Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Асташкина Елена Николаевна, высшая категория , МБОУ СОШ с. Кижеватово Бессоновского района Пензенской области
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник (УМК): Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, рисунки деревьев, листики зеленого и красного цвета, оценочный лист.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (1,2 уровень);
анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале(1 уровень)
• познавательными УУД:
- давать определение понятиям (2)
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
У большинства учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Опознают понятия «звук» и «буква», адекватно используют их в речи. Различают звуковое значение букв е, ё, ю, я в различных фонетических позициях. |
2,3 уровень – учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами |
Регулятивные |
Умеют ставить проблемные вопросы, преобразуют практическую задачу в познавательную; планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
1 уровень - целеполагание; 3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий. 3 уровень - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по готовым ответам и вносить необходимые коррективы. |
Познавательные |
Умеют производить логические операции, устанавливать причинно-следственные отношения, читать и создавать схемы. |
1 уровень - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; 2 уровень - создавать схемы для обобщения правила. 1,2 уровень - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Коммуникативные |
Адекватно используют устную и письменную речь для планирования, регуляции своей деятельности, аргументации собственной точки зрения. |
1 уровень – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 1 уровень - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми |
Личностные |
Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы |
1 уровень - устойчивый познавательный интерес 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия 2уровень - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. 1 уровень - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодей-ствия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (5 мин.) |
Обеспечение восприятия, осмысление новой темы. Постановка учебной проблемы. |
1.Частично-исследовательский метод. Беседа. Флешанимация (интерактивная доска) |
Коллективная, индивидуальная, групповая форма |
1.Приветствует учеников. Вспомните свое имя, выделите про себя первый звук и первым присядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, затем у кого с согласного мягкого, потом с согласного твердого. 2. Предлагает в группах обсудить, каким образом Алеша выписал буквы в 2 столбика и объяснить, почему Алеша и Маша выписали буквы по-разному. |
1.Выполнение предлагаемых учителем действий. 2.Обсуждение и объяснение своего мнения. Алеша выписал таким образом: А, и, о, у, ы, э – это гласные буквы, которые обозначают один звук. Е, ё, ю, я – это гласные буквы, которые обозначают два звука. |
Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Ориентировочный этап (3 мин). |
Формулирование темы урока, постановка задач урока. Отслеживание на протяжении урока реализации ожиданий и ликвидирования опасений учащихся. Установление рабочих отношений, доброжелательной психологической атмосферы. |
Метод фиксации ожиданий и опасений учащихся «Осенний сад». Беседа. |
Индивидуальная, коллективная форма |
Предлагает записать тему урока и определить задачи урока: Узнать, в каких позициях гласные буквы е,ё,ю,я обозначают один звук, а когда два звука. Предлагает вспомнить, какие действия будут выполнять учащиеся для достижения хороших результатов (внимательно слушать учителя, друг друга, отвечать на вопросы полными предложениями). Предлагает записать на зеленых листиках свои ожидания, на желтых и красных – свои опасения и приклеить их на рисунки деревьев. Организация обмена мнениями |
Записывают тему урока, формулируют вопрос, на который необходимо ответить на уроке: В каких позициях буквы е,ё,ю, я обозначают один звук, а когда два звука. Записывают на листиках свои ожидания и опасения и приклеивают на рисунки деревьев. Обмен мнениями по информации при работе в группе. |
Регулятивные УУД: - планировать пути достижения цели; Личностные УУД: - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия |
Поисково-исследовательский этап (10 мин). |
Упражнение 310 (учебник). Работа по таблице. Частично-исследовательский метод. Беседа. Устный комментарий. Составление таблицы-схемы в тетради |
Групповая, индивидуальная форма Групповая, индивидуальная, коллективная форма |
Предлагает познакомиться с таблицей и сделать вывод, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, а когда – 1 звук. Предлагает сделать таблицу-схему, отражающую роль букв е,ё,ю,я. Комментируют с классом варианты схем, корректируют ответы. |
Работа по таблице. Обсуждение в группах возможных вариантов ответа. Обсуждение возможных вариантов в группе и презентация схемы на доске. Исправляют ошибки и недочеты в работе. |
Познавательные УУД: - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - создавать схемы для обобщения правила. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. -работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми |
|
Практический этап (15 мин). |
1.Установление осознанности восприятия нового материала на практике, первичное закрепление темы. 2.Контроль усвоения учебной задачи. |
Работа с пословицами (интерактивная доска) Частично-поисковый метод. Самоконтроль по готовым ответам. Самостоятельная работа |
Коллективная Групповая, индивидуальная Индивидуальная |
1.Предлагает вставить пропущенные слова в пословицы и найти слова с двойной ролью гласных из пословиц, записать их по разным позициям в 3 столбика и произвести самоконтроль по готовым ответам. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Поднимаются карточки со словами с безударной гласной в корне. Если в слове есть ошибка, ученики поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. Если ошибки нет в слове, то выполняют круговые движения вокруг туловища. 2. Предлагает выполнить интерактивный тест. произвести самоконтроль с помощью готовых ответов. |
1.Выполняют упражнение 2. Выписывают слова, выполняют самоконтроль по готовым ответам. |
Предметные УУД: - различают звуковое значение букв е, ё, ю, я в различных фонетических позициях. Личностные УУД: - устойчивый познавательный интерес, становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные УУД: - умеют адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. |
Рефлексивно-оценочный этап (12 мин). |
Обобщение по усвоению темы урока, подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке. |
1.Интерактивная схема «Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 или 1 звук» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25cb5f1b-80ab-4061-b94d-78b6fdfd2541/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BPS_003%5D.swf 2. Метод «Осенний сад». |
Индивидуальная |
Предлагает рассказать по схеме о двойной роли букв е ё ю я. Формирование у каждого из учеников собственного отношения к изучаемому материалу. Предлагает прокомментировать осуществление ожиданий и опасений каждого ученика (приложение) Домашнее задание. Для тех, кто усвоил всё о двойной роли гласных и может объяснить это товарищу: составить тест из 5 вопросов. Для тех, кто не уверен в том, что усвоил тему урока – упражнение Выставление оценок: за тест по желанию учащихся выставить в журнал. |
Вывод по теме. Комментируют свои ожидания и опасения. |
Регулятивные УУД: - адекватно самостоятельно оценивать свои работу с помощью метода «Осенний сад». Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные УУД: осуществлять рефлекию своего отношения к содержанию темы. |