Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е,ё,ю,я»
Пояснительная записка к презентации
Андреева Светлана Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Бологовской СОШ
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Двойная роль букв е,ё,ю,я.
Критерии успеха:
- я могу действовать самостоятельно в изучении двойная роль букв е,ё,ю,я;
- я могу оценить свою деятельность и своего товарища;
- я могу обмениваться информацией о двойной роли букв е,ё,ю,я;
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, проектор
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Этапы и время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||
1.Мотивационный этап. 5 мин. |
- Достаньте свои волшебные ручки, сядьте правильно и запишите число, классная работа. - Каждый урок мы узнаём что-то новое и получаем навык «хорошо учиться» Записать ответы на вопросы: - Чего не случится, если я буду писать грамотно? - Чего не случится, если я не буду писать грамотно? - Что случится, если я буду писать грамотно? - Что случится, если я не буду писать грамотно? |
Запись в тетрадь. |
Слайд 2 |
||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. 5 мин. |
Повторение изученного. «Загадочное послание» - Если вы хорошо заучили порядок букв в алфавите, то вам легко будет разгадать это послание.
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь. -Как вы понимаете эту пословицу. Пусть эти слова станут девизом сегодняшнего урока и я надеюсь всей жизни. |
У детей должна получиться пословица: Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Запись в тетрадь. |
Слайд 3
Слайд 4 |
||||||||||||||||||||
3. Постановка учебных целей и задач. |
Прежде чем мы определим тему урока, давайте создадим алгоритм критерий успеха: - я могу действовать самостоятельно в изучении… - я могу оценить свою деятельность и своего товарища… - я могу обмениваться информацией… |
Отвечают хором: «Да!» |
Слайд 5 |
||||||||||||||||||||
4.Выдвижение гипотезы. 5 мин. |
Блиц опрос 1.Фонетика - раздел русского языка, который изучает …
2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему? - Какова будет тема нашего урока? - Чему мы сегодня должны научиться?
|
1.Буквы и звуки. 2. Из звуков. 3. Гласные и согласные. 4. Ударные и безударные. 5. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. 6. Из букв. 7. 33 8. 10 9. ( затрудняются, а могут и вспомнить) |
Слайд 6 |
||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление полученных знаний.
15 мин.
Физкультминутка. 2 мин. |
Самостоятельное изучение начала п.61 стр.141-142 Вывод. – Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
е – [й'э],
Выполнение упр.310 ( по заданию учебника) -Прочитайте задание. - Осмысли задание. - Сформулируй ответ на поставленные вопросы. - Прочитай вывод после упражнения. - Оцени свои ответы. -Почему же про е, ё, ю, я говорят, что они играют двойную роль. Смотрим на алгоритм правила (презентация)
Е, Ё, Ю, Я после согласного
мягкость согласного + Э, О, У, А
Выполнение упр.313 - Сформулируйте определение новых знаний, полученных при выполнении этого упражнения. Знакомство со словарём «Говори правильно» |
Вывод. – Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
е – [й'э],
Выполнение задания. Ответы детей.
Произношение и написание некоторых слов расходится. |
Слайд 7, 8 |
||||||||||||||||||||
6.Рефлексивно-оценочный. 5 мин. |
Задание: Тест ( раздаётся на листках) I вариант Указать слово, в котором буква Ё дает два звука. а) мёл; б) ёжик; в) щётка Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. а) ель; б) если; в) въезд В каком слове звуков меньше, чем букв? а) город; б) скользкий; в) трое Сколько звуков в слове разъяснить? а) 8 б) 9 в) 10 В каком слове стоят рядом 2 гласных звука? а) проехать; б) фиолетовый; в) лает В каком слове есть звук [й]? а) позёмка; б) каёмка; в) осина II вариант Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук. а) якорь; б) светлая; в) мята Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. а) съёмка; б) тёрка; в) приём В каком слове звуков меньше, чем букв? а) пень; б) кружка; в) вьют Сколько звуков в слове объявить? а) 7 б) 8 в) 9 В каком слове стоят рядом 2 гласных звука? а) кроить; б) моет; в) веять В каком слове есть звук [й]? а) рябина; б) вперёд; в) армия - Проверить и оценить свою работу
|
|
Слайд 9 |
||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. |
п.61 упр. 314, а также п.49 -Вспомнить, что такое диалог и знаки препинания при диалоге. |
||||||||||||||||||||||
8.Подведение итогов. |
Рефлексия. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон Записать в тетради .
Самоанализ работы на уроке и анализ учителя. |
Выбирают одно выражение.
Тетради сдают. |
Слайд 10,11 |
Используемая литература:
1.Н.Е.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» Москва «Вако» 2016
2. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов Учебник «Русский язык 5 класс» I часть, Москва «Просвещение» 2015
Интернет ресурсы:
http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1452356641.pptx (презентация, сопровождающая урок)