Урока литературного чтения «Татарская сказка "Мудрый старик"» (2 класс)
МКОУСОШ №16
Учебно-методическая разработка
урока литературного чтения.
Тема: Татарская сказка
«Мудрый старик»
2 класс
Тема урока: Татарская сказка «Мудрый старик».
Вид урока: урок – исследование, ИКТ.
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Обучающие цели:
- Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки.
- Учить детей правильно работать над сказкой.
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках раздела «Сказка мудростью богата».
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- Развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать.
- Развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению.
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и аргументировать.
Воспитательные цели:
- Содействовать развитию умения общаться между собой.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать ув ажительное отношение к старшим.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные:
Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
П – ориентироваться в учебнике и словарях, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.
К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.
Предметные: правильно читать текст целыми словами, читать текст по ролям, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, размышлять о поступках героев, относить произведения к одному из жанров.
Продолжительность урока: 30 минут.
Ход урока.
Орг. момент.
Ребята, посмотрите в окно какая погода? А какое настроение вызывает эта погода? А как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы у нас
с вами улучшилось настроение? Я предлагаю вам улыбнуться друг другу, улыбнуться гостям. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. С хорошим настроением легче работать.
2. Актуализация опорных знаний.
Создаются условия для положительного настроя учащихся, атмосфера
заинтересованности.
В некотором царстве в г. Светлограде, в некотором государстве в гимназии №1, живут замечательные ребята 2б класса, о которых я услышала, что они очень любят читать и приехала к ним Ольга Яковлевна, чтобы познакомиться с ними.
Ребята скажите, а что напоминает наше начало урока? ( Сказку)
А знаете ли вы, что такое сказка? А где, мы можем найти точную формулировку определение сказки? На столах у каждой группы лежит справочный материал. Найдите данную формулировку, прочитайте в группе, и та группа, которая справилась, соединят руки (даёт знать).
Ответы: Сказка – это жанр устного народного творчества. Ска́зка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.
А какие виды сказок вы знаете?
Выделяют 3 основных вида сказок:
Сказки о животных. Главные герои животные.
Волшебные сказки. Присутствует волшебство.
Бытовые сказки. Нет волшебства, но происходят чудеса.
В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.
Учитель: «Сказка мудростью богата». А, что я сейчас произнесла?
Учитель: Попробуем раскрыть смысл пословицы.
Составление кластера:
Самое главное слово в пословице – это мудрость.
Ребята, а что такое мудрость? Давайте обратимся к справочнику.
Ответы: Из словаря Даля - Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Какого человека можно назвать мудрым? Человека - очень умного и обладающего умом. Вас можно назвать мудрыми? Можно. Если ребенок умный на свой возраст. И совершает соответствующие поступки.
Афанасия можно назвать мудрым? Да, Афанасий умный, много знает. Во все времена люди уважали, ум, мудрость. Существует энциклопедия мудрости.
Энциклопедия мудрости - это книга великих людей, биографии и знания которых, передаются из уст в уста народами и поколениями.
У каждого народа есть сказка о мудрости, о том, как ум помог человеку в трудные минуты.
3. Сообщение темы урока.
Дети, а как вы считаете, почему я взяла именно эту пословицу для нашего урока? Раздел, который вы изучаете, так и называется «Сказка мудростью богата». Мы сегодня продолжим путешествие с Афанасием.
4. Постановка проблемы. Цель урока.
Сказки, какого раздела мы читаем? «Сказка мудростью богата». Откройте содержание и прочтите тему урока. Татарская сказка «Мудрый старик».
Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока? (Постановка проблемного вопроса).
Доказать, что татарская сказка тоже богата мудростью.
(Создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности)
Как решить эту проблему?
Прочитать сказку. Ваша задача в конце урока, определить к какому виду относится данная сказка.
Если проблема ясна – в путь.
5. «Открытие».
Сказку, какого народа мы будем читать? Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.
Где мы можем найти данную информацию? Я подготовила вам информацию о татарском народе. На следующем уроке с учителем вы познакомитесь о нем.
Вернемся к сказке «Мудрый старик».
Можно ли по заголовку догадаться, кто главный герой? Да. Старик.
Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, кто эти мужчины?
Высказывают свои предположения.
Что можно предположить, глядя на иллюстрацию?
Что же произойдет в сказке?
Прогноз детей. Развитие мотивационной сферы учащихся.
Слушая сказку, вы услышите незнакомые слова, такие как……
Словарная работа.
Кто такой падишах?
Падишах- властелин. Визирь- первый министр.
Знакомство со сказкой. Аудирование.
Наши прогнозы были верными?
Работа с 1 частью.
Почему падишах был жестоким?
Не любил и убивал стариков.
Прочтите, что он говорил о старших.
«Все равно от них нет никакой пользы»
Почему же юноша прятал своего отца?
Любил отца.
Учитель: Где же был драгоценный камень?
Ученики: На дне реки.
Учитель: Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не сказал правду?
Ученики: Боялся за жизнь отца.
Учитель: Почему же только старик мог разгадать место нахождение камня?
Ученики: Только у него был богатый жизненный опыт.
Учитель: Сколько загадок разгадал юноша?
Ученики: Три загадки разгадал юноша.
Я, знаю, что на уроках литературного чтения вы всегда бываете художниками – слова, а сегодня я предлагаю вам быть совершенно другими художниками, которые используют для своего творчества разные материалы. На столах у вас лежат карточки, положите их перед собой. Вы можете потрогать на ощупь каждую карточку. В каждой сказке, есть 2 вида героев: положительные герои, отрицательные герои. К положительным героям относятся – юноша, его отец.
К отрицательным героям – падишах и визири. Потрогайте карточку на ощупь и скажите, к какой карточке подходят положительные герои, а к какой отрицательные.
Почему? Вывод: Не только по описанию, но и по ощущениям мы можем охарактеризовать героя.
6. Исследование. Работа в группах.
Учитель: Капитаны, выберите, по какому направлению будет работать ваша группа.
Капитаны выбирают одно из направлений исследовательской работы.
- Главные герои сказки.
- Работа с текстом.
- Сказка мудростью богата.
- Работа над жанром.
Задания для групп:
1, 2 группа.
Сказка мудростью богата.
Какой мудростью богата эта сказка?
Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
3, 4, 5 группа.
Главные герои сказки.
Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини.
Главные герои сказки.
опытный
добрый
терпеливый
заботливый
Падишах любящий
Старик жестокий
Юноша мудрый
молодой
находчивый
веселый
6, 7 группа.
Работа с текстом.
Задание: Найдите в тексте и прочитайте:
В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
В чем убеждает вас сказка?
Что для себя вы взяли из этой сказки?
8 группа.
Работа над жанром
Согласны ли вы с тем, что произведение – сказка?
Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).
Ученики: Обсудив в группах, отвечают на поставленные задания. Во время проверки идут слайды заданий, позволяющие другим группам принять участие в обсуждении правильности ответа.
Осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности. Для организации творческой деятельности применялись: поиск «скрытых» звеньев рассуждений, выдвижение гипотез и аргументация, выбор правильных ответов.
Подведение итога исследования.
Вспомните, какова цель урока?
Доказать, что татарская сказка тоже богата мудростью.
Выполняя задания, мы ее достигли?
7. Самостоятельная работа
Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.
Создание ситуации выбора и самопознания, организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке пройденного материала. Это задание обеспечивает активность каждого учащегося с учетом его возможностей. Учащиеся читают, выбирают уровень и показывают соответствующий сигнал. Применение репродуктивного метода.
Разноуровневые задания
(по степени сложности)
1 уровень.
Кто носитель мудрости в сказке?
2.уровень.
-Какая пословица могла бы служить названием сказки:
«Корми деда на печи, сам будешь там»;
«Корни старые - ветки новые»;
«Без старых не проживешь».
3 уровень.
Докажите, что сказка «Мудрый старик - бытовая сказка.
В сказке главные герои - люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.
Обсуждение и высказывание мнений.
Задание№1 – на отметку «3»; задание №2 - на «4», задание №3-на «5». Создание условий для развития познавательной активности, творческих способностей, ответственности за результаты своей учебной деятельности.
9. Итог урока. Оцените свою работу, заполните оценочный лист.
8. Домашнее (дифференцированное) задание такое:
Перескажи татарскую сказку «Мудрый старик» от лица юноши, старика, падишаха.
Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.
Ковалева Татьяна Константиновна