Конспект урока по теме: «Двоичная система счисления» (Информатика и ИКТ, 8 класс)

4
0
Материал опубликован 12 October 2019 в группе
Конспект урока по теме: «Двоичная система счисления»

Учитель: Рудопысов А.А.

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема урока

Двоичная система счисления

Урок в теме

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Учебник

Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин,

Л.А. Залогова-М.Бином. Лаборатория знаний, 2017 г.

Программа

Информатика. Программы по информатике для основной школы 7-9 классы. И.Г. Семакин, М. С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Технологии

Элементы проблемного, развивающего обучения, ИКТ- технология.

Методы

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Цель урока

 Сформировать навыки перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.

Основные понятия

Система счисления, алфавит и основание системы счисления.

Формы работы

Работа в парах, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результата, самостоятельная работа с дифференцированными заданиями, фронтальная работа.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

о существовании различных систем счисления;

алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

понятие алфавита системы счисления;

развёрнутую форму записи числа.

Уметь:

переводить из двоичной системы счисления, в десятичную;

переводить из десятичной системы счисления, в двоичную;

записывать число в развёрнутом виде.

Метапредметные:

Регулятивные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

умение планировать работу в паре;

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

умение сотрудничать в группе над поставленной проблемой;

умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата;

уважительное отношение к собеседнику.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

работа с информацией;

использование знаково-символических средств, общих схем решения задач;

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

организация личного информационного пространства;

готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности;

формирование интереса к предмету, стремление использовать полученные знания на других уроках и в жизни;

умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

формирование коммуникативной компетентности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

 

Организацион-ный момент

 

Приветствует обучающихся. Мотивирует класс к активной деятельности на уроке. Проверяет готовность к учебному занятию.

 

Знакомит с оценочным листом и критериями оценок за урок.

 

Приветствуют учителя. Готовятся к занятию.

 

 

Знакомятся с оценочным листом и критериями оценок за урок.

Организация личного пространства.

 

Актуализация знаний

Даёт пояснение по заполнению оценочного листа (приложение № 1).

 

Проводит повторение и систематизацию ранее изученного материала в форме игры «Верно-неверно».

 

 

- Верно ли, что человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств (назовите их)?

- Верно ли, что память компьютера делится на внутреннюю и внешнюю?

-Верно ли, что в одном байте памяти содержится 10 бит?

- Верно ли, что в памяти компьютера возможно хранение только текстовой и графической информации?

- Верно ли, что информация в компьютере закодирована по определённому алгоритму?

 

Получают разъяснения по заполнению оценочного листа.

 

Отвечают на вопросы, выставляют баллы за правильные ответы в оценочный лист.

Повторение ранее изученного учебного материала, подготовка к изучению новых знаний

 

 

 

 

 

 

3

Мотивация учебной деятельности

Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает послушать стихотворение и решить задачу:

 

 

Ей было 1100 лет, 
Она в 101 класс ходила, 
В портфеле по 100 книг носила – 
Все это правда, а не бред, 

Когда пыля десятком ног, 
Она шагала по дороге, 
За ней всегда бежал щенок 
С одним хвостом, зато стоногий. 
Она ловила каждый звук 
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук 
Портфель и поводок держали. 
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.

 

- Что необычного вы услышали?

- На самом деле в стихотворении нет ошибки, в нём всё записано верно.

 

- В ходе сегодняшнего урока вы научитесь понимать содержание этого стихотворения.

 

 

 

 

Анализируют задачу.

Предлагают свои варианты решения задачи, высказывают собственные мнения.

Вспоминают, что они уже умеют и знают по данной теме.

При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения.

Внутреннее осознание потребности открытия новых знаний и умений.

Анализируют свои попытки выполнить задание, проговаривают вслух свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к изучению нового учебного материала, через создание проблемной ситуации.

 

4

Формулировка темы и целей урока

Ведёт диалог.

- Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

- Посмотрите внимательно, какие цифры используются для записи этих чисел

(два числа 0 и 1).

- Сколько цифр используется?

 

 

Вместе с обучающимися формулирует тему урока и предлагает записать её в тетради.

 

 

 

 

- Как называется система счисления, в которой вы работаете на уроках математики, и вообще в жизни производите с её помощью расчёты?

- Вы умеете переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот?

 

- Теперь, исходя из того что вам необходимо узнать, сформулируем цель урока.

Участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

Высказывают предположение, что это двоичная система счисления.

 

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

 

 

 

 

Называют десятичную систему счисления. Отвечают на вопросы, делают вывод, что для этого им недостаточно знаний полученных раннее.

 

 

Формулируют цель урока.

- Нам необходимо знать алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока и постановка целей.

5

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Объясняет новый учебный материал.

 

Даёт задание записать в тетрадь определение алфавита системы счисления.

Задаёт вопросы.

- Чему равен алфавит двоичной системы счисления?

Даёт задание записать в тетрадь определение основания системы счисления.

- Чему равно основание двоичной системы счисления?

- Двоичная система счисления – это система счисления, в которой работает компьютер, поэтому нам с вами важно знать, по какому алгоритму осуществляется перевод в двоичную систему счисления и обратно.

- Где ещё возможно применение двоичной системы счисления?

- Как вы думаете, каким образом можно осуществить перевод из десятичной системы счисления в двоичную?

Корректирует предложенные варианты и знакомит с алгоритмом перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

На экране демонстрируется алгоритм перевода (слайд № 1).

Даёт задание записать алгоритм перевода.

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь определение алфавита системы счисления.

 

 

 

Записывают в тетрадь определение основания системы счисления.

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры из жизни.

 

Обучающиеся предлагают свои способы перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

Совместно с учителем составляют алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

 

 

Записывают в тетрадь алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную.

Усвоение алгоритма перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

6

Первичная проверка понимания

Выявляет затруднения, даёт разъяснения.

- Понятен ли вам алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную?

- Какие появились вопросы?

 

Организует работу в парах, даёт задание по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную(приложение № 2).

На экране и на партах алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную(слайд № 1).

 

Даёт задание проверить ответы и занести баллы в оценочный лист.

Задают возникшие вопросы, по ходу выполнения алгоритма. Слушают разъяснения учителя.

 

 

Выполняют задания в парах. Производят математические расчёты.

 

 

 

 

 

Проводят взаимопроверку по правильным ответам и взаимооценивание по критериям на экране (слайд № 2).

Заносят баллы в оценочный лист.

 

Формирование навыков перевода из десятичной системы счисления в двоичную.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков взаимопроверки и взаимооценивания.

7

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

Продолжает объяснение нового учебного материала.

Задаёт вопросы.

- Как осуществить перевод из двоичной системы счисления в десятичную?

 

 

Корректирует предложенные варианты и знакомит с алгоритмом перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную.

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы.

 

Предлагают свои способы перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

 

Совместно с учителем составляют алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

 

 

 

 

Усвоение алгоритма перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.

8

Первичная проверка понимания

Выявляет затруднения, даёт разъяснения.

- Понятен ли вам алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную?

- Какие появились вопросы?

 

Организует работу в парах, даёт задание перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную (приложение № 3).

 

 

 

 

Вызывает к доске ученика для того, чтобы он разгадал загадку в стихотворении, сформулированногов начале урока.

Задают возникшие вопросы, по ходу выполнения алгоритма. Слушают разъяснения учителя.

 

 

Выполняют задания в парах. Производят математические расчёты.

Проводят взаимопроверку по правильным ответам и взаимооценивание по

критериям на экране (слайд № 3).

Заносят баллы в оценочный лист.

 

Проверяют правильность решения с ответом на доскеи экране компьютера (слайд № 4).

Формирование навыков перевода из двоичной системы счисления в десятичную.

Формирование навыков взаимопроверки и взаимооценивания.

 

 

Решение проблемной ситуации

9

Контроль за результатами учебной деятельности

Организует самостоятельную работу с дифференцированными заданиями.

(приложение № 4).

 

Даёт задание проверить ответы и занести баллы в оценочный лист.

Выполняют самостоятельную работу с дифференцированными заданиями.

 

 

Проверяют ответы с эталоном на экране(слайд № 5).

Самооценка, заполнение оценочных листов.

Проверка усвоения новых знаний.

 

 

10

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

Подводит итог урока, предлагает проанализировать выполнение заданий на уроке. Выявляет возникшие затруднения. Предлагает заполнить оценочные листы (приложение № 1).

- Сегодня на уроке вы изучили систему счисления, которая необычна для вас и которой вы ранее не пользовались.

- Изучая информатику вы ещё не раз будете сталкиваться с двоичной системой счисления, кроме того в дальнейшем мы с вами будем учиться переводить не только целые числа, но и дробные, будем учиться складывать и умножать числа в различных системах счисления, особое внимание уделим восьмеричной и шестнадцатеричной системам счисления.

Заканчивает урок стихотворением (слайд № 6)

Благодарит за работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Соотносят цели, поставленные на уроке с результатами своей деятельности.

 

Рефлексия.

Осознание качества и уровня усвоения темы.

Соотношение результата своей деятельности с целью и его оценка. Определение степени успешности своей работы исходя из имеющихся критериев.

Мотивация на изучение информатики в дальнейшем.

 

 

Приложение № 1

Оценочный лист

ученика _________________________________

 

Вид деятельности

Балл

Верно-неверно

 

Парная работа №1

 

Парная работа №2

 

Самостоятельная работа

Обязательная часть

 

Дополнительные задания

 

Задача

 

Итого

 

 

Критерии оценки:

Оценка 5 – 13 – 16 баллов

Оценка 4 – 9 - 12 баллов

Оценка 3 – менее 8 баллов

Дополнительная оценка – если выполнены дополнительные задания

 

 

Закончите фразы

На уроке я узнал, что ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я быстро справился с заданием, потому что _______________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне больше понравилось________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Меня заинтересовало ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Мне бы хотелось узнать ещё больше о ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приложение № 2

 

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

Работая в парах выполняйте следующие правила:

При разговоре смотри на собеседника

Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

В случае затруднения задай вопрос собеседнику.

Первые два числа переводит первый участник с объяснением для второго, в случае затруднения второй участник помогает осуществлять перевод второму

Для первого участника пары:

Переведи числа из десятичной системы счисления в двоичную и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.

А) Перевести 7 в двоичную систему счисления

Б) Перевести 9 в двоичную систему счисления

 

Для второго участника пары:

Переведи числа из десятичной системы счисления в двоичную и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.

А) Перевести 12 в двоичную систему счисления

Б) Перевести 15 в двоичную систему счисления

Приложение №3

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Работая в парах выполняйте следующие правила:

При разговоре смотри на собеседника

Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

В случае затруднения задай вопрос собеседнику.

Первые два числа переводит первый участник с объяснением для второго, в случае затруднения второй участник помогает осуществлять перевод второму

Для первого участника пары:

Переведи числа из двоичную системы в десятичную систему счисления и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.

А) Перевести 101 в десятичную систему счисления

Б) Перевести 1000 в десятичную систему счисления

 

Для второго участника пары:

Переведи числа из двоичную системы в десятичную систему счисления и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.

А) Перевести 1011 в десятичную систему счисления

Б) Перевести 1110 в десятичную систему счисления

Приложение № 4

Самостоятельная работа по теме: «Двоичная система счисления».

 

За верное выполнение каждого задания обязательной части выставляется по два балла, если у вас останется время, то вы приступаете к выполнению дополнительных заданий, которые оцениваются по 3 балла. Задания необходимо выполнять в тетрадях.

1) Выполните перевод из десятичной системы счисления в двоичную:

Обязательная часть:

А) 7;

Б) 11;

Дополнительные задания:

В) (5+3)2

Г) t1570897984aa.gif+t1570897984ab.gif

2) Выполните перевод из двоичной системы счисления в десятичную:

Обязательная часть:

А) 101

Б) 110

Дополнительные задания:

В) (10010)2

Г) 101111 - 11001

 

 

Критерии оценок:

5 балов – всё верно

4 балла – 1 ошибка

3 балла – 2 ошибки

2 балла - 3 ошибки

0 баллов – не справился с заданием

2 балла за каждое дополнительное задание

Приложение № 5

Презентация к уроку

Слайд №1Слайд №2

t1570897984ac.png t1570897984ad.png

Слайд №3Слайд №4

t1570897984ae.png t1570897984af.gif

 

Слайд № 5 Слайд №6

t1570897984ag.gift1570897984ah.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.