12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Светлана Борисовна78
Россия, Тверская обл., п.Бологово Андреапольского района
0

"Двойная роль Е, Ё, Ю, Я"



Андреева Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Бологовской СОШ

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Критерии успеха:

- я могу действовать самостоятельно в изучении двойная роль букв е,ё,ю,я;

- я могу оценить свою деятельность и своего товарища;

- я могу обмениваться информацией о двойной роли букв е,ё,ю,я;

Предметные цели урока:

Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, проектор

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Этапы и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

1.Мотивационный этап.

5 мин.

- Достаньте свои волшебные ручки, сядьте правильно и запишите число, классная работа.

- Каждый урок мы узнаём что-то новое и получаем навык «хорошо учиться»

 Записать ответы на вопросы:

- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

- Что случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?


 


 

Запись в тетрадь.

Слайд 2

2.Актуализация знаний.

5 мин.

Повторение изученного. «Загадочное послание»

- Если вы хорошо заучили порядок букв в алфавите, то вам легко будет разгадать это послание.

З - ть

К - о

Ц - бу

Ъ - жи

Ф - дно

У - тру

Н -де

Г - тру

П - нь

Я - знь

А - ко

Ё - учи

Э - всю

Р - то

Щ - дет

Л - дин

С - му

Д - дно

Б - му

Й - ся

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

-Как вы понимаете эту пословицу. Пусть эти слова станут девизом сегодняшнего урока и я надеюсь всей жизни.

У детей должна получиться пословица:

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.


 


 

Запись в тетрадь.

Слайд 3


 


 

Слайд 4

3. Постановка учебных целей и задач.

Прежде чем мы определим тему урока, давайте создадим алгоритм критерий успеха:

- я могу действовать самостоятельно в изучении…

- я могу оценить свою деятельность и своего товарища…

- я могу обмениваться информацией…

Отвечают хором: «Да!»

Слайд 5

4.Выдвижение гипотезы.

5 мин.

Блиц опрос

1.Фонетика - раздел русского языка, который изучает …

2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
3. Звуки делятся на …
4. Гласные бывают …
5. На какие звуки делятся согласные?
6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?
7. Сколько букв в русском алфавите?
8. Сколько гласных букв в русском языке?
9. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?
 - Какой  вопрос возникает?

- Какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?


 


 

1.Буквы и звуки.

2. Из звуков.

3. Гласные и согласные.

4. Ударные и безударные.

5. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

6. Из букв.

7. 33

8. 10

9. ( затрудняются, а могут и вспомнить)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 6

5.Первичное закрепление полученных знаний.


 

15 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка.

2 мин.

Самостоятельное изучение начала п.61 стр.141-142

Вывод. – Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]


 

Выполнение упр.310 ( по заданию учебника)

-Прочитайте задание.

- Осмысли задание.

- Сформулируй ответ на поставленные вопросы.

- Прочитай вывод после упражнения.

- Оцени свои ответы.

-Почему же про е, ё, ю, я говорят, что они играют двойную роль.

Смотрим на алгоритм правила (презентация)

 

Е, Ё, Ю, Я после согласного


 


 

мягкость согласного + Э, О, У, А


 


 


 

Выполнение упр.313

- Сформулируйте определение новых знаний, полученных при выполнении этого упражнения.

Знакомство со словарём «Говори правильно»

Вывод. – Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]


 


 

Выполнение задания.

Ответы детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Произношение и написание некоторых слов расходится.

Слайд 7, 8

6.Рефлексивно-оценочный.

5 мин.

Задание: Тест ( раздаётся на листках)

I вариант

Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

- Проверить и оценить свою работу


 


 

Правильные ответы

I вариант

II вариант

1. б) ёжик

1. в) мята

2. б) если

2. в) приём

3. б) скользкий

3. а) пень

4. б) 9

4. а) 7

5. б) фиолетовый

5. а) кроить

6. б) каёмка

6. в) армия

"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.

Слайд 9

7.Домашнее задание.

п.61 упр. 314, а также п.49

-Вспомнить, что такое диалог и знаки препинания при диалоге.

   

8.Подведение итогов.

Рефлексия.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

слышал краем уха,

хлопал ушами,

шевелил мозгами,

считал ворон

Записать в тетради .


 

Самоанализ работы на уроке и анализ учителя.

Выбирают одно выражение.


 


 


 


 

Тетради сдают.

Слайд 10,11




 


 

Используемая литература:

1.Н.Е.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» Москва «Вако» 2016

2. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов Учебник «Русский язык 5 класс» I часть, Москва «Просвещение» 2015

Интернет ресурсы:

http://infourok.ru/prezentaciya_effektivnye_priemy_raboty_na_uroke_v_sisteme_fgos_etapy_motivacii_i_refleksii-536264.htm

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1452356641.pptx (презентация, сопровождающая урок)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.