География Архангельской области (физическая география). 8 класс. Учебное пособие для учащихся/ под ред. Н.М. Бызовой. – Архангельск, Изд-во Поморского педуниверситета, 1995
Этап урока
Краткое содержание
№ слайда в презентации
Орг.момент
Приветствие. Доклад дежурных. Проверка готовности к уроку.
Мотивация
Послушайте фрагмент стихотворения
Много рек на белом свете широки и глубоки Для меня прекрасней нету милой Вычегды реки Днем обласкана лучами в солнце влюблена
Мчит по русскому раздолью, ждет ее Двина. Темной ночью лишь колышет голубой волной
Плавно катит свои воды шепчется с луной. По весне расправив плечи, сбросив панцирь льда В грозной ярости могучей, топит берега… …Злой зимой она объята хладным серебром И по ней шальные ветры мчатся напролом. Я люблю тебя любую Вычегда река Без твоих просторов синих на душе тоска… - О чем это стихотворение?
- К какому компоненту природы относится река Вычегда? Что еще относится к внутренним водам?
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема урока: Внутренние воды Архангельской области.
Определите цель урока.
1
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
Рефлексия
Наша область имеет густую гидрографичекую сеть, представленную разными видами водоемов.
- Вспомните и назовите крупнейшие реки Архангельской области.
Можно разделить реки на 2 типа: большие и малые.
- По рисункам на слайде опишите особенности больших рек.
- По рисункам на слайде опишите особенности малых рек.
- Какие реки выделяются в зависимости от типа питания? Какие источники питания рек преобладают в нашей области?
- Каковы особенности режима рек области?
- По рисункам поясните режимные моменты в жизни наших северных рек.
Какие виды хозяйственной деятельности характерны для областных рек?
Задание.
Сравните реки Северная Двина и Онега, по следующему плану:
Исток
Устье
Направление течения
Длина реки
Уклон и падение реки
Характер течения
Питание
Режим реки
Оформите работу в виде таблицы.
Сделайте вывод о причинах сходства и различия рек
Разнообразие озер области также весьма велико, их насчитывается около 224 тыс., 80% которых находятся в зоне тундры и лесотундры. Преобладают озера малых размеров, площадью менее 100 га.
- Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы к ней.
- Какие озера по происхождению есть в нашей области? Почему?
- Какие виды хозяйственной деятельности характерны для озер области?
Широкое распространение на территории области получили болота.
- Назовите основные типы болот. Какие из них преобладают в Архангельской области и почему?
- Какие виды хозяйственной деятельности характерны для болот области?
Особенности климата, рельефа и строения территории определяют разнообразие подземных вод в нашей области. Есть пресные воды и минеральные.
- Как используются подземные воды?
- Есть ли источники подземных вод в нашем городе и как используются они?
Какой вывод можно сделать по обеспеченности и использованию внутренних вод Архангельской области?
Не совсем корректно сформулирован вопрос о видах хозяйственной деятельности на "областных" реках. На уроке ничего не сказано о многолетней мерзлоте, которая присутствует на территории области.