышим?

1

1

 

Какую воду пьем?

1

1

1

Что под ногами?

1

1

 

Растения и животные в городе

1

1

1

Санитарное состояние и благоустройство

1

   

Где в Уссурийске жить хорошо? Урок обобщения знаний и умений

1

   

С кем мы живем?

(5 ч.)

Население Уссурийска

1

   

Ими гордится город

1

 

1

Уссурийцы – многонациональный город

1

 

1

Религиозные традиции и обычаи

1

 

1

Мы – уссурийцы! Урок обобщения знаний и умений

1

   

Как жили до нас?

(8 ч.)

История возникновения города

3

1

 

Улицы нашего города

1

 

1

Музеи города – хранители истории

2

   

Летопись подвига

1

   

От Никольского до Уссурийска. Урок обобщения знаний и умений

1

   

Как мы живем?

(9 ч.)

Современное хозяйство города

2

3

 

Архитектура города

1

1

1

Культура города: Уссурийск театральный

1

   

Культура города: живопись и скульптура в Уссурийске

1

   

Сфера здравоохранение в городе

1

   

Уссурийск хлебосольный

1

 

1

Современный Уссурийск. Урок обобщения знаний и умений

1

   

Итоговое занятие

(1 ч.)

Будущее твоего города – в твоих руках!

1

 

1

Итого:

32

11

11


 

Содержание программы

Вводное занятие «Знаем ли мы свой го­род?»

Малая Родина – твое начало. Понятие патриотизма. Нормы поведения. Образ города в контексте исторического развития.

Раздел 1: Где мы живем?

Уссурийск – столица центрального Приморья

Географическое положение Уссурийска по отношению к: краю, транспортным путям, энергетическим базам, сырьевым базам. Соотношение площади района с соседними муниципальными образованиями. Отношения с сопредельными территориями. Территория, граница, площадь, население. Значение ЭГП города для развития хозяйства. Территория, граница, площадь. Изменение во времени территории и площади. Хроника событий. Микрорайоны города. Организация и управление городом. Политические партии и их деятельность. Устав города. Геральдика.

Практическая работа 1. Географический центр Уссурийска.

Творческая работа 1. Проект «Официальная и народная топонимия города»

Геология, рельеф и ландшафты города

Основные тектонические структуры. Влияние геологического строения на рельеф. Основные формы рельефа города и окрестностей. Установление зависимости между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых на территории района. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Естественные и антропогенные ландшафты. Техногенный фактор коренной перестройки ландшафтов. Географическое районирование территории, природные различия. Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные, маргинальные зоны). Эстетика ландшафта.

Практическая работа 2. Рельеф Уссурийска и геологическая характеристика территории.

Самостоятельная работа 1. Знакомство с формами рельефа (по выбору учителя), сбор образцов горных пород и минералов своей местности.

Творческая работа 2. Составление коллекции «Минералы и породы моего города».

Каким воздухом мы дышим?

Климатические условия. Основные климатические факторы, влияющие на формирования климата местности. Основные метеорологические явления. Сезонные изменения. Многолетние наблюдения за погодой. Фенологические наблюдения. Природные явления и стихийные бедствия. Изменения климатических условий их причины. Влияние климата и погодных условий на условия жизни и хозяйственную деятельность местного населения.

Практическая работа 3. Климатические характеристики Уссурийска.

Анализ климатических показателей, составление графических работ: графики температур, диаграммы осадков, розы ветров, и т.д.

Какую воду пьем?

Водные ресурсы города. Общая характеристика рек. Озера: естественные, искусственные. Болота, подземные воды. Водохранилища. Состояние водных объектов. Водоснабжение города. Опасные природные явления, связанные с водами. Наводнения, их периодичность. Причины наводнений и борьба со стихийными бедствиями. Экологическое состояние водных объектов. Загрязнение местных вод. Виды и формы загрязнений. Рекомендации по водоиспользованию и охрана водных объектов.

Практическая работа 4. Гидрография Уссурийска.

Выявление по картам особенностей гидрологической сети (реки, ручьи, протоки, озера в черте города.

Творческая работа3. Составление проекта экологического оздоровления одного из водных объектов (проект «Создание водоохранной зоны реки (ручья)»).

Что под ногами?

Почвы и «почво-грунт» города. Их механический состав. Характеристика почвенного покрова, его современное состояние. Почвенные профили. Проблема отходов города. Охрана городских земель.

Практическая работа 5. Почвы Уссурийска

Определение типов и видов почв или почво-грунтов, их описание.

Растения и животные города

Растительный мир города. Видовое разнообразие. Сорная растительность и ее представители. Лесопарковое хозяйство города. Культурные насаждения: парки, аллеи, газоны, цветники, дворики, санитарные насаждения, ветрозащитные насаждения. Состояние зеленых насаждений. Лесной защитный пояс. Охраняемые природные территории и памятники природы. Мероприятия по улучшению состояния растительного покрова. Современное состояние животного мира. Места обитания видов. Проблема животных в городе. Приспособленность животных к новым условиям существования. Охрана животного мира. Охрана биологического разнообразия. Красная книга. Экскурсия по экологической тропе.

Практическая работа 6. Биогеоценозы города

Описание видового состава растительного сообщества (природного или природно-антропогенного на примере парка, сквера, аллеи и т.д.). Составление и заполнение таблицы: «Видовой состав животного мира города».

Творческая работа4. Составление проекта озеленения улицы, двора, школьного участка.

Санитарное состояние и благоустройство. Экологические проблемы, причины и пути решения.

Где в Уссурийске жить хорошо?

Экологические традиции населения. Охрана окружающей среды.

Участие в экологической акции по очистке водоема от бытового мусора, озеленению водоохранной зоны.


 

Раздел 2: С кем мы живем?

Население Уссурийска

Первые переселенцы, их историческая родина, причины переселения. Национальный состав первых поселенцев. Численность населения в различные периоды. Современные демографические показатели, продолжительность жизни, естественный прирост, здоровье (физическое, психологическое, генетическое), уровень образования, соотношение полов, демографическая пирамида. Естественное и механическое движение населения. Структура занятости населения. Особенности расселения. Современные социальные проблемы. Проблемы безработицы и пути ее решения. Рынок труда в городе и возможные изменения в будущем.

Ими гордится город

Знаменитые люди, родившиеся и жившие в Уссурийске: ученые, артисты, спортсмены, учителя, врачи и т.д. Почетные граждане.

Творческая работа 5. Презентация о знаменитых людях города

Участие в акции по благоустройству мест захоронений выдающихся людей города (Героев Социалистического труда, Почетных жителей города и т.п.).

Уссурийск – многонациональный город

Особенности национального состава. Диаспоры в городе. Национальная одежда. Традиции и обычаи. Особенности местной кухни. Общественная и политическая деятельность диаспор.

Творческая работа 6. Презентации о деятельности диаспор в городе, на основе встреч, бесед, посещения музеев диаспор, праздников, а также использования библиографических ресурсов.

Религиозные традиции и обычаи

Мировые религии и местные верования. Храмы, мечеть, иные религиозные сооружения. Святые места. Религиозные традиции. Экскурсия

Творческая работа 7. Презентации о конфессиях в городе: православии, католицизме, протестантстве, исламе, буддизме.


 

Раздел 3: Как жили до нас?

История возникновения города

Памятники археологии на территории района. Народы и государственные образования на территории современного города и окрестностей.

Село Никольское и станция Кетрицево. История заселения и застройки. История купечества и промышленности в городе Никольск-Уссурийском. География первых производств. Развитие земледелия, животноводства, торговли, мелкого кустарного производства, промышленного производства, транспорта. Советский этап развития города Ворошилова – Уссурийска. Производимая продукция. Пригородное сельское хозяйство.

Практическая работа 7. Территориально-производственный комплекс города кон. XIX – нач. XX веков.

Улицы нашего города

Дом, в котором мы живем. Местонахождение дома, его архитектура, элементы зодчества, резьбы. Строители и оформители, авторы резьбы или других форм оформления. Соседи, их профессии, социальное положение, национальность. Увлечения соседей. Мой двор, моя улица. Топонимия города. Достопримечательности, интересные строения и другие объекты.

Творческая работа 8. Проект экскурсии по улице (кварталу). (По выбору учащегося).

Музеи города – хранители истории

История музейного дела в Уссурийске. Экскурсия в краеведческий музей.

Летопись подвига

Земляки в годы войн. Памятные места и монументы.

Участие в акции по благоустройству мест захоронений выдающихся людей города (Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, Участников военных конфликтов, Почетных жителей города и т.п.).


 

Раздел 4: Как мы живем?

Современное хозяйство города

Современная структура хозяйства. Специализация промышленности и направления сельского хозяйства. Перспективы развития. Условия труда работников. Кузницы кадров.

Практическая работа 8. История заселения территории.

Практическая работа 9. Социально-экономическое районирование города.

Экскурсия на завод, экскурсия в ПУ,ВУЗ.

Практическая работа 10. Комплексная характеристика промышленного предприятия (крестьянско-фермерского хозяйства).

Архитектура города

Специфика архитектуры, типы и конфигурация застройки. Историческая каменная и деревянная застройка. Ансамбли. Деревянная застройка. Современные архитектурные особенности, оформление и озеленение. Административные учреждения села. Объекты, представляющие историческую, культурную и эстетическую ценность. Охрана и реставрация памятников. Создание новых жилых массивов.

Практическая работа 11. Анализ архитектуры историко-культурного сооружения.

Творческая работа 9. Разработка правил поведения по отношению к объектам представляющих историческую, культурную, эстетическую ценность.

Культура города: Уссурийск литературный, Уссурийск театральный

Особенности развития культуры. Учреждения культуры. Профессиональная и художественная самодеятельность. Устное народное творчество: пословицы, поговорки, стихи и сказки и игры. Современные уссурийские праздники. «Портрет уссурийца». Театры и актеры города. Кинотеатры.

Культура города: живопись и скульптура в Уссурийске

Художники и скульпторы города. Картинные галереи и выставки, художественные мастерские. Дом художника и Детская художественная школа. Витражное искусство. Пластическое искусство в городе. Знаменитые скульптуры.

Сфера здравоохранение в городе

Развитие сферы здравоохранения. Современные учреждения медицинского обслуживания.

Уссурийск хлебосольный

Туризм в городе и туристические возможности (рекреационные ресурсы). Ознакомление с антропогенными рекреационными ресурсами. Города-побратимы. Современное лицо города. Деловые отношения. Город и торговля.

Творческая работа 10. Проект памятного знака «Уссурийск-Муданьцзян – города-побратимы».

Будущее города – в моих руках!

Социально-экономическое развитие города. Перспективы развития в новых социально-экономических условиях.

Творческая итоговая работа 11. Проект «Будущее города – в моих руках!».

Календарно-тематический план

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Форма проведения

Содержание

Формы контроля

Домашнее задание

план

факт

Где мы живем? (9 ч.)

 

   

«Знаем ли мы свой го­род?»

1

Вводное занятие

Беседа

Малая Родина – твое начало. Понятие патриотизма. Нормы поведения. Образ города в контексте исторического развития.

Конспект, индивидуальный опрос

Практические и творческие задания

 

   

Уссурийск – столица центрального Приморья

1

Урок изучение нового материала

Лекция с элементами беседы, практикума

Географическое положение Уссурийска по отношению к: краю, транспортным путям, энергетическим базам, сырьевым базам. Отношения с сопредельными территориями. Значение ЭГП города для развития хозяйства. Территория, граница, площадь. Изменение во времени территории и площади. Хроника событий. Микрорайоны города Организация и управление городом. Политические партии и их деятельность. Устав города. Геральдика.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Пр.р. № 1, Тв.з. № 1.

Практические и творческие задания Географический центр города.

 

   

Геология, рельеф и ландшафты города

1

Урок актуализации знаний и умений

Элементы лекции, беседа, демонстрация (с исп. ИКТ), элементы практикума

Основные тектонические структуры. Влияние геологического строения на рельеф. Основные формы рельефа. Установление зависимости между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых на территории района. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Естественные и антропогенные ландшафты. Техногенный фактор коренной перестройки ландшафтов. Географическое районирование территории, природные различия. Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышлен-ные, селитебные, рекреационные, беллигеративные, маргинальные зоны). Эстетика ландшафта.

Индивидуальный опрос, Пр.р. № 2, Тв.з. № 2

Практические и творческие задания

 

   

Каким воздухом мы дышим?

1

Урок актуализации знаний и умений

Элементы лекции, беседа, элементы практикума

Климат. Типы погоды. Основные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье человека. Природоохранные мероприятия и рекомендации.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Пр.р. № 3.

Практические и творческие задания

 

   

Какую воду пьем?

1

Урок актуализации знаний и умений

Элементы лекции, беседа, элементы практикума

Общая характеристика рек. Озера, болота, подземные воды. Водохранилища. Состояние водных объектов. Водоснабжение города. Рекомендации по водоиспользованию.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Пр.р. № 4, Тв.з. № 3.

Практические и творческие задания

 

   

Что под ногами?

1

Урок актуализации знаний и умений

Элементы лекции, беседа, элементы практикума

Понятия «почва» и «почво-грунт». Характеристика почвенного покрова, его современное состояние. Проблема отходов города. Охрана городских земель.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Пр.р. № 5.

Практические и творческие задания

 

   

Растения и животные города

1

Урок актуализации знаний и умений

Лекция с элементами беседы, демонстрация, конспектирование, выполнение практической работы

Растительный мир города. Видовое разнообразие. Лесопарковое хозяйство города. Состояние зеленых насаждений. Лесной защитный пояс. Охраняемые природные территории и памятники природы. Мероприятия по улучшению состояния растительного покрова. Современное состояние животного мира. Места обитания видов. Проблема животных в городе. Охрана животного мира.

Охрана биологического разнообразия. Красная книга. Экскурсия по экологической тропе.

Индивидуальный опрос, конспект, схемы, Пр.р. № 6, Тв.з. № 4.

Практические и творческие задания

 

   

Санитарное состояние и благоустройство

1

Урок актуализации знаний и умений

Беседа, демонстрация, практикум (работа по картам),

Экологические проблемы, причины и пути решения.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы

Практические и творческие задания

 

   

Где в Уссурийске жить хорошо?

1

Урок обобщения знаний и умений

Беседа, опережающее задание

Экологические традиции населения. Охрана окружающей среды

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы

Практические и творческие задания

С кем мы живем? (5 ч.)

 

   

Население Уссурийска

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы, работа со статистическими данными

Население. Численность населения и причины, ее определяющие. Естественное и механическое движение населения. Структура занятости населения. Особенности расселения. Современные социальные проблемы. Проблемы безработицы и пути ее решения. Рынок труда в городе и возможные изменения в будущем.

Индивидуальный устный опрос, проверка выполнения сам.работ со стат.данными

Практические и творческие задания

 

   

Ими гордится город

1

Актуализация знаний и умений

Беседа, демонстрация (с исп. ИКТ)

Знаменитые люди, родившиеся и жившие в Уссурийске. Почетные граждане. Ученые, артисты, спортсмены, учителя, врачи и т.д.

Индивидуальный опрос, индивидуальные сообщения учащихся (Тв.з. № 5)

Практические и творческие задания

 

   

Уссурийск – многонациональный город

1

Актуализация знаний и умений

Элементы лекции, беседа, демонстрация (с исп. ИКТ)

Особенности национального состава. Диаспоры в городе. Национальная одежда. Традиции и обычаи. Деятельность.

Индивидуальный опрос, индивидуальные сообщения учащихся (Тв.з. № 6)

Практические и творческие задания

 

   

Религиозные традиции и обычаи

1

Актуализация знаний и умений

Элементы лекции, беседа, демонстрация (с исп. ИКТ)

Мировые религии и местные верования. Храмы, мечеть, иные религиозные сооружения. Святые места. Религиозные традиции.

Индивидуальный опрос, индивидуальные сообщения учащихся (Тв.з. № 7)

Практические и творческие задания

 

   

Мы – уссурийцы!

1

Актуализация знаний и умений

Беседа, демонстрация (с исп. ИКТ)

«Портрет уссурийца»

Индивидуальный опрос, индивидуальные сообщения учащихся

 

Как жили до нас? (8 ч.)

 

   

История возникновения города

3

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы, практикума (работа по картам), конспектирование,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Село Никольское и станция Кетрицево. История заселения и застройки. История предпринимательства в городе.

Никольск -Уссурийский – Ворошилов – Уссурийск. Советский этап развития города.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы. Пр.р. № 7

Практические и творческие задания

 

   

 

   

Изучение нового материала

Лекция с элементами опережающего задания

Сфера обслуживания и транспорт

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы

Практические и творческие задания

 

   

Улицы нашего города

1

Актуализация знаний и умений

Лекция с элементами беседы, практикума конспектирование

Дом, в котором я живу

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы. Пр.р. № 8, Тв.з. № 8

Практические и творческие задания

 

   

Музеи города – хранители истории

2

Актуализация знаний и умений

Лекция с элементами беседы, конспектирование

История музейного дела в Уссурийске

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы

Практические и творческие задания

 

   

Экскурсия в краеведческий музей.

Актуализация знаний и умений

Экскурсия

 

Фото-коллаж по итогам экскурсии

Практические и творческие задания

 

   

Летопись подвига

1

Актуализация знаний и умений

Элементы лекции, беседа,демонстрация (с исп. ИКТ)

Земляки в годы войн. Памятные места и монументы. Встречи с участниками войны – нашими земляками.

 

Практические и творческие задания

 

   

От Никольского до Уссурийска

1

Урок обобщения знаний и умений

Беседа, демонстрация (с исп. ИКТ)

 

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения заданий практикума

Практические и творческие задания

Как мы живем? (9 ч.)

 

   

Современное хозяйство города

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами опережающего задания, элементы практикума

Современная отраслевая структура хозяйства. Специализация промышленности и сельскохозяйственного производства. Перспективы развития города. Условия труда работников. Кузницы кадров.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Пр.р. № 9, 10

Практические и творческие задания

 

   

Изучение нового материала

Экскурсия

Экскурсия на завод, экскурсия в ПУ, ВУЗ.

Фото-коллаж по итогам экскурсии

Практические и творческие задания

 

   

Архитектура города

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума

Специфика архитектуры и застройки. Историческая каменная и деревянная застройка. Ансамбли. Охрана и реставрация памятников. Создание новых жилых массивов.

Пр.р. № 11, Тв.з. № 9

Практические и творческие задания

 

   

Культура города:

Уссурийск литературный

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Особенности развития культуры. Устное народное творчество: пословицы, поговорки, стихи и сказки, игры и развлечения.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Практические и творческие задания

 

   

Уссурийск театральный

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Театры и актеры города. Кинотеатры.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Практические и творческие задания

 

   

Живопись и скульптура в Уссурийске

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Художники и скульпторы города. Картинные галереи и выставки, художественные мастерские. Дом художника и Детская художественная школа. Витражное искусство. Знаменитые скульптуры.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Практические и творческие задания

 

   

Сфера здравоохранения в городе

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Развитие учреждений здравоохранения. Современная сфера данного обслуживания. Муниципальные, частные и ведомственные учреждения. Учреждения нетрадиционной медицины. Аптеки города.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Практические и творческие задания

 

   

Уссурийск хлебосольный

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы и практикума,

демонстрация (с исп. ИКТ)

Туризм в городе. Ознакомление с антропогенными и природными рекреационными ресурсами. Уссурийск – Муданьцзян - города-побратимы. Деловые отношения, бизнес-туризм. Город и торговля.

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, Тв.з.№ 10

Практические и творческие задания

 

   

Современный Уссурийск

1

Урок обобщения знаний и умений

Элементы беседы, демонстрация

 

Индивидуальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Практические и творческие задания

 

   

Будущее города – в моих руках!

1

Итоговый урок

Урок - обсуждение выполненных творческих заданий (или урок-защита проектов)

 

Тв.з.№ 11

Практические и творческие задания


 


 


 


Приложение к ЭК
DOCX / 12.19 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.