Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

3
0
Материал опубликован 30 May 2017

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель: познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я.

Задачи: продолжить формирования навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов; формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях ; воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам; внимательное отношение к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, письменный самоконтроль.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

Здравствуйте! Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы полетим с вами в страну, в которой вы точно никогда не были. Вы готовы отправиться в путешествие? Ну, тогда полетели?

Учитель: Ребята, посмотрите, мы пролетаем над страной, где живут словосочетания и предложения? Как называется эта страна? (Синтаксис)

Теперь мы пролетаем над страной под названием морфология. Кто в этой стране проживает? (Части речи) Посмотрите, нам машут знаки препинания. В какой стране они проживают? (Пунктуация) Мы летим с вами над морфемами, где живут они? (Морфемика).

Приземляемся! Нас с вами встречают звуки. Куда мы прилетели? (Фонетика)

Ребята, а какие звуки живут в этой стране? (Гласные и согласные)

Скажите, сколько букв в русском алфавите? (33) Согласных – 21, гласных – 10. А звуков? ( Согласных 37, гласных всего 6). Почему так?

Ребята, мы с вами сегодня будем говорить только об этих буквах.

Отгадайте загадки:

1. На дворе - такая жалость!

- Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

2. Буква Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

3. Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась ……буква Ю.

4. Восхваляет лишь себя

Забияка буква ….Я.

Ребята, о каких буквах мы с вами будем сегодня говорить? (Е, Ё, Ю, Я)

Запишем число в тетрадях и тему урока.

Формулировка цели и задач урока.

Любую работу необходимо спланировать. Ребята, для чего мы с вами поехали путешествовать в страну ФОНЕТИКА? Сформулировать цель урока нам поможет игра «Верю – не верю».

Буквы Е, Ё , Ю, Я являются согласными? (Нет)

Буквы Е, Ё , Ю , Я могут обозначать как 1 звук, так и 2? (Да)

Бывают ли звуки Е, Ё, Ю, Я ? (Нет)

Ученики: - повторить сведения о буквах Е, Ё , Ю, Я;

- узнать, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю , Я дают 1 звук, а в какой 2;

Ребята, в конце урока вы должны будете поставить оценку себе и своему соседу по парте, затем вас оценит учитель, и мы выведем итоговую оценку за урок.

На доске написаны слова:

1 столбик: Мел, люк, лёд, гирлянда.

2 столбик: Ель, ёлка, яма, юла

3 столбик: Боец, поёт, каюта, заяц.

4 столбик: Подъезд, съёмка, вьюга, объяснить.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова, что объединяет эти слова в каждом столбике?

4 человека делают фонетический разбор слов из каждого столбца.

Делаем вывод: буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук, когда стоят после мягкого согласного, а два звука, когда стоят в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь знаков.

Составьте предложения, соответствующие схемам, используя слова с буквами Е, Ё, Ю, Я.

1) [ ], а [ ].

2) А: «П»!

3) [О,…]?

4) [О, О, О].

5) [ ], (что…)

Физминутка.

Работа в группах.

1-я группа: Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Из слова лен – цифру,

Из слова лей – название дерева,

Из слова шей – просьбу,

Из слова лед – материал для крыши,

Из слова шел – неправду.

2-я группа: Прочитайте транскрипцию и составьте с этими словами словосочетания. [с’эл] и [сй’эл] – вариант 1.

[пал’от] - [пал’й’от] – вариант 2.

3-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ

4-ая группа: Написать имена, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

5-ая группа: если вы хорошо знаете алфавит, расшифруйте ребус

У - жи

Ь - но

Е - та

О - те

Й - ва

Ъ - уж

А - ре

Л - й

В - бя

Х - ть

Ё - да

Ч - др

Работа с учебником. Упражнение № 313. Прочитайте слова, помещенные в рамке. Подумайте, что объединяет эти слова?

Ответы учеников: Буква Е в них не смягчает предшествующий согласный звук.

Учитель: Все эти слова заимствованные, их можно найти в словарях иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, а слова свитер и теннис - из английского. Составьте с одним из этих слов простое предложение.

Распределительный диктант. Записать в тетради. Распределите слова в 2 столбика:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

Тестирование. 3 минуты

Учитель: Теперь выполним тестовые задания.

Продолжите фразу. В слове ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ:

А) количество букв и звуков совпадает;

В) букв больше чем звуков;

С) звуков больше чем букв;

2. В слове ЕЛЬ:

А) 2 звука;

В) 3 звука;

С) 4 звука;

3. Слово СНЕГИРЬ имеет:

А) 2 мягких парных согласных;

В) 3 мягких парных согласных;

С) 4 мягких парных согласных;

4. В слове РАСТАЯЛ:

А) 3 согласных звука;

В) 4 согласных звука;

С) 5 согласных звуков;

5. Слово ЗВЕНЬЯ имеет:

А) 3 звонких согласных звуков;

В) 4 звонких согласных звуков;

С) 5 звонких согласных звуков.

Ученики:

В;

В;

В;

С;

В.

Ребята, сколько букв в алфавите? 33, а звуков? Согласных – 37, а гласных – 6. Итого 43 звука.

Рефлексия.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

слышал краем уха,

хлопал ушами,

шевелил мозгами,

считал ворон

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.