Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Цель: познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я.
Задачи: продолжить формирования навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов; формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях ; воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам; внимательное отношение к языковым явлениям.
Тип урока: комбинированный
Методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, письменный самоконтроль.
Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока:
– Здравствуйте! Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы полетим с вами в страну, в которой вы точно никогда не были. Вы готовы отправиться в путешествие? Ну, тогда полетели?
Учитель: Ребята, посмотрите, мы пролетаем над страной, где живут словосочетания и предложения? Как называется эта страна? (Синтаксис)
Теперь мы пролетаем над страной под названием морфология. Кто в этой стране проживает? (Части речи) Посмотрите, нам машут знаки препинания. В какой стране они проживают? (Пунктуация) Мы летим с вами над морфемами, где живут они? (Морфемика).
Приземляемся! Нас с вами встречают звуки. Куда мы прилетели? (Фонетика)
Ребята, а какие звуки живут в этой стране? (Гласные и согласные)
Скажите, сколько букв в русском алфавите? (33) Согласных – 21, гласных – 10. А звуков? ( Согласных 37, гласных всего 6). Почему так?
Ребята, мы с вами сегодня будем говорить только об этих буквах.
Отгадайте загадки:
1. На дворе - такая жалость!
- Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.
2. Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
3. Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.
4. Восхваляет лишь себя
Забияка буква ….Я.
Ребята, о каких буквах мы с вами будем сегодня говорить? (Е, Ё, Ю, Я)
Запишем число в тетрадях и тему урока.
Формулировка цели и задач урока.
Любую работу необходимо спланировать. Ребята, для чего мы с вами поехали путешествовать в страну ФОНЕТИКА? Сформулировать цель урока нам поможет игра «Верю – не верю».
Буквы Е, Ё , Ю, Я являются согласными? (Нет)
Буквы Е, Ё , Ю , Я могут обозначать как 1 звук, так и 2? (Да)
Бывают ли звуки Е, Ё, Ю, Я ? (Нет)
Ученики: - повторить сведения о буквах Е, Ё , Ю, Я;
- узнать, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю , Я дают 1 звук, а в какой 2;
Ребята, в конце урока вы должны будете поставить оценку себе и своему соседу по парте, затем вас оценит учитель, и мы выведем итоговую оценку за урок.
На доске написаны слова:
1 столбик: Мел, люк, лёд, гирлянда.
2 столбик: Ель, ёлка, яма, юла
3 столбик: Боец, поёт, каюта, заяц.
4 столбик: Подъезд, съёмка, вьюга, объяснить.
Ребята, посмотрите внимательно на эти слова, что объединяет эти слова в каждом столбике?
4 человека делают фонетический разбор слов из каждого столбца.
Делаем вывод: буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук, когда стоят после мягкого согласного, а два звука, когда стоят в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь знаков.
Составьте предложения, соответствующие схемам, используя слова с буквами Е, Ё, Ю, Я.
1) [ ], а [ ].
2) А: «П»!
3) [О,…]?
4) [О, О, О].
5) [ ], (что…)
Физминутка.
Работа в группах.
1-я группа: Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
Из слова лен – цифру,
Из слова лей – название дерева,
Из слова шей – просьбу,
Из слова лед – материал для крыши,
Из слова шел – неправду.
2-я группа: Прочитайте транскрипцию и составьте с этими словами словосочетания. [с’эл] и [сй’эл] – вариант 1.
[пал’от] - [пал’й’от] – вариант 2.
3-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ
4-ая группа: Написать имена, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
5-ая группа: если вы хорошо знаете алфавит, расшифруйте ребус
У - жи |
Ь - но |
Е - та |
О - те |
Й - ва |
Ъ - уж |
А - ре |
Л - й |
В - бя |
Х - ть |
Ё - да |
Ч - др |
Работа с учебником. Упражнение № 313. Прочитайте слова, помещенные в рамке. Подумайте, что объединяет эти слова?
Ответы учеников: Буква Е в них не смягчает предшествующий согласный звук.
Учитель: Все эти слова заимствованные, их можно найти в словарях иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, а слова свитер и теннис - из английского. Составьте с одним из этих слов простое предложение.
Распределительный диктант. Записать в тетради. Распределите слова в 2 столбика:
1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,
2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.
Тестирование. 3 минуты
Учитель: Теперь выполним тестовые задания.
Продолжите фразу. В слове ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ:
А) количество букв и звуков совпадает;
В) букв больше чем звуков;
С) звуков больше чем букв;
2. В слове ЕЛЬ:
В) 3 звука;
С) 4 звука;
3. Слово СНЕГИРЬ имеет:
А) 2 мягких парных согласных;
В) 3 мягких парных согласных;
С) 4 мягких парных согласных;
4. В слове РАСТАЯЛ:
А) 3 согласных звука;
В) 4 согласных звука;
С) 5 согласных звуков;
5. Слово ЗВЕНЬЯ имеет:
А) 3 звонких согласных звуков;
В) 4 звонких согласных звуков;
С) 5 звонких согласных звуков.
Ученики:
В;
В;
В;
С;
В.
Ребята, сколько букв в алфавите? 33, а звуков? Согласных – 37, а гласных – 6. Итого 43 звука.
Рефлексия.
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
слышал краем уха,
хлопал ушами,
шевелил мозгами,
считал ворон