12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сингаевская Наталья Валерьевна21681
Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 25 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия...
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
5

Статья «Концертно-исполнительская деятельность - как эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности в системе дополнительного образования детей»

Концертно-исполнительская деятельность – как эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности в системе дополнительного образования детей.


 

Наилучшим стимулом детского творчества является

такая организация жизни и среды детей,

которая создаёт потребности и возможности творчества.

(Л.С. Выготский).

Современная система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей учащихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, она способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую развивающую среду, формировать осознанную гражданскую позицию, возможности совершенствования творческой деятельности, обеспечения индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всём многообразии его направлений. При этом особую значимость приобретает формирование нравственной культуры детей, предусматривающее непрерывное движение к высшим человеческим ценностям и идеалам.

Одним из самых доступных источников, в котором ребёнок может подчерпнуть для себя какие-либо моральные правила, нравственные представления, является музыка. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, нравственности. Она обладает могучим эмоциональным воздействием, пробуждает в человеке добрые чувства. Учит его красоте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта учащегося. Воспитание и развитие ребёнка происходит в различных видах музыкальной деятельности (слушание, хоровое пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки детьми). Одним из видов является концертно-исполнительская деятельность. Её целью является не только гармоническое развитие индивидуальных исполнительских, музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.

Вокально-хоровое исполнительство – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Уже само участие в творческой деятельности позволяет ребёнку осознать необычные, неординарные качества своей личности. Это порождает эмоции успеха, создаёт положительное отношение к жизни. Для юных исполнителей важно то самочувствие, то психическое состояние. При котором были достигнуты творческие успехи.

Формами вокально-хоровой деятельности является развитие исполнительских навыков учащихся в различных творческих мероприятиях: концертах. фестивалях, праздниках, творческих встречах. Тематические концерты, например, отличаются жизнерадостностью, яркостью, занимательностью; поэтому обеспечивают участникам хорошее настроение и творческую праздничную атмосферу. Концерты-праздники – являются благодатной почвой развития у учащихся необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально-эстетической культуры. Конкурсы и фестивали – выполняют познавательную и воспитательную функции. Они пробуждают у учащихся интеллект, волевую и эмоциональную энергию, дух соревнования, формируют характер и ряд жизненно-важных качеств. Учащиеся постигают механизмы саморегуляции и самоконтроля, что является основой сценической культуры.

В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные виды вокально-хоровой исполнительской деятельности: хоровое пение, вокальные ансамбли (в том числе дуэты, трио), сольное пение. Хоровое пение создаёт нравственно-психологическую среду для постоянного самообразования и самосовершенствования учащихся, для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в сфере культурного общения. Малые формы вокально-хорового– ансамбли, дуэты, трио – предоставляют широкие возможности для исполнительства обучения, воспитания и развития учащихся, позволяют обеспечить индивидуальный подход к их вокально-хоровому развитию.

Использование индивидуально-групповой формы работы позитивно влияет на развитие навыков ансамблевого исполнительства: формирования основ сценической культуры, творческого взаимодействия солистов на сцене, опыта взаимодействия в диалоге, умения слушать себя.

Немаловажным является воспитательная, педагогическая направленность концертно-исполнительской деятельности. При составлении песенного репертуара необходимо опираться на принципы художественной ценности, доступности, востребованности, системности, разнообразия (по жанрам, тематике и характеру). В песенный репертуар нужно включать произведения классиков, народные песни, произведения советских и современных авторов. Это способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, красоты, гармонии, традиций народного музыкального творчества, расширяет кругозор детей. Соблюдение этих условий способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.

Концертно-исполнительская деятельность объединяет всех участников творческого процесса одним художественно-эстетическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству. Познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков становится основой духовно-нравственного воспитания личности. Концертно-исполнительская деятельность активизирует творческий потенциал, благоприятствуя росту творческой индивидуальности; повышает качество исполнительской подготовки; вызывает чувство радости от процесса обучения; развивает и обогащает эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, воспитывает артистичность, музыкальный вкус.

Таким образом, концертно-исполнительская деятельность становится для учащихся своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, открытости, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира ребёнка, формированию положительных нравственно-эстетических качеств личности.

Творчество формирует позитивную направленность человека, смягчает факторы негативного воздействия окружающей среды, сближает детей, родителей, педагога, превращая их в единый коллектив.

В МКОУ ДОД Центре внешкольной работы реализую программы художественного направления по вокальной и хоровой работе, сольному пению, программу «Художественное слово» (руководитель музыкально-театрального объединения «Радуга», педагог дополнительного образования Н.В. Сингаевская). Программы по вокалу способствуют развитию вокальных способностей и таланта, одарённости, творческой самореализации детей. В своей работе использую гибкие методы обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. В объединении занимаются 30 человек – учащихся 1-8 классов. В своей педагогической деятельности я тщательно подхожу к вопросу подбора музыкального репертуара, с учётом всех основных принципов. Основу музыкального репертуара составляют произведения советских и современных композиторов (В. Шаинский, Ю. Чичков, Е. Крылатов, А. Филиппенко, А. Варламов, В. Осошник, С. Соснин, Е. Зарецкая, Ю. Верижников и многие другие).

Наша концертно-исполнительская деятельность началась с 2012 года. С сольными, вокальными и хоровыми номерами ребята принимают активное участие в мероприятиях Центра внешкольной работы, праздничных концертах, посвящённых Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню Матери; Новогодних концертах и утренниках; концертных программах, посвящённых Дню Защитника Отечества, 8 марта, 1 мая, Дню Победы, Дню защиты детей (КДЦ, ДШИ, ЦВР); ежегодной акции «Ночь в музее», «Ночь искусств»; тематических встречах (районный музей, районный Совет Ветеранов); праздничных мероприятиях села и района (День села, Масленица и других народных праздниках). Вокальные группы «Ягодки». «Радуга». «Доброта», солисты, чтецы ЦВР ежегодно с 2013 г. участвуют в районном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды надежды», многие из них являются ежегодными победителями районного фестиваля. Педагог и учащиеся проводят праздничные мероприятия и концерты, музыкальные конкурсно - игровые программы в ЦВР и КДЦ. Ребята принимают участие в краевых вокальных конкурсах и Всероссийских дистанционных конкурсах музыкального творчества. Хочется отметить, что ребята также являются волонтёрами; принимают участие в митингах, акции «Бессмертный полк»; музыкально-театрализованной акции «Природа – это дом, в котором мы живём»; участвуют в районных и краевых конкурсах детских рисунков и декоративно-прикладного творчества. Учащиеся представляют литературно-музыкальные композиции по творчеству известных композиторов и поэтов. Коллектив учащихся и педагог награждены Благодарственными письмами и Благодарностями от организаций муниципального района, дистанционных образовательных порталов.

Используемая литература:

Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.

Матис Т.А. Изучение психологических новообразований совместной учебной деятельности школьников //Формирование учебной деятельности школьников. – М., 1982.

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5. - 1994.

Николаев А.В. Реализация социально - педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества. – М., 1995.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Просвещение, 1978.

Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. - 2006. - N11.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, - 2002.

Приложение.

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.