Урок русского языка в 9 классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП»
Регистрационная форма участника
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью). Кузнецова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Название работы «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП».
Образовательное учреждение (место работы) МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-сале
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Тарко-Сале, Пуровского района
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП"
Цели и задачи:
формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.
Ход урока
Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) п...крылось, п...сыпался, з...работать
2) снов..., влев..., изредк...
3) туч...ми, ч..рующий, впеч...тление
4) до...дь, корте..., е...жу
3. Объяснение нового материала.
Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь.
ССП |
СПП |
БСП |
[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь]. [ ], и [ ]. ССП |
(1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь]. (Когда...), [ ]. СПП |
[Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь]. [ ] – [ ]. БСП |
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. Чем, как вы думаете?
В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчёркивает последовательность происходящих событий.
В СПП есть главное и придаточное времени, к которому мы задаём смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые связаны друг с другом какой-то невидимой связью.
4. Контрольно – подготовительный этап.
Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.
(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
Я сразу понял, что это дело мне по силам.
Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
Где тонко, там и рвется.
Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)
ССП |
СПП |
БСП |
2, 3, 8 |
1 (прид.врем.), 4 (прид.цели) 5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.) 9 (прид. места) |
6, 10 |
- Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)
5. Закрепление.
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шел мокрый снег, ветер хлестал по лицу.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС?
Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9.
1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)
3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
Ответы 1. 4. 2. 4. 3. 1.
6. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания.
Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
Напишите сочинение-миниатюру «Нужны ли сложные предложения»
7. Итоги. Рефлексия.
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
8. Домашнее задание.
Домашняя работа № 3 (домашняя работа составлена в формате ГИА, способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена)
Индивидуальные задания для учащихся:
Работа над текстом
а) прочитайте текст, озаглавьте его.
(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем. (2) И тогда, когда наши далекие предки прятались от своих многочисленных врагов в пещерах и выходили из них только при свете солнца. (3) И много позже, когда для земледельцев и скотоводов весеннее солнце пробуждало природу. (4) А вместе с ней и мечты о новом урожае. (5)С древних времен у всех народов день весеннего равноденствия почитался за главный праздник бога-Солнца.
(6) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. (7) На полюсах в этот день Солнце движется точно по горизонту в течение суток, при пересечении точки небесной сферы наступает астрономическая весна в северном полушарии Земли. (8) Это - день весеннего равноденствия, а в южном полушарии наступит осень. (9) В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы, но на самом деле, в день весеннего равноденствия день все-таки чуть длиннее ночи. (10) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, в южном наступает астрономическая осень. (11) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна. (12) Недаром в разные времена у разных народов северного полушария этот день считался не только началом весны, но и началом новой жизни, воскрешением. (13) Существует множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.
б) Определите виды сложных предложений.
(1,2,3, 10,13 – СПП, 7 – БСП, 8,9,11 – ССП)
в) Объясните знаки препинания в первом и шестом предложениях.
г) Составьте схему любого сложноподчинённого предложения.(на доске)
д) Выпишите 6 слов с разными орфограммами.(в тетрадь). Прочитайте.
е) Определите способ образования слова « астрономическая» (суффиксальный)
ж) выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным причины(1)
Самостоятельная работа (по методичкам)
А) работа по тексту
(1) На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция в которой упоминается что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. (2) В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек разорвать 40 шнурков символизирующих собой силы которые заморозили Матушку-Землю. (3)Такими действиями человек показывал что он сильнее злых Духов что Весна его полностью поддерживает.
1) расставьте знаки препинания, определите типы сложных предложений
____________________________________________
2) напишите номер предложения, осложненного причастным оборотом
__________________________________________
3) напишите номер СПП с придаточным определительным
____________________________________________________
4) напишите номер предложения с придаточным изъяснительным
______________________________________________
5) выпишите из 2 предложения все местоимения
____________________________________________________________
6) определите морфологическую характеристику слова СИЛЬНЕЕ из 3 предложения
______________________________
7) определите грамматическую(ие) основу(ы) из 3 предложения
_______________________________________________
8) замените словосочетание ЯЗЫЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________________________
9) найдите предложение с однородными членами, напишите его номер _________________________________________
10) найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер предложения. _____________________________________________________
11) выпишите из 1-3 предложений действительное причастие настоящего времени. __________________________________________________________________________