12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селеткова Таскира Мухаметгалиевна366
Россия, Пермский край, с.Петропавловск

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся на основе собственного опыта, анализа наблюдений и экспериментов с силой всемирного тяготения, силой тяжести и ее проявлениями

Задачи урока:

а) формировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, ее графическое изображение, познакомить с силой всемирного тяготения, силой тяжести и ее проявлениями (предметный результат).

б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, использование ТСО, наблюдение, решение задач

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения(оборудование): учебник, лабораторное оборудование ( магниты, мелкие металлические предметы, шарики, штатив, пружина, груз, линейка, 2 опоры), компьютер, проектор, презентация к уроку.

УМК: А.В. Пёрышкин Физика 7 класс, учебник. Дрофа. Москва 2013г.

А. Е. Морон, Е.А. Морон Дидактические материалы Физика 7. Дрофа 2013г.

Результат деятельности учащихся: знание физических величин: сила, сила тяжести, сила притяжения; единиц измерения силы, умение графически изображать силу.

Дидактическая структура (этапы урока):

Мотивация деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Постановка цели и темы урока.

Первичное усвоение материала.

Закрепление нового материала.

Рефлексия .

Домашнее задание.

Ход урока:

1.Мотивация деятельности. Приветствие учеников.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и рады возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята?

Мир сложен,

он полон событий, сомнений и смелых догадок -

Как чудо природы является гений!

И в хаосе этом находит порядок!

- Кто же этот гений, этот чудак, который совершает величайшее открытие? Чудаки украшают жизнь. Это беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивающие малопонятные проблемы. Упорно что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают. Вот и мы с вами сегодня будем исследовать одно из интересных физических явлений.

2. Актуализация опорных знаний:

Мыслительная разминка

1) Повторение пройденного материала .

Для разминки поиграем в игру «Верю – не верю» (обратная связь: зелёная карточка – верю, а красная карточка – не верю), (вывожу вопросы на экран). По ходу игры задаю вопросы: «Почему веришь? Почему не веришь?»

Верите ли вы, что…

Если мальчик прыгает с корабля на берег, то корабль движется в противоположную сторону? (Верю).

Два тела могут в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по значению скорости? (Верю).

В равномерно движущемся поезде мячик, лежавший на столе, вдруг покатился со стола? (Не верю).

Плотность измеряется в кубических метрах? (Не верю).

Брусок, изготовленный из стали тяжелее, чем брусок такого же объема, изготовленный из дерева? (Верю).

Водитель автомобиля использует явление инерции для экономии бензина? (Верю).

Два мяча разной массы при столкновении разлетаются с одинаковыми скоростями? (Не верю).

3. Постановка цели и темы урока.

Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами наборы для опытов.

Опыт 1. Магнитом действуем на металлические предметы

Вопрос: Как воздействует магнит на металлические тела? Опишите, что с ними происходит. Может ли магнит действовать на тела на расстоянии

Ответ: Тела притягиваются к магниту, изменяют свою скорость. Металлические предметы и магнит действую друг на друга Причём магнит может воздействовать на тела и при непосредственном контакте и на расстоянии.

Опыт 2. Магнитом действуем на магнит.

Вопрос: Как действуют друг на друга магниты? Чем отличается их действие друг на друга от действия на металлические предметы?

Ответ: Магниты могут притягиваться или отталкиваться, но в любом случае тела изменяют скорость. Оба тела действуют друг на друга.

Опыт 3. Два шарика сталкиваются.

Вопрос: Что происходит с шариками при ударе?

Ответ: Шарики действуют друг на друга, каждый из них меняет скорость.

Опыт 4. Пружина закреплена на штативе. Подвешиваем груз.

Вопрос: Что происходит в результате эксперимента? Как вы

считаете, почему растягивается пружина?

Ответ: Пружина растянулась (изменила форму) под действием груза.

Вопрос: Почему не падает груз?

Ответ: Его удерживает пружина. Она тоже действует на груз.

Опыт 5. Тонкая линейка лежит на двух опорах. На линейке находится груз.

Вопрос: Что происходит с линейкой? Почему? А если убрать груз?

Ответ: Линейка изменяет свою форму – прогибается (деформируется)

Сделайте вывод из этих опытов.

Вывод: если тела действуют друг на друга (при непосредственном контакте или бесконтактно), у них может изменяться скорость или происходить изменение формы и объема (деформация).

 

- Итак, на основе показанных опытов скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Ученики: о взаимодействии тел, о притяжении, о силе взаимодействия.

Учитель: Верно. Мы сегодня будем изучать силу. И что же нам надо узнать о силе? Как вы думаете, ребята, сила взаимодействия одинакова? От чего она зависит, рассмотрим явления, связанные с силой.

Записываем тему нашего урока в тетрадь «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

4. Изучение нового материала.

Слайд №3

Задания для учащихся

Учитель: Назовите тела, которые действуют друг на друга. Опишите это действие.

- Что вы видите на рисунке? Что происходит с телами? ( Они меняет свою скорость).

- Что является причиной изменения скорости тел? (Действие человека).

Вывод: во всех примерах скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами. Часто не указывают, какое тело и как действует, а говорят, приложена сила.

Что же такое сила. Запишите в тетради определение силы( списать со слайда №4)

Слайд 5

Задания для учащихся:

Ответьте на вопрос слайда.

Приведите примеры подобных явлений.

Уважаемые друзья! (слайд 1) По заявлению членов экипажа «Аполлон-12» Пита Конрада и Алана Бина, по Луне им было слишком тяжело ходить, они часто теряли равновесие даже при легком наклоне вперед.

А вот ещё один факт. Античные учёные долго ломали голову над вопросом, почему невозможно покинуть Землю и все подбрасываемые тела снова падают на неё. Аристотель дал такой ответ: тела стремятся в процессе движения к своим «естественным местам». Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы античных учёных, подумаем, прав ли был Аристотель, и объясним явления, которые наблюдали американские астронавты на Луне. Мы попытаемся посмотреть на некоторые явления, которые наблюдаем с детства и которые, на наш взгляд, лишены всякого интереса, с другой неизвестной нам стороны.

Слайд 5

Задания для учащихся:

Ответьте на вопрос слайда.

Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Давайте рассмотрим несколько примеров.

1 Выпустим камень из рук. Что вы видите? Куда падает груз? А почему? (Притяжение земли)

2 Перережу нить, на которой висит груз. Куда падает груз? Почему? (Притяжение земли)

Учитель: Из собственного опыта вы знаете, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Это происходит потому, что существует земное тяготение - притяжение тел к Земле.

Слайд 6

Учитель: Тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу

Взаимное притяжение всех тел в мире называется всемирным тяготением, или гравитацией. Строением Солнечной системы мы тоже обязаны этому явлению. Оно существует и между маленькими телами, но незаметно из-за маленькой величины действующих сил притяжения. Ученые выяснили, что оно тем сильнее, чем больше масса тела.

Слайд 7

Исааке Ньютоне и яблоке

Слайд 8

Задание для учащихся: ответьте на вопросы слайда.

Слайд 9

Учитель: Силой тяготения называют силу, с которой все тела в мире притягиваются друг к другу. Ей разновидностью является сила тяжести, с которой все тела притягиваются к Земле. Сила тяжести всегда направлена к центру Земли.

Задание учащимся: ответьте на вопросы слайда.

Слайд 12

Вопросы:

1. Почему американским астронавтам было «нелегко» на Луне?

2. Как объяснить античным учёным, почему все тела падают на Землю?

6.Рефлексия: продолжи фразу…

Я знал что…

Сегодня на уроке я узнал…

7.Домашнее задание

Учебник. §23, 24. Ответы на вопросы §23, 24.

Найти в толковом словаре определения слов: деформация, гравитация и записать их в тетрадь.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Легенда об И.Ньютоне и яблоке»

Опубликовано


Комментарии (1)

Анохина Галина Ивановна, 06.02.16 в 18:29 0Ответить Пожаловаться
А.Е. Марон. Нет презентации. Нет дозировки времени
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.