Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Физика 7 класс. Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц».
Презентация к уроку
PPTX / 958.62 Кб
Технологическая карта к уроку
DOCX / 43.13 Кб
Цели: знакомство с понятием «физические величины», способами измерения физических величин при помощи простейших измерительных средств.
Задачи:
а) образовательные ученик должен усвоить:
- понятие физической величины и единиц измерения;
- способы измерения физических величин;
б) развивающие ученик должен уметь:
- переводить кратные единицы в основные;
- определять цену деления и показания измерительных приборов;
в) воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы; развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД):
Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.
Структура урока:
№ |
Этап урока |
Форма деятельности |
Время |
1 |
Организационный момент, целеполагание |
Создание рабочей обстановки Просмотр видеосюжета (Приложение 1) |
3 мин. |
2 |
Проверка домашнего задания |
Тест (Приложение 2) |
8 мин. |
3 |
Актуализация знаний |
Эксперимент |
5 мин |
4 |
Изучение нового материала |
Эвристическая беседа, работа с физ.приборами и дидактическими карточками |
14 мин. |
5 |
Закрепление |
Выполнение задач |
7 мин. |
6 |
Рефлексия, домашнее задание |
Ответы на вопросы |
3 мин. |
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
три стакана с горячей, тёплой и холодной водой для проведения эксперимента,
линейка, секундомер, термометр, мензурка.
индивидуальные дидактические карточки для определения цены деления мензурки и термометра.
Ход урока
1) Организационный момент, целеполагание.
Слайд 1
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со слов Д.И. Менделеева: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания”.
Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет про удава и попытаться понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и назвать тему нашего урока.
Показ видеосюжета (Приложение 1). Выслушиваются ответы учеников.
Слайд 2
Тема урока сегодня: “ Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц.”
2) Проверка домашнего задания: работа по карточкам по материалам предыдущего урока (см. приложение № 2).
Ответы на вопросы к § 1:
1. Физика – это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т.д
Ответы на вопросы к § 2:
1. Каждый существующий в природе предмет (тело). 2. Вещество – материя, из которой состоят физические тела. Физические тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород.
3. Рис.3. Статуя слона и кусочек пластилина – разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры.
Ответы на вопросы к § 3:
1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов.
2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов.
3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правильные выводы.
3) Актуализация знаний.
Проведём эксперимент. Вызывается к доске ученик.
Учитель. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода (соответственно стакан № 1, № 2 и №3). Опустите один палец левой руки в стакан № 1 (в горячую воду), немного подержите, и опустите в стакан № 2 (в тёплую). Какой кажется вам вода в стакане № 2. (Ответ. Тёплая вода покажется нам холодной.) А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (Ответ. Горячей).
Учитель. В первом случае вода в стакане № 2 кажется вам холодной, а во втором случае – горячей. Но ведь вода не изменилась. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (Возможный ответ: измерить прибором)
Вывод эксперимента: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.
4) Изучение нового материала.
С некоторыми вы уже встречались на уроках математики: длина, масса, площадь, скорость и т.д. Они важны и в науки, и в жизни. Эти величины называются физическими.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
Зачем нужны измерения?
Что такое физическая величина?
Как измерить физическую величину?
Слайд 3
На вопрос «Зачем нужны измерения?» мы уже ответили в процессе обсуждения эксперимента.
Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.
Слайд 4
Учитель. Ответим на вопрос: Что такое физическая величина?
Физическая величина – это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например:
m – масса, t – время, l - длина.
Слайд 5
Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например, на обёртке шоколадки написано: “Масса 100 г”. Масса – это.. (физическая величина), 100 – это…(числовое значение), г - грамм – это… (единица измерения)
Слайд 6
А теперь попробуйте сами:
Моя масса 42 кг. Масса – это.. (физическая величина), 42 – это…(числовое значение), кг - килограмм – это… (единица измерения)
Мой рост – 158 см. Рост (длина) – это… ( физическая величина), 158 – это.., ( числовое значение), см – это..(единица измерения )
Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений.
Учитель. Как измерить физическую величину? Давайте ответим на вопрос: «Что значит измерять?». Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Слайд 7
Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов.
В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых
букв слов «система интернациональная»).
Слайд 8
В качестве основных единиц были выбраны следующие:
метр - единица длины,
килограмм - единица массы,
секунда - единица времени,
кельвин - единица температуры,
ампер - единица силы тока,
кандела - единица силы света,
моль - единица количества вещества.
Сегодня же обратим внимание на самые главное, Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физ.величин:
Масса – кг (килограмм), длина – м (метр), время – с (секунда)
Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время?
Слайд 9
Систему СИ называют десятичной. Все однородные величины связаны между собой.
1 килограмм = 1000 (103) г 1 километр = 1000 (103) м
1 миллиграмм = 0,001 г 1 миллиметр = 0,001м (см. приложение 3)
Слайд 10-11
5. Закрепление.
Выполнение упражнений:
1. «Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?
Слайд 12
2. Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.
Слайд 13
3. Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс.
Слайд 14
Теперь выполним следующие задания: ЗЛ № 15-18
6. Рефлексия:
Продолжи предложение:
Теперь я знаю…
И ещё я умею…
Интересно было бы ещё узнать …
Слайд 15
7. Домашнее задание: (Слайд 16). § 4,5 (учебник “Физика 7” Пёрышкин А.В.), упражнение 1, задание 1, ЗЛ № 19-22
Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма.
Литература
1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. – М.:ВАКО, 2012
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.
4. Зайкова Т.В. Измерение физических величин. 7-й класс. http://festival.1september.ru/articles/594136/
5. Видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=8tzmTQIAv28
Горбачёва Марина Юрьевна