Единицы измерения массы. Замена одних единиц измерения величин другими. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. 4 класс

1
1
Материал опубликован 5 October в группе

Конспект урока математики для 4 класса. Единицы измерения массы



Данная разработка урока направлена ​​на усвоение учащимися знаний единиц измерения массы, их превращение с одной в другую и сравнение.

t1728136948aa.gif



Тема. Единицы измерения массы. Замена одних единиц измерения величин другими. Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

Цель. Формировать умение использовать приобретенные знания для замены одних единиц измерения величин другими. Учить детей решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Познакомить учащихся со старинными единицами измерения массы. Развивать аналитико-синтетические умения, вычислительные навыки. Воспитывать настойчивость, ответственность за проделанную работу.

Оборудование. Презентация, рисунки на доске: яблоко, корзина с яблоками, машина с яблоками, рисунки конфет, карты с задачами, карты-помощники,

Формирование ключевых компетентностей: умение учиться, социальная



Ход урока

I. Организация класса.

Приветствие.

Дети, сегодня урок математики у вас буду проводить я.

(слайд 1)

Раздался уже звонок. (слайд 2) Начинается… (дети хором) урок.

(слайд 3)И чтобы урок был плодотворным, будем:

не просто слушать, а слышать; – (читает 1 ряд)

не просто смотреть, а видеть; – (читает 2 ряд)

не просто отвечать, а рассуждать, – (читает 3 ряд)

дружно и плодотворно работать! – (весь класс хором)

И я бы очень хотела, чтобы на протяжении всего урока мы придерживались этого девиза.

II. Актуализация опорных знаний

Обратите внимание на экран (слайд 4).

САНТИМЕТР МЕТР КИЛОМЕТР КИЛОГРАММ ДЕЦИМЕТР

Какое из этих слов по вашему мнению лишнее? Почему?

Какие еще единицы измерения массы вы знаете? (г, ц, т)

О какой величине мы с вами сегодня поговорим? (массу)

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Каллиграфическая минутка.

Дети, вы только что упомянули единицы измерения массы. А сейчас я предлагаю вам интересную задачу. Я буду читать вам цепочку именованных чисел и называть действия, которые вы должны выполнить. Ваша задача вычислять устно.

10кг + 700г – 5кг + 100г = 5кг 800г

Какое число у вас вышло? Написание этого числа и будет нашей каллиграфической минуткой.

Обратите внимание на то, что единица меры массы пишется высотой на ¾ клетки

Работа с числовыми выражениями в тетради

Дети, скажите, какая единица измерения массы меньше? (г)

А сколько грамм содержится в одном килограмме? (1000г)

Я предлагаю вам выполнить следующее задание, дополнить каждое выражение так, чтобы в результате был 1кг (слайд 5)

(Дети записывают в тетрадь)

А теперь давайте проверим.

780 г + … = 1 кг 400 г + … = 1 кг 999 г + … = 1 кг 990 г + … = 1 кг

Дети, вы молодцы! Легко и быстро справились.

ІІІ. Мотивация начальной деятельности

Устный счет (фронтальная работа)

Скажите, кто из вас любит сладости?

А кто больше всего любит конфеты?

Знаете ли вы, какой вес одной конфеты?

Приблизительный вес одной конфеты 5г.

Каков вес 10 таких конфет? (50г) 100 конфет? (500г), 1000 таких конфет (5000г)

Дети, скажите, можем ли мы последнюю названную величину превратить в другую, большую величину? (да)

5000г = 5кг

Запишите это преобразование в тетрадь.

IV. Объявление темы и цели урока.

Итак, дети, сегодня на уроке мы будем производить преобразование одних единиц измерения массы в другие и решать задачи.

V. Развитие математических знаний и умений.

Работа с рисунками.

Только что вы все мне сказали, что очень любите конфеты. А очень ли они полезны для здоровья? (нет)

А что есть и сладкое, и полезное? (фрукты)

(на доске рисунок яблока, корзина с яблоками, машина с яблоками)

Взгляните на доску. Если нужно узнать массу яблока, какой единицей измерения массы вы воспользуетесь? (грамм)

Если нужно узнать массу корзины таких яблок? (килограмм)

А массу целой машины с яблоками? (тонна или центнер)

Ваши ответы верны. А хорошо ли вы знаете как превратить одни величины измерения массы в другие?

Работа с учебником.

Для того чтобы повторить как это можно сделать, откройте учебники и рассмотрите таблицу на с.53

Работа с задачами на преобразование. (слайд 6)

Поскольку мы сегодня говорим о сладостях. Я предлагаю вам решить следующие задачи (устно)

Кондитерская фабрика "Рокс" для дошкольников изготовила 1т200кг сладостей. Сколько килограммов сладостей изготовила фабрика «Рокс»? (1200кг)

Предприятие «Лакомка» ко дню защиты детей изготовило 1500 кг мороженого. Сколько центнеров мороженого изготовило предприятие «Лакомка»? (15ц)

Для школьных столовых предприятие «Васильковое поле» изготовило 3т8ц молочной продукции. Сколько килограммов молочной продукции изготовило предприятие «Васильковое поле»? (3800кг)

Самостоятельная работа

Молодцы. А сейчас я предлагаю вам небольшое соревнование «Девочки против мальчиков»

Кто быстрее справится с заданием

Будьте внимательны, девочки, выполняют превращение в граммы, мальчики – в центнеры.

Девочки: 7 кг = 7000г, 12кг 60г = 12060г, 7кг 5г = 7005г

Мальчики: 3т 6ц = 36ц, 3800кг = 38ц

Дети хорошо справились с этой задачей и девочки и мальчики. Потому победила дружба.

Зрительная гимнастика

Вы так быстро и хорошо работаете. Наверное, ваши глазки уже устали? Поверните глазки вправо, теперь влево, вверх и вниз. А теперь отыщите развешенные в классе сладкие сюрпризы. Посчитайте, сколько их.

Немного отдохнули?

Работа над задачей (фронтально)

Обратите внимание на экран. Прочтите задачу (слайд 7)

Задача

Из 25 кг зерна получают 12 кг муки. Сколько килограммов муки получат из 150 кг зерна?

Знаете ли вы, к какому типу задач она принадлежит? (Задачи на нахождение четвертого пропорционального)

Если кто-нибудь из вас считает, что может самостоятельно справиться с задачей, работает самостоятельно. И решение запишите выражением.

Обращение к другой части класса:

Дети, можете ли вы сразу ответить на вопрос данной задачи?

Давайте поработаем вместе. Что означат эти данные? (учитель показывает карточки, прикрепляет их на доску).

25 кг – масса зерна пшеницы

12 кг – масса муки из 25 кг пшеницы

150 кг – масса зерна, которое нужно смолоть в муку

Что можно узнать, выполнив первое действие (во сколько раз 150 больше 25?

(один ученик записывает на доске)

1) 150 : 25 = 6 (р.) – во столько больше;

А что мы можем узнать, выполнив второе действие? (сколько муки получат из 150 кг зерна)

2) 12 х 6 = 72(кг)

А ответ запишите самостоятельно.

Ответ: 72 кг муки можно получить из 150 кг зерна.

Дети, которые работали самостоятельно, готовы прочитать выражение к задаче 12 х (150 : 25) = 72(кг)

Физкультминутка

Любите ли вы отдыхать?

А какая ваша любимая физкультминутка? («Пчелка»)

Дети, а что же пчелка нам приносит? Вы видите, настолько сладок наш сегодняшний урок?

Староста класса будет вашей ведущей пчелкой.

VI. Закрепление изученного материала.

Немного набрались сил, отдохнули? И пора продолжать наш урок

Работа над задачей

На ваших партах лежат карточки с задачей. Ознакомьтесь с условием.

Желающий ученик прочтет вслух.

Задача

Для изготовления конфет кондитерская фабрика закупила 2ц свежих фруктов. Из них получили 40 кг сухофруктов. Сколько килограммов сухофруктов можно получить из 1т свежих фруктов?

Похожа ли эта задача на предыдущую?

Обратите внимание на данные о массе свежих фруктов в первом предложении? Какая она? (2ц)

А какова масса свежих фруктов в вопросе задачи? (1т)

Можете ли вы сразу приступить к решению? (нет)

Что нужно сделать поначалу? (превращение тонны в центнеры)

1т = 10ц

Детки, чувствующие, что для них эта задача легкая.

Есть ли среди вас такие?

Ваша задача составить подобную задачу и блок-схему к ней.

Остальные детки, решите эту задачу самостоятельно.

Если у кого возникли сложности, у меня есть карточка-помощник.

Кому нужно?

1) 10 : 2 = 5(р.) – во столько больше;

2) 40 х 5 = 200 (кг)

Ответ: 200кг сухофруктов можно получить из 1т свежих фруктов.

Итак, каким было первое действие?

Какое второе действие?

Минутка для любознательных

А сейчас я предлагаю вашему вниманию достаточно интересную информацию. Дети, знаете ли вы, что раньше меры массы назывались совсем по другому? (слайд 8)

Обратите внимание на первые две единицы измерения массы: пуд и фунт.

Какая из этих единиц больше?

Наши предки часто использовали эти названия в пословицах и поговорках. Вот одно из таких. (слайд 9)

А как вы понимаете такую ​​пословицу?

Математический диктант в форме блиц-опроса.

А теперь и проверим, насколько для вас важны знания. Дети, выполняя следующее задание, покажите что вы умнички.

Это будет математический диктант в форме блиц опроса. Я буду ставить перед вами определенную задачу, а вы как можно скорее записываете правильный ответ в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь

Что больше 99кг или 1ц?

Что меньше 11 ц или 11 кг?

Назовите большую величину 7 кг или 800 г?

Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?

Выберете большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?

Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?

Давайте проверим.

Проверка на слайде (слайд 10)

VII. Итог урока

Что вы делали сегодня на уроке?

Нужны ли нам единицы измерения массы? Зачем?

Где вы можете применить полученные сегодня знания?

VIII. Домашнее задание

С.54, №6

Просмотрите эту задачу. Что нужно сделать, выполняя его? (превращение)

Есть ли ко мне вопросы, касающиеся этой задачи?

IX. Оценка учащихся

Очень быстро пролетело время на нашем сладком уроке.

Сегодня вы все старались. (Назвать нескольких детей и оценить их вербально.)

Дети по окончании урока дадите ваши дневники, я поставлю вам оценки за работу на уроке.


Презентация к урокуPPTX / 2.56 Мб

Презентация к урокуPPTX / 2.56 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Конкурсная работа? Нет пояснительной записки. (см.требования к оформлению). И где мультимедийное сопровождение?

6 October