Урок-презентация по геометрии в 9 классе по теме «Движение»
Тема: Движение (урок геометрии в 9 классе) Разработала учитель математики Гикаева Римма Валентиновна
Тип урока: урок усвоения новых знаний Оборудование: учебник Л.С.Атанасян «Геометрия7-9» мультимидейная презентация, проектор, раздаточный материал.
Цель урока: сформулировать определение основных понятий темы: осевой и центральной симметрии, параллельного переноса; научить выполнять отображения фигур при осевой и центральной симметрии, параллельном переносе; совершенствовать умения выполнять геометрические рисунки; воспитывать любовь к предмету посредством картин художника Мориса Эшера. Задачи урока: образовательная: формирование геометрических представлений на наглядном материале, умений построения осевой, центральной симметрий, параллельного переноса; развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, развитие логического мышления; воспитательная: активизация интереса к получению новых знаний, формирование точности и аккуратности при выполнении рисунков, создание условий для воспитания коммуникабельности, доброжелательности, умения слушать друг друга.
Этапы урока Цели, результативность Содержание учебного материала Метод обучения Формы организации познавательной деятельности Время Организационный момент Цель: обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку, активизировать умственную деятельность учащихся. Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции. Слайд 5 1 Актуализация опорных знаний Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Результативность: формирование познавательной, коммуникативной компетенций Слайд 6,7 фронтальная 3 Ввод темы и целей урока Цель: активизировать внимание учащихся и возбудить первоначальный интерес к изучаемой теме. Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции. Слайд 8,9 исследовательский фронтальная, устная 2 Изучение новых знаний Цель: осознание готовности к новым действиям, приобретение знаний, умений, навыков, достаточных для нового способа действий, активизация соответствующих мыслительных операций. Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенций Слайд 10-14 проблемно- поисковый фронтальная индивидуальная, самостоятельная работа 15 Физкультминутка Цель: укрепление здоровья учащихся Результативность: формирование общекультурной компетенции. Слайд 15 физические упражнения 1 Закрепление изученного материала Цель: усвоение нового способа действий. Развитие творческих способностей Результативность: формирование социально-трудовой, коммуникативной компетенции. Слайд 16-18 групповая работа 13 Рефлексия Цель: развивать у учащихся навыки самоанализа своей деятельности. Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования. Слайд 19 подведение итогов урока 4 Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования. Слайд 20 Инструктаж по выполнению дом. работы 1
I.Организационный момент . Подготовка учащихся к работе на занятии. Девиз урока: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» А.С.Пушкин
Луны магическое в ночь движение, Всё выше поднимаясь над водой, С оранжевой дорожкой отражения Поманят, чтоб дотронутся рукой… С. Плотникова - О каком природном явлении идет речь в стихах Светланы Плотниковой? Актуализация опорных знаний:
Какие особенности вы видите на рисунках Мориса Корнелиуса Эшера?
Ввод темы и целей урока: - Что общего между действием, происходящим в стихотворении и рисунками Эшера? Движение
«Движение» – это состояние, противоположное покою, состоящее в перемещении предмета или его частей (толковый словарь). «Движение» в философии: способ существования материи, её неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального тела. «Движение» в физике: механическое перемещение, изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно точки отсчета. Изучение новых знаний: «Движение» в геометрии?
M N О N´ M´ 1) Проведем луч NO. На продолжении луча NO отложим отрезок ON´, равный NO 2) Проведем луч MO. На продолжении луча MO отложим отрезок OM´, равный MO 3) Соединим точки M´ и N´.
А В С О С' В' А'
Термин «симметрия» (σνμμετρυα, греч.) - соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что она прекрасна. Термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский. Леонардо да Винчи считал, что главную роль в картине играют пропорциональность и гармония, под которыми он понимал симметрию. Альбрехт Дюрер (1471-1528 г.г.) утверждал, что каждый художник должен знать способы построения правильных симметричных фигур.
Что общего на рисунках?
Движение – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние. Виды движения: Центральная симметрия Осевая симметрия Параллельный перенос
Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, закрыть глаза. Делать движения глазами: влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 6 раз. Физкультминутка:
Закрепление изученного материала Симметрия в природе: Симметрия в архитектуре:
Симметрия в литературе: В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления. В греческой трагедии - виновный становится жертвой такого же преступления. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина мы наблюдаем симметрию положений: «Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви». Симметрия в русском языке: В русском языке есть «симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях: Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп. Могут быть палиндромическими и предложения: А роза упала на лапу Азора; Я иду с мечем судия.
Из букв русского алфавита выберите те, которые имеют: Вертикальную ось симметрии Горизонтальную ось симметрии Центр симметрии Ось симметрии и центр симметрии одновременно Задание 1: Работа в группах. Выберите геометрические фигуры, которые имеют: 1)Одну ось симметрии 2) Две оси симметрии 3) Три или четыре оси симметрии 4) Более четырех осей симметрии осей симметрии. Задание 2: Задание 3: Из предложенных рисунков Эшера выберите те, в которых применяется следующее отображение: 1) Центральная симметрия 2) Параллельный перенос 3) Осевая симметрия 4) Незнакомое вам отображение
Насколько уверенно ты чувствуешь себя при выполнении следующих заданий? Очень уверенно уверенно Довольно уверенно Не уверенно 1.Применение осевой симметрии при построении 2.Применение центральной симметрии при построении 3.Применение параллельного переноса при построении Рефлексия
Домашнее задание: нарисовать рисунок в формате А4, применяя изученные на уроке приемы отображения плоскости на себя.