Конспект урока по теме: «Двоичная система счисления» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Учитель: Рудопысов А.А.
Предмет |
Информатика и ИКТ |
Класс |
8 |
Тема урока |
Двоичная система счисления |
Урок в теме |
1 |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Учебник |
Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова-М.Бином. Лаборатория знаний, 2017 г. |
Программа |
Информатика. Программы по информатике для основной школы 7-9 классы. И.Г. Семакин, М. С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал. |
Технологии |
Элементы проблемного, развивающего обучения, ИКТ- технология. |
Методы |
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, практический, частично-поисковый. |
Цель урока |
Сформировать навыки перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно. |
Основные понятия |
Система счисления, алфавит и основание системы счисления. |
Формы работы |
Работа в парах, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результата, самостоятельная работа с дифференцированными заданиями, фронтальная работа. |
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
о существовании различных систем счисления;
алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;
понятие алфавита системы счисления;
развёрнутую форму записи числа.
Уметь:
переводить из двоичной системы счисления, в десятичную;
переводить из десятичной системы счисления, в двоичную;
записывать число в развёрнутом виде.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
умение планировать работу в паре;
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
умение сотрудничать в группе над поставленной проблемой;
умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата;
уважительное отношение к собеседнику.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
работа с информацией;
использование знаково-символических средств, общих схем решения задач;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
организация личного информационного пространства;
готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности;
формирование интереса к предмету, стремление использовать полученные знания на других уроках и в жизни;
умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
формирование коммуникативной компетентности.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
|
Организацион-ный момент
|
Приветствует обучающихся. Мотивирует класс к активной деятельности на уроке. Проверяет готовность к учебному занятию.
Знакомит с оценочным листом и критериями оценок за урок.
|
Приветствуют учителя. Готовятся к занятию.
Знакомятся с оценочным листом и критериями оценок за урок. |
Организация личного пространства. |
|
Актуализация знаний |
Даёт пояснение по заполнению оценочного листа (приложение № 1).
Проводит повторение и систематизацию ранее изученного материала в форме игры «Верно-неверно».
- Верно ли, что человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств (назовите их)? - Верно ли, что память компьютера делится на внутреннюю и внешнюю? -Верно ли, что в одном байте памяти содержится 10 бит? - Верно ли, что в памяти компьютера возможно хранение только текстовой и графической информации? - Верно ли, что информация в компьютере закодирована по определённому алгоритму?
|
Получают разъяснения по заполнению оценочного листа.
Отвечают на вопросы, выставляют баллы за правильные ответы в оценочный лист. |
Повторение ранее изученного учебного материала, подготовка к изучению новых знаний
|
3 |
Мотивация учебной деятельности |
Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает послушать стихотворение и решить задачу:
Ей было 1100 лет, Когда пыля десятком ног,
- Что необычного вы услышали? - На самом деле в стихотворении нет ошибки, в нём всё записано верно.
- В ходе сегодняшнего урока вы научитесь понимать содержание этого стихотворения.
|
Анализируют задачу. Предлагают свои варианты решения задачи, высказывают собственные мнения. Вспоминают, что они уже умеют и знают по данной теме. При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения. Внутреннее осознание потребности открытия новых знаний и умений. Анализируют свои попытки выполнить задание, проговаривают вслух свои действия.
|
Мотивация к изучению нового учебного материала, через создание проблемной ситуации.
|
4 |
Формулировка темы и целей урока |
Ведёт диалог. - Как вы думаете, как будет звучать тема урока? - Посмотрите внимательно, какие цифры используются для записи этих чисел (два числа 0 и 1). - Сколько цифр используется?
Вместе с обучающимися формулирует тему урока и предлагает записать её в тетради.
- Как называется система счисления, в которой вы работаете на уроках математики, и вообще в жизни производите с её помощью расчёты? - Вы умеете переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот?
- Теперь, исходя из того что вам необходимо узнать, сформулируем цель урока. |
Участвуют в диалоге
Высказывают предположение, что это двоичная система счисления.
Формулируют тему урока. Записывают тему в тетради.
Называют десятичную систему счисления. Отвечают на вопросы, делают вывод, что для этого им недостаточно знаний полученных раннее.
Формулируют цель урока. - Нам необходимо знать алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
|
Определение темы урока и постановка целей. |
5 |
Первичное усвоение новых знаний и способов действий |
Объясняет новый учебный материал.
Даёт задание записать в тетрадь определение алфавита системы счисления. Задаёт вопросы. - Чему равен алфавит двоичной системы счисления? Даёт задание записать в тетрадь определение основания системы счисления. - Чему равно основание двоичной системы счисления? - Двоичная система счисления – это система счисления, в которой работает компьютер, поэтому нам с вами важно знать, по какому алгоритму осуществляется перевод в двоичную систему счисления и обратно. - Где ещё возможно применение двоичной системы счисления? - Как вы думаете, каким образом можно осуществить перевод из десятичной системы счисления в двоичную? Корректирует предложенные варианты и знакомит с алгоритмом перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную. На экране демонстрируется алгоритм перевода (слайд № 1). Даёт задание записать алгоритм перевода.
|
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь определение алфавита системы счисления.
Записывают в тетрадь определение основания системы счисления.
Приводят примеры из жизни.
Обучающиеся предлагают свои способы перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную. Совместно с учителем составляют алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.
Записывают в тетрадь алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную. |
Усвоение алгоритма перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную. |
6 |
Первичная проверка понимания |
Выявляет затруднения, даёт разъяснения. - Понятен ли вам алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную? - Какие появились вопросы?
Организует работу в парах, даёт задание по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную(приложение № 2). На экране и на партах алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную(слайд № 1).
Даёт задание проверить ответы и занести баллы в оценочный лист. |
Задают возникшие вопросы, по ходу выполнения алгоритма. Слушают разъяснения учителя.
Выполняют задания в парах. Производят математические расчёты.
Проводят взаимопроверку по правильным ответам и взаимооценивание по критериям на экране (слайд № 2). Заносят баллы в оценочный лист.
|
Формирование навыков перевода из десятичной системы счисления в двоичную.
Формирование навыков взаимопроверки и взаимооценивания. |
7 |
Первичное усвоение новых знаний и способов действий. |
Продолжает объяснение нового учебного материала. Задаёт вопросы. - Как осуществить перевод из двоичной системы счисления в десятичную?
Корректирует предложенные варианты и знакомит с алгоритмом перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную. |
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы.
Предлагают свои способы перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Совместно с учителем составляют алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную.
|
Усвоение алгоритма перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную. |
8 |
Первичная проверка понимания |
Выявляет затруднения, даёт разъяснения. - Понятен ли вам алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную? - Какие появились вопросы?
Организует работу в парах, даёт задание перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную (приложение № 3).
Вызывает к доске ученика для того, чтобы он разгадал загадку в стихотворении, сформулированногов начале урока. |
Задают возникшие вопросы, по ходу выполнения алгоритма. Слушают разъяснения учителя.
Выполняют задания в парах. Производят математические расчёты. Проводят взаимопроверку по правильным ответам и взаимооценивание по критериям на экране (слайд № 3). Заносят баллы в оценочный лист.
Проверяют правильность решения с ответом на доскеи экране компьютера (слайд № 4). |
Формирование навыков перевода из двоичной системы счисления в десятичную. Формирование навыков взаимопроверки и взаимооценивания.
Решение проблемной ситуации |
9 |
Контроль за результатами учебной деятельности |
Организует самостоятельную работу с дифференцированными заданиями. (приложение № 4).
Даёт задание проверить ответы и занести баллы в оценочный лист. |
Выполняют самостоятельную работу с дифференцированными заданиями.
Проверяют ответы с эталоном на экране(слайд № 5). Самооценка, заполнение оценочных листов. |
Проверка усвоения новых знаний.
|
10 |
Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. |
Подводит итог урока, предлагает проанализировать выполнение заданий на уроке. Выявляет возникшие затруднения. Предлагает заполнить оценочные листы (приложение № 1). - Сегодня на уроке вы изучили систему счисления, которая необычна для вас и которой вы ранее не пользовались. - Изучая информатику вы ещё не раз будете сталкиваться с двоичной системой счисления, кроме того в дальнейшем мы с вами будем учиться переводить не только целые числа, но и дробные, будем учиться складывать и умножать числа в различных системах счисления, особое внимание уделим восьмеричной и шестнадцатеричной системам счисления. Заканчивает урок стихотворением (слайд № 6) Благодарит за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы. Соотносят цели, поставленные на уроке с результатами своей деятельности.
|
Рефлексия. Осознание качества и уровня усвоения темы. Соотношение результата своей деятельности с целью и его оценка. Определение степени успешности своей работы исходя из имеющихся критериев. Мотивация на изучение информатики в дальнейшем. |
Приложение № 1
Оценочный лист
ученика _________________________________
Вид деятельности |
Балл |
|
Верно-неверно |
|
|
Парная работа №1 |
|
|
Парная работа №2 |
|
|
Самостоятельная работа |
Обязательная часть |
|
Дополнительные задания |
|
|
Задача |
|
|
Итого |
|
Критерии оценки:
Оценка 5 – 13 – 16 баллов
Оценка 4 – 9 - 12 баллов
Оценка 3 – менее 8 баллов
Дополнительная оценка – если выполнены дополнительные задания
Закончите фразы
На уроке я узнал, что ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я быстро справился с заданием, потому что _______________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне больше понравилось________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Меня заинтересовало ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне бы хотелось узнать ещё больше о ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение № 2
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Работая в парах выполняйте следующие правила:
При разговоре смотри на собеседника
Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
В случае затруднения задай вопрос собеседнику.
Первые два числа переводит первый участник с объяснением для второго, в случае затруднения второй участник помогает осуществлять перевод второму
Для первого участника пары:
Переведи числа из десятичной системы счисления в двоичную и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.
А) Перевести 7 в двоичную систему счисления
Б) Перевести 9 в двоичную систему счисления
Для второго участника пары:
Переведи числа из десятичной системы счисления в двоичную и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.
А) Перевести 12 в двоичную систему счисления
Б) Перевести 15 в двоичную систему счисления
Приложение №3
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Работая в парах выполняйте следующие правила:
При разговоре смотри на собеседника
Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
В случае затруднения задай вопрос собеседнику.
Первые два числа переводит первый участник с объяснением для второго, в случае затруднения второй участник помогает осуществлять перевод второму
Для первого участника пары:
Переведи числа из двоичную системы в десятичную систему счисления и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.
А) Перевести 101 в десятичную систему счисления
Б) Перевести 1000 в десятичную систему счисления
Для второго участника пары:
Переведи числа из двоичную системы в десятичную систему счисления и объясни однокласснику каждый шаг своих действий.
А) Перевести 1011 в десятичную систему счисления
Б) Перевести 1110 в десятичную систему счисления
Приложение № 4
Самостоятельная работа по теме: «Двоичная система счисления».
За верное выполнение каждого задания обязательной части выставляется по два балла, если у вас останется время, то вы приступаете к выполнению дополнительных заданий, которые оцениваются по 3 балла. Задания необходимо выполнять в тетрадях.
1) Выполните перевод из десятичной системы счисления в двоичную:
Обязательная часть:
А) 7;
Б) 11;
Дополнительные задания:
В) (5+3)2
Г) +
2) Выполните перевод из двоичной системы счисления в десятичную:
Обязательная часть:
А) 101
Б) 110
Дополнительные задания:
В) (10010)2
Г) 101111 - 11001
Критерии оценок:
5 балов – всё верно
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 ошибки
2 балла - 3 ошибки
0 баллов – не справился с заданием
2 балла за каждое дополнительное задание
Приложение № 5
Презентация к уроку
Слайд №1Слайд №2
Слайд №3Слайд №4
Слайд № 5 Слайд №6