12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Николаевна Пичугина37

Учебный предмет

Астрономия

Класс

11

Авторская программа

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут.

Тема учебного занятия

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Тип урока

Комбинированный урок.

Место урока в структуре учебного занятия

3-й урок в разделе «Законы движения небесных тел»

Учебная задача урока

Открыть способ определения массы Земли и её плотности на основе полученных знаний из курса физики: ускорение свободного падения; предыдущего урока: определение радиуса Земли.

В процессе совместного обсуждения сделать вывод о том, что любой закон, включая закон всемирного тяготения, имеет границы применимости и позволяет подтвердить или опровергнуть определённую группу эмпирических фактов.

Овладеть теоретическими знаниями в области небесной механики; о космическом явлении – движении космических тел в центральном поле тяготения и их траекториях; использовать решение задач для продолжения формирования расчётных навыков.

Цель:

Обучающиеся научатся определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера, объяснять причины возникновения приливов на Земле.

Обучающиеся откроют способ аналитического доказательства справедливости законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения.

Обучающиеся убедятся в том, что открытие законов Кеплера и их уточнение Ньютоном – пример познаваемости мира и его закономерностей.

 

 

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.

 

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Что называется свободным падением тела?

Что такое ускорение свободного падения?

Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?

Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

Свободное падение - это движение тел только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести)

При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от их массы приобретают одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения. Условное обозначение ускорения свободного падения - g. Ускорение свободного падения на Земле приблизительно равно: g = 9,81м/с2.

Из-за силы сопротивления воздуха.

Галилей.

Да, она препятствует поднятию тела.

С ускорением свободного падения.

1.3. Создание проблемной ситуации

Можно ли определить массу нашей планеты?

Если известны значения ускорения свободного падения, гравитационной постоянной и радиуса Земли, то можно определить ее массу.

Подставив в

 /data/files/p1507894369.ppsx (Движение под действием сил тяготения)

Опубликовано


Комментарии (1)

Шубина Ольга Владимировна, 08.12.17 в 20:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень красивая и информативная презентация.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.