Технологическая карта урока информатики «Моделирование движения тела под действием силы тяжести» (11 класс)
Технологическая карта урока
«Моделирование движения тела под действием силы тяжести»
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 11
Тема урока: «Моделирование движения тела под действием силы тяжести» Цели урока: образовательная:научить учащихся строить информационные модели для описания объектов и систем,развивающая: развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах; формировать межпредметную связь;
развивать аналитические способности, внимание, мышление
воспитательные: воспитание творческого подхода к работе,воспитание культуры общения.
Тип урока: комбинированный
Требования к знаниям, умениям и навыкам: Учащиеся должны иметь представление о моделировании как методе познания, понимать сущность процесса информационного моделирования; знать определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель», классификацию моделей; уметь выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования..
Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, методы проблемного и развивающего обучения ИКТ-технология.
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуника-тивные: |
Познава-тельные: |
||||
1. Организационный (2 мин) |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих; |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
самоопределение |
Самоконтроль, организация своей учебной деятельности |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Формирова-ние положитель-ной мотивации |
Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка |
2. Проверка усвоения изученного материала мин) |
1.Назовите основные этапы моделирования в электронных таблицах 2. Назовите основные группы математических моделей 3. мини-дискуссия по приведенным примерам информационных моделей; |
Отвечают на вопросы учителя, приводят свои примеры математических моделей |
Самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Самоконтроль, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
Самостоя-тельное создание способов решения проблем построение логической цепи рассуждений |
Взаимопроверка, оценивание учителем |
3. Актуализация (3 мин) |
Актуализирует знания о математических объектах. Предлагается следующая задача: мальчики играют в бадминтон. Порыв ветра подхватил волан и отнес его на ветви дерева. Предстоит нелегкая задача — достать волан. Задачу можно решить несколькими способами. Обсудим способы ее решения. |
Предлагают способы решения поставленной задачи. Возможные варианты: 1. залезть на дерево. Но это очень опасное занятие. 2. спилить дерево. Если бы все выбирали такой способ решения задачи, то давно бы уже не осталось ни одного дерева. 3. ждать, когда волан упадет сам, подхваченный очередным порывом ветра. 4. часто волан пытаются сбить камнем. |
оценивание усваиваемого материала |
контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
анализ объектов с целью выделения признаков |
|
4. Постановка учебной задачи (3 мин) |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся к выбору 4 модели: исследовать движение тела, брошенного под углом к горизонту. Подобрать начальные значения скорости и угла бросания так, чтобы брошенное тело попало в цель. |
Отвечают на вопросы. Ставят цели для решения задачи: подобрать начальные значения скорости и угла бросания так, чтобы брошенное тело попало в цель. |
формирование готовности к самообразованию |
целеполагание |
постановка вопросов |
формулирование познавательной цели и проблемы |
|
5. Изучение нового материала (10 мин) |
Изучение нового материала ведется методом эвристической беседы. Учитель задает вопросы: Что моделируется? Какими действиями характеризуется тело? Будет ли учитываться сопротивление воздуха? Что известно о движении? Что необходимо найти? Где начало системы координат? Как задаются моменты времени Что известно о цели? Каково условие попадания в цель? Учитель уточняет ответы учащихся |
Слушают вопросы учителя, отвечают, корректируют ответы друг друга. |
самоорганизация |
Выделение важной информации |
сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать |
умение структурировать знания |
|
6. Физкультминутка (1 мин) |
Показывает упражнения |
Выполняют упражнения |
самоорганизация |
саморегуляция |
умение слушать и слышать |
||
7. Закрепле-ние получен-ных знаний (14 мин) |
Предлагает заполнить таблицу (приложение 1) Учитель показывает на экране слайд с верно заполненной таблицей. Предлагает учащимся проверить таблицу и внести изменения в случае необходимости. Фиксирует в журнале учащихся верно выполнивших задание |
Слушают указания учителя по заполнению таблицы, выполняют задание. Проверяют таблицу, в случае необходимости вносят изменения. |
Самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели. |
Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий , умение самостоя-тельно оценивать свою деятель-ность |
Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем) |
Контроль учителя, самопроверка. |
8. Домашнее задание (2 мин) |
Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению: повторить понятие компьютерного эксперимента, составить план компьютерного эксперимента для решаемой задачи |
Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
самоопределение |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Взаимодействие с учителем |
постановка и решение проблемы |
|
9. Подведение итогов занятия (2 мин) |
Формулирует вопросы по изученному на уроке, анализирует работу с таблицей, работу на уроке, выставляет оценки. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои впечатления от урока |
Смыслообразова-ние |
осознание качества и уровня усвоения |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
осознание того, что уже усвоено |
Оценка учителя, взаимо-оценка |
10. Рефлексия (1 мин) |
Предлагает обучающимся оценить урок с помощью смайликов. |
Оценивают урок. |
степень правдивости при рефлексии |
Саморегуляция эмоциональных и функциональ-ных состояний. |
Умение формулировать собственное мнение. |
Рефлексия. |
самооценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Параметры |
||
Объект |
Название |
Значения |
Тело |
Начальная скорость v0 Угол бросания α Координаты (x, у) |
20 35 (0,0) |
Цель |
Координаты цели (xц, уц) Точность попадания ∆ |
(10,7) 0,035 |
Процесс движения |
Ускорение свободного падения g Время t Шаг изменения времени ∆t Расстояние между тело и целью: - по горизонтали Sx -по вертикали Sy - полное S |
g=9.8 0,2 |
Параметры движения тела представлены на рисунке 3.4. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, описывается формулами