Двоичное кодирование чисел в компьютере. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

0
0
Материал опубликован 27 October в группе

Урок информатики в 10 классе

Дата ________________



Тема: Двоичное кодирование чисел в компьютере. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Цель: сформировать навыки и умения переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления с помощью Калькулятора.

Задачи:

Образовательная: познакомить и научить работать с приложением «Калькулятор»;

Развивающая: развитие креативного мышления, внимания, памяти;

Воспитательная: развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать: технологию использования приложения «Калькулятор» при переводе чисел из одной системы счисления в другую;

Уметь: изменять вид Калькулятора; вводить числа с помощью клавиатуры, мыши; переводить числа из одной системы счисления в другую.

Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-демонстративные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, карточки для самостоятельной работы и д/з.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык.

Ход урока:

Запись домашнего задания

t1730058693aa.gif

Слайд 1.

2. Проверь себя::

Слайд 2

Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.0

Преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку называется декодирование.

Способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами, называется системой счисления.

Система счисления, в которой значение каждой цифры не зависит от ее положения в записи числа, называется непозиционной системой счисления.

Система счисления, в которой значение каждой цифры изменяется с изменением ее позиции в записи числа, называется позиционной системой счисления.

Римская система счисления является непозиционной системой счисления.

Десятичная система счисления является позиционной системой счисления.

В десятичной системе счисления основание равно десяти.

Позиции цифр в записи числа называют его разряды.

В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

(

Слайд 3

Оценка работы учащихся у доски)

t1730058693ab.gif

3. Сообщение темы

На уроке мы познакомимся и научимся работать с приложением Калькулятор.

Слайд 4, (Запись темы урока в тетради)

Слайд 5 вывод целей урока.

4. Повторение:

Слайд 6.

Прочитайте стихотворение. Переведите встречающиеся в нем числительные из двоичной системы счисления в десятичную. (1 ученик на интерактивной доске работает, остальные в тетради)

Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в 101-ый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

- Сколько лет было девочке? (1*23+1*22=12 лет)

- В какой она класс ходила? (1*22+1*20=5 класс)

- Сколько книг она носила? (1*22= 4 книги)

- Сколько у нее рук, ног, глаз и ушей было? (1*21=2)

- Сколько ног у щенка? (1*22=4)

Молодцы!

5. Объяснение нового материала. На сегодняшний день вы знаете все алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Такой перевод требует много времени достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить это время и уменьшить трудоемкость? Сегодня мы попытаемся найти ответ.

Слайд 7 Предварительно обратите внимание на слайд. Для обозначения часто используемых систем счисления используются следующие обозначения:

Bin (Binary) Dec (Decimal) Oct (Octal) Hex (Hexadecimal)

Кто дружит с английским языком, тому без труда удастся определить соответствующие с/с данным обозначениям (работа на слайде).

Молоды! С этим разобрались можно идти дальше.

При переводе числа из одной системы счисления в другую используют Калькулятор. При этом необходимо поменять вид Калькулятора с Простого на Программный, для этого выбираем Главное меню (Пуск) – Калькулятор – Вид – Программный (Программист). В отличие от Простого появились дополнительные кнопки. Обратите внимание на кнопки Bin – двоичная с/с, доступны кнопки 0, 1.; Оct – восьмеричная с/с, доступны цифры от 0 до 7; Dec – десятичная с/с, доступны цифры от 0 до 9; Hex – шестнадцатеричная с/с. Доступны цифры от 0 до 9 и буквы от A до F. Ввод цифр производится двумя способами: ЩЛ мышки на Калькуляторе и с помощью клавиатуры.

В тетради: Выполните вычисления:

10510=11010012 10112+11112=110102 11012*10112=100011112

- Проверку результатов мы проведем с помощью калькулятора.

Слайд 8

Физкульминутка (упражнения для глаз)

Слай 9

6. Практическая работа (в программе Калькулятор)

1)Чему будут равны следующие числа в десятичной системе счисления

1748; 2E16; 100012 ? (12410; 4610; 1710 соответственно) (В тетради)

Слайд 10 (если останется времени 8 минут)

Вычислите: на карточках

11002+10112= 101112

11011012+1012=11100102

10110111012+1110101102=100101100112

Самопроверка по интерактивной доске

7. Итог урока

Итак, сегодня мы с вами учились переводить числа из одной системы счисления в другую с/с, а также выполнять действия над числами с помощью Калькулятора.

Вспомните, какой вид калькулятора для этого необходимо выбрать. (Программный)


Слайд 11


t1730058693ac.gif




Слайд 12. Рефлексия

Ребята высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял(а), что ..

Теперь я могу …

Я научился(ась) …

Меня удивило …

Своей работой на уроке я …

Материал урока мне был …

- Благодарю всех за работу на уроке.
















Вычислите: на карточках

11002+10112= ___________________________________

11011012+1012=__________________________________

10110111012+1110101102=_________________________

Самопроверка по интерактивной доске





7

1000112+1111002=

23478+458=

2A16*FF16=



1012*1102=

11011012*1012=

1112*102=

. Домашнее задание: на карточках






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации