Урок «Два лентяя. Татарская народная сказка» (Чтение, 2 класс)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: Два лентяя. Татарская народная сказка
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: кратко познакомить с татарским народом и его произведением.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умение различать народную сказку и авторскую;
Развивающая: Развивать речь и творческие способности
Воспитательная: Формировать умение работать с книгой;
УУД
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, работать с учебником, строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Ход работы:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
-Здравствуйте, меня зовут Анна Олеговна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - А теперь тихонько сели девочки, и ещё тише мальчики. -Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. |
Приветствие учителя |
Личностные- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии |
Учись отчётливо произносить звуки, давайте попробуем сначала со мной. Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мо – мо – мо – едим эскимо. Мы – мы – мы – прочитали мы. Ми – ми – ми – поем ноту «ми». |
Повторяют за учителем |
Коммуникативные-речевые средства для передачи темы |
Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) |
Ребята, а кто знает про татарский народ, где живут татары? -Какой главный город Татарстана? Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой татарского народа. |
Отвечают на вопрос учителя |
Познавательные- самостоятельно формулировать познавательную цель |
Построение проекта выхода из затруднения |
ТАТАРЫ,), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), была развита торговля. |
Слушают про татарский народ |
Регулятивные - предвидеть возможности получения конкретного результата |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-открываем учебник на странице 83 -Какие поступки говорят о том, что они действительно ленивые? -Какие пословицы можно отнести к этой сказке? (дети называют заранее подготовленные пословицы) Ножками потопали, Покрутились, повернулись |
Слушаю чтение учителя, |
Личностные - доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
-Давайте еще раз прочитаем нашу сказку, будем читать по цепочки. |
Чтение |
Личностные - доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Включение в систему знаний и повторение |
-Ребята, как вы считаете, что было бы на земле, если бы все люди были ленивые и были похожими на героев нашей сказки -А сейчас послушайте ещё одну сказку. В одном королевстве жил-был король и было у него 2 сына. Ах и Ох. Ах был весёлым, жизнерадостным, трудолюбивым. И говорил: Ах, какой сегодня прекрасный солнечный день, пойду поработаю. А Ох говорил, как жарко, пойду отдохну. Через несколько лет отец приехал навестить сыновей. И вот что он увидел.. Первый это замок Аха, второй- замок Оха. -Ребята, а почему замки стали разными? -В каком замке хотели бы вы жить? -Какой совет нужно дать Оху? -Лень – это хорошее качество у человека? -А вы бываете ленивыми? |
-высказывают дети -Да, и мы бываем ленивыми |
Личностные- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
-Сейчас мы слепим свою лень из пластилина, положим её в коробочку. Я надеюсь, она к вам больше не придёт. Дети лепят свою лень из заранее подготовленного пластилина. Бросают её в коробку |
-Лепят из пластилина |