Урок геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники»

2
0
Материал опубликован 4 February 2016

Урок-игра « Крестики - нолики»

по теме «Четырехугольники».

Автор : учитель математики МБОУ «Юманайская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики

Кузьмина Фаина Геннадиевна.

Предмет : геометрия.

Класс: 8

Цели:
-систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Четырёхугольники»;
-развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;
-воспитание познавательной активности, культуры общения, привитие интереса к предмету.

Оборудование:

Игровое поле с названием конкурсов (конкурсы могут охватывать различные

области знаний).

Реквизит, необходимый для конкурсов (карточки с конкур-
сами в ходе игры передаются командам и жюри).

Знаки «X» и «О» для заполнения табло и для жюри.

Участники: В игре участвуют 2 команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «крести­ков», а другая - «ноликов». Каждая команда выбирает капитана. Задачи капитана: поддерживать дисциплину, организация работы и распределение заданий между игроками команды.

Игровое поле

НМО

Крестики-

нолики

Логика и мышление

ЛОТО

Рекламная пауза

Периметр

и площадь

Гимнастика ума

Жизнь и

практика

Прояви смекалку

План урока:

АОЗ учащихся -«НМО».

Тест -«Крестики-нолики».

Практическая работа- «Логика и мышление».

Решение задач -Лото.

Рекламная пауза.

Жизнь и практика.

Фронтальный опрос - кроссворд.

Прояви смекалку!

Гимнастика ума.

Ход урока- игры.

Разъясняются правила игры. В клетках игрового поля записаны названия 9 конкурсов. Право первого выбора определяется жеребёвкой. Учитель раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.

Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, то ко­манды получают новое зада­ние. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или же поставить на поле 5 своих знаков.

НМО.

В последнее время все говорят об НЛО, а мы с вами поговорим о Неопознанном Математическом Объекте, который находится в этой загадочной коробке с вопросами. Угадайте, о каком неопознанном математическом объекте идёт речь?

(По мере отгадывания загадок из коробки достаём фигуры четырёхугольников и прикрепляя их на доске складываем кораблик.)

 

Знаете ли вы меня хочу проверить,

Любую площадь я могу измерить,

Ведь у меня четыре стороны.

И все они между собой равны.

И у меня равны ещё диагонали,

Углы мне ни делят пополам, и ими

На части равные разбит я сам.

И у меня равны диагонали,

Хочу сказать я, хоть меня не называли.

И хоть я не ни зовусь квадратом,

Он мне приходится родным братом.

Хоть стороны мои

Попарно и равны, и параллельны,

Всё ж я в печали,

что не равны мои диагонали,

Да и углы они не делят пополам,

Но всё ж, скажи дружок, кто я?

Мы хотя и не равны диагонали

По значимости всем я уступлю,

Ведь под прямым углом

они пересекаются,

И каждый угол делят пополам,

И очень важная фигура я, скажу я вам.

 

А что же мне тогда и говорить?

Ведь только две и параллельны стороны.

Зато! О средней линии слыхали?

Лишь только у меня она,

Двум параллельна сторонам,

И полусумме их равна.

 

Крестики –нолики

Итак, все математические объекты перед нами, а нас новая задача- выяснить их свойства . В таблице знаком «крестик» отмечаем те свойства,которым обладает тот или иной вид параллелограмма, в противном случае ставим «нолик».

 

Параллело-грамм

Прямо-угольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны

 

 

 

 

Диагональ делит его на два равных треугольника

 

 

 

 

Противолежащие стороны равны

 

 

 

 

Все четыре стороны равны

 

 

 

 

Противолежащие углы равны

 

 

 

 

Все внутренние углы равны

 

 

 

 

Все внутренние углы прямые

 

 

 

 

Сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180

 

 

 

 

Диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам

 

 

 

 

Диагонали равны

 

 

 

 

Диагонали пересекаются под прямым углом

 

 

 

 

Диагонали делят противолежащие углы пополам

 

 

 

 

У этого четырёхугольника только две оси симметрии

 

 

 

 

У этого четырёхугольника четыре оси симметрии

 

 

 

 

Этот четырёхугольник центрально-симметричная фигура

 

 

 

 

Логика и мышление.

Каждому ученику раздаётся несколько листов произвольной формы, прямоугольной формы. Задание. Путём нескольких перегибов получить известные нам четырёхугольники, используя их определения и свойства.

 

Лото

Внимание! Ответов больше, чем вопросов. Среди карточек имеются ложные.

1.Найдите стороны прямоугольника , если его площадь равна 32 см2, а одна сторона в 2 раза больше другой.    

    2.Найдите площадь ромба, если

    его сторона равна 16 см,

    а один из углов равен 30.

3. Сумма трёх углов параллелограмма

равна 280 . Найдите все углы параллелограмма.

   4.В равнобедренной трапеции

   диагональ составляет с боковой

  стороной угол в 120.Боковая сторона равна     меньшему снованию. Найдите углы трапеции.

Карточки с ответами.

4 и 8

128

256 и 512

512

80 и 100

40 и 140

20 и 160

480

Рекламная пауза.

Придумать рекламу об изучаемых фигурах. Особое внимание уделить речи, умению рассуждать, сравнивать, находить главное, существенное.

В рекламе можно использовать определение фигуры, свойства фигуры и применение в жизни.

Жизнь и практика

Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле».

Примените имеющиеся знания для решения практической задачи.

Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в коридоре размером 5,75  2 (м)

Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Размеры плиток в см указаны на рисунке. Нужно рассчитать необходимое количество плиток, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество.

Кроссворд

По горизонтали:

1.Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.

2.Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.

3.Параллеограмм, у которого все углы прямые.

4.Точки, из которых выходят стороны четырёхугольников.

По вертикали:

1.Сумма длин всех сторон.

5.Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника.

6.Прямоугольник, у которого все стороны равны.

7.Параллеограмм, у которого все стороны равны.

8.Отрезок,соединяющий соседние вершины.

 

 

               

5

 

6

     
                             
                         

7

 
                             
 

1

                         
                             

2

                           
                             
                             
             

8

   

9

       
                             

3

                           
                             
                             
   

4

                       
                             
                             
                             

Прояви смекалку!

Как плотник может отпилить край доски под углом 45 ?

Как проверить, не пользуясь ни линейкой, ни циркулем, что вырезанный четырёхугольник- квадрат?

Сколько элементов ромба и какие достаточно знать, чтобы его построить?

Гимнастика ума

Задание: сложить из спичек равновеликие фигуры.

1).Из 12 спичек сделан ключ. Переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось три равновеликих квадрата.

2).В фигуре из 10 спичек переложить 4 спички так, чтобы получилось 3равновеликих квадрата.

Ответ

 

Подведение итогов.

Комментарии
Комментариев пока нет.