Двоичное кодирование чисел в компьютере. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Урок информатики в 10 классе
Дата ________________
Тема: Двоичное кодирование чисел в компьютере. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Цель: сформировать навыки и умения переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления с помощью Калькулятора.
Задачи:
Образовательная: познакомить и научить работать с приложением «Калькулятор»;
Развивающая: развитие креативного мышления, внимания, памяти;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать: технологию использования приложения «Калькулятор» при переводе чисел из одной системы счисления в другую;
Уметь: изменять вид Калькулятора; вводить числа с помощью клавиатуры, мыши; переводить числа из одной системы счисления в другую.
Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-демонстративные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, карточки для самостоятельной работы и д/з.
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык.
Ход урока:
Запись домашнего задания
Слайд 1.
2. Проверь себя::
Слайд 2
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.0
Преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку называется декодирование.
Способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами, называется системой счисления.
Система счисления, в которой значение каждой цифры не зависит от ее положения в записи числа, называется непозиционной системой счисления.
Система счисления, в которой значение каждой цифры изменяется с изменением ее позиции в записи числа, называется позиционной системой счисления.
Римская система счисления является непозиционной системой счисления.
Десятичная система счисления является позиционной системой счисления.
В десятичной системе счисления основание равно десяти.
Позиции цифр в записи числа называют его разряды.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
(
Слайд 3
Оценка работы учащихся у доски)3. Сообщение темы
На уроке мы познакомимся и научимся работать с приложением Калькулятор.
Слайд 4, (Запись темы урока в тетради)
Слайд 5 вывод целей урока.
4. Повторение:
Слайд 6.
Прочитайте стихотворение. Переведите встречающиеся в нем числительные из двоичной системы счисления в десятичную. (1 ученик на интерактивной доске работает, остальные в тетради)
Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в 101-ый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
- Сколько лет было девочке? (1*23+1*22=12 лет)
- В какой она класс ходила? (1*22+1*20=5 класс)
- Сколько книг она носила? (1*22= 4 книги)
- Сколько у нее рук, ног, глаз и ушей было? (1*21=2)
- Сколько ног у щенка? (1*22=4)
Молодцы!
5. Объяснение нового материала. На сегодняшний день вы знаете все алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Такой перевод требует много времени достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить это время и уменьшить трудоемкость? Сегодня мы попытаемся найти ответ.
Слайд 7 Предварительно обратите внимание на слайд. Для обозначения часто используемых систем счисления используются следующие обозначения:
Bin (Binary) Dec (Decimal) Oct (Octal) Hex (Hexadecimal)
Кто дружит с английским языком, тому без труда удастся определить соответствующие с/с данным обозначениям (работа на слайде).
Молоды! С этим разобрались можно идти дальше.
При переводе числа из одной системы счисления в другую используют Калькулятор. При этом необходимо поменять вид Калькулятора с Простого на Программный, для этого выбираем Главное меню (Пуск) – Калькулятор – Вид – Программный (Программист). В отличие от Простого появились дополнительные кнопки. Обратите внимание на кнопки Bin – двоичная с/с, доступны кнопки 0, 1.; Оct – восьмеричная с/с, доступны цифры от 0 до 7; Dec – десятичная с/с, доступны цифры от 0 до 9; Hex – шестнадцатеричная с/с. Доступны цифры от 0 до 9 и буквы от A до F. Ввод цифр производится двумя способами: ЩЛ мышки на Калькуляторе и с помощью клавиатуры.
В тетради: Выполните вычисления:
10510=11010012 10112+11112=110102 11012*10112=100011112
- Проверку результатов мы проведем с помощью калькулятора.
Слайд 8
Физкульминутка (упражнения для глаз)
Слай 9
6. Практическая работа (в программе Калькулятор)
1)Чему будут равны следующие числа в десятичной системе счисления
1748; 2E16; 100012 ? (12410; 4610; 1710 соответственно) (В тетради)
Слайд 10 (если останется времени 8 минут)
Вычислите: на карточках
11002+10112= 101112
11011012+1012=11100102
10110111012+1110101102=100101100112
Самопроверка по интерактивной доске
7. Итог урока
Итак, сегодня мы с вами учились переводить числа из одной системы счисления в другую с/с, а также выполнять действия над числами с помощью Калькулятора.
Вспомните, какой вид калькулятора для этого необходимо выбрать. (Программный)
Слайд 11
Слайд 12. Рефлексия
Ребята высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я понял(а), что ..
Теперь я могу …
Я научился(ась) …
Меня удивило …
Своей работой на уроке я …
Материал урока мне был …
- Благодарю всех за работу на уроке.
Вычислите: на карточках
11002+10112= ___________________________________
11011012+1012=__________________________________
10110111012+1110101102=_________________________
Самопроверка по интерактивной доске
7
1000112+1111002=
23478+458=
2A16*FF16=
1012*1102=
11011012*1012=
1112*102=
. Домашнее задание: на карточках