МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Прямая соединительная линия 1

 

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора

по УВР Романовой О.В.

_____________________

«____»__________2014 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»

КЛАСС: 5

(в рамках обобщение педагогического опыта среди учителей школы и города)


 

ПОДГОТОВИЛА:

ТЮТЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА,

учитель русского языка и литературы

2014

Количество человек: «____» человека

Контингент класса: 5 классы

Дата проведения: «___» декабря 2014 г.

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Предметные цели урока:
• Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
• Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал
Тип урока: урок - рефлексия
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

ХОД УРОКА
 

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

- Встали ровненько, улыбнулись. Здравствуйте, садитесь. Ребята, какой праздник зимой вы больше всего ждёте?

- Новый год – это волшебный праздник, полный чудес и подарков. Давайте создадим волшебную атмосферу своим делом, своей речью и приблизим Новый год, докажем, что вы достойны исполнения желаний, подарков, которых ждёте. Для этого мы должны исправить ошибки в данных нам предложениях, ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, и тогда наши новогодние пожелания исполнятся.
Откройте тетради и запишите число

(СЛАЙД №1)

 

II. Опрос
1. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. (В скобках даны ключи к этому заданию).
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!»
(звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке».
(маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
(коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
(лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(чайки)


 

- Давайте сделаем вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать фонетику.

2. Блиц-опрос.
• Что такое фонетика? (наука, изучающая звуки речи)
• Из чего состоят слова, которые мы слышим? (звуки)
• Звуки делятся на … (гласные и согласные)
• Гласные бывают … (ударные и безударные)
• На какие звуки делятся согласные? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
• Из чего состоят слова, которые мы пишем? (букв)
• Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, Ъ и Ь знак)
• Сколько гласных звуков в русском языке? (6 – а, и, о, у, э, ы)
• А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? ( учащиеся должны сказать, что есть гласные буквы е, ё, ю, я , которые в звуки не входят)

III. Формулирование проблемы.

- А теперь послушайте загадки и определите, о каких буквах идет в них речь,

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась...
(Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква…
(Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква…
(Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква...
(Я)

Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают? Давайте попробуем разгадать её. Произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

- Итак, так почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? Какой вопрос у вас возник?

(Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука). Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают 2 звука)

- Какова будет тема нашего урока?

- Чему мы должны сегодня научиться?

(Ученики должны сформулировать вопрос: «В каких случаях буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают одни звук, а в каких два звука?»)

(Делают вывод: (СЛАЙД № 2 )

Тема урока… (коллективное формулирование темы урока). «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

(Окончательный вариант темы проецируется на интерактивной доске и записывается в тетради)


 

Итак, буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают два звука. Запишите себе их в тетрадь.

(СЛАЙД № 3)

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]

- Но всегда ли? Итак, наша задача: узнать, в каких позициях буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук, а в каких – два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

(СЛАЙД № 4)

Задание. Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, а когда – 2 звука. Приведите свои примеры.

 

блеск

ем

боец

отъезд

иней

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблочко

стоят

обезьяна

Ученики формулируют правило, вырабатывают алгоритм работы, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебниках (стр. ___, параграф___)

- Совпадают ли наши выводы с правилом учебника? А теперь давайте обобщим полученные знания (СЛАЙДЫ № _5, 6_)


 

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили правило.

Обратимся к учебнику. Откройте стр. __, упр. ___

(Ребята работают по алгоритму, проговаривая изученный материал, продумывают, то, что делают, обдумывают и выясняют все ли понятно)

- Молодцы, выполнили правильно. Теперь вы можете применить свои знания на практике.

VII. Физкультминутка.

Учащиеся выполняют физкультминутку стоя.

Учитель произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то топают ногой.

 

Сияние успех
Счастье салют
Вьюга гирлянда
Здоровье память
Хвоя Рождество


 

VIII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.

Учащиеся при работе в группах за правильный ответ получают конфеты. В конце урока они суммируются и выставляются оценки (больше всех – «5», поменьше – «4», у кого наименьшее количество – «3» не ставятся)

Упражнения – загадки.

Учитель произносит загадки, кто первый отгадывает, получает конфету. Учащиеся должны правильно разгадать, записать ответ в тетрадь и определить, сколько букв и звуков в словах.

(Проверка ответов производится после каждой загадки :

(СЛАЙДЫ № 7-20)

- Быстро, быстро завожусь, но не еду, а кружусь. (Юла)

- Колюч, да не ёж (Ёрш)

- Круглое, румяное с дерева достану я, на тарелку положу, «Кушай, мамочка», - скажу. (Яблоко)

- Зелёный поясок в траве затерялся -(Ящерица)

- Ягода черная – да не черника, куст колюч – да не малина (Ежевика)

- Может и разбиться, может и свариться, если хочешь в птицу может превратиться (Яйцо)

- Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

- Что общего в отгадках?

(Буквы Е, Ё, Ю. Я стоят в начале слова, значит обозначают 2 звука)


 


 

2) На интерактивной доске проецируется стихотворение

(СЛАЙД № 21)

Задание. найти в стихотворении слова на правило «Двойная роль букв Е,, Ё, Ю, Я» и определить, сколько в них букв и звуков.

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом. (В. Осеева)

IX.Формирование применения умений и навыков

Игра “Дай сигнал
Описание: учащиеся хлопком в ладоши “сигналят”, если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука. По очереди называются слова:


Снегурочка, яркость, вьюги, декабрь, метель, веселье, санки, лед, юрта, снегирь, знания, намело, январь, гирлянда, ёлочка, чудо

2. Игра « Назови животных» (СЛАЙДЫ № 22, 23, 24)
Вспомните и запишите названия животных и прокомментируйте роль букв е, ё, ю,я в этих словах. (Ученики поочередно по группам называют своживотных и комментируют в какой позиции стоят буквы е, ё, ю, я)

3. Игра « Третий лишний».

(СЛАЙД №25)

Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним? (Устные ответы)
Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть.
Юля, юрта, каюта, жюри.
Салют, брошюра, земля, ягода.

4. Каждой группе раздается карточка со словом.

Задание. Запишите и охарактеризуйте, сколько в слове букв и звуков.

ЕЛЬ(3б-3зв), МЕСЯЦ(5б-5зв), ТАЕШЬ(5б-5зв), СНЕЖИНКА(8б-8зв), ЯКУТ(4б-5зв), ЛЕТАЕТ(6б-7зв)

 

5. Тест. Работа в тетрадях.

(СЛАЙД №__26__)
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) у; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти


Правильные ответы (СЛАЙД №27)
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень )
5. в) 11
6. б) каёмка
Обменяйтесь тетрадями .Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».

«5» - 6 балл.
«4» - 5 балл.
«3» - 3 - 4 балл.

- Давайте посчитаем, сколько у каждой из конфеток. И оценим наши результаты.

X.Рефлексия. Домашнее задание.

- Чему был посвящен урок?

- Когда буквы Е,Ё,Ю, Я обозначаю 2 звука? Когда один?

-Какие затруднения вы испытали?

Что нам помогло их преодолеть? (умение различать позиции, в которых эти буквы обозначают 2 звука)

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

(СЛАЙД №28)

?

Узнал, что буквы, Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буква е,ё, ю, я обозначают 2 звука, остался вопрос по теме. Поставлю знак вопроса.

!

Научился различать позиции, в которых буквы е,ё, ю, я обозначают 2 звука.

Я скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!

Научился различать позиции, в которых буквы е,ё, ю, я обозначают 1 и 2 звука, я могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


 

Запишите д/з.

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет нам преодолеть трудности.

1. Кто из диагностической карты выбрал ? знак, выполните упр.__из параграфа __ на стр. ___

2. Кто выбрал восклицательный знак, выполните упр. ___ на стр.___

3.Кто считает, что понял тему хорошо и способен объяснить ее товарищу составьте 5-6 тестов с выбором ответа по теме урока.

- А теперь оцените, понравился ли вам урок? Напоминаю, красный – нет, синий – нейтрально, а зеленый - понравился.

- Молодцы, ребята, Вы очень хорошо работали, справились со всеми заданиями. и доказали, что ваши желания достойны исполнения. Я думаю, что Новый год принесет вам много приятных сюрпризов.

Благодарю за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.