Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц» (7 класс)

5
1
Материал опубликован 14 August 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 Физика 7 класс. Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц».


Презентация к уроку
PPTX / 958.62 Кб

Технологическая карта к уроку
DOCX / 43.13 Кб

 

 

 

 

Цели: знакомство с понятием «физические величины», способами измерения физических величин при помощи простейших измерительных средств.

Задачи:

а) образовательные ученик должен усвоить:

- понятие физической величины и единиц измерения;

- способы измерения физических величин;

б) развивающие ученик должен уметь:

- переводить кратные единицы в основные;

- определять цену деления и показания измерительных приборов;

в) воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы; развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД):

Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.

Структура урока:

Этап урока

Форма деятельности

Время

1

Организационный момент, целеполагание

Создание рабочей обстановки

Просмотр видеосюжета (Приложение 1)

3 мин.

2

Проверка домашнего задания

Тест (Приложение 2)

8 мин.

3

Актуализация знаний

Эксперимент

5 мин

4

Изучение  нового материала

Эвристическая беседа, работа с физ.приборами и дидактическими карточками

14 мин.

5

Закрепление

Выполнение задач

7 мин.

6

Рефлексия, домашнее задание

Ответы на вопросы

3 мин.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор;

три стакана с горячей, тёплой и холодной водой для проведения эксперимента,

линейка, секундомер, термометр, мензурка.

индивидуальные дидактические карточки для определения цены деления мензурки и термометра.

Ход урока

1) Организационный момент, целеполагание.

Слайд 1

Учитель. Начать урок мне хотелось бы со слов Д.И. Менделеева: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания”.

Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет про удава и попытаться понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и назвать тему нашего урока.

Показ видеосюжета (Приложение 1). Выслушиваются ответы учеников.

Слайд 2

Тема урока сегодня: “ Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц.

2) Проверка домашнего задания: работа по карточкам по материалам предыдущего урока (см. приложение № 2).

Ответы на вопросы к § 1:

1. Физика – это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т.д

Ответы на вопросы к § 2:

1. Каждый существующий в природе предмет (тело). 2. Вещество – материя, из которой состоят физические тела. Физические тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород.

3. Рис.3. Статуя слона и кусочек пластилина – разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры.

Ответы на вопросы к § 3:

1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов.

2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов.

3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правильные выводы.

3) Актуализация знаний.

Проведём эксперимент. Вызывается к доске ученик.

Учитель. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода (соответственно стакан № 1, № 2 и №3). Опустите один палец левой руки в стакан № 1 (в горячую воду), немного подержите, и опустите в стакан № 2 (в тёплую). Какой кажется вам вода в стакане № 2. (Ответ. Тёплая вода покажется нам холодной.) А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (Ответ. Горячей).

Учитель. В первом случае вода в стакане № 2 кажется вам холодной, а во втором случае – горячей. Но ведь вода не изменилась. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (Возможный ответ: измерить прибором)

Вывод эксперимента: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

4) Изучение нового материала.

С некоторыми вы уже встречались на уроках математики: длина, масса, площадь, скорость и т.д. Они важны и в науки, и в жизни. Эти величины называются физическими.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:

Зачем нужны измерения?

Что такое физическая величина?

Как измерить физическую величину?

Слайд 3

На вопрос «Зачем нужны измерения?» мы уже ответили в процессе обсуждения эксперимента.

Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

Слайд 4

Учитель. Ответим на вопрос: Что такое физическая величина?

Физическая величина – это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например:

m – масса, t – время, l - длина.

Слайд 5

Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например, на обёртке шоколадки написано: “Масса 100 г”. Масса – это.. (физическая величина), 100 – это…(числовое значение), г - грамм – это… (единица измерения)

Слайд 6

А теперь попробуйте сами:

Моя масса 42 кг. Масса – это.. (физическая величина), 42 – это…(числовое значение), кг - килограмм – это… (единица измерения)

Мой рост – 158 см. Рост (длина) – это… ( физическая величина), 158 – это.., ( числовое значение), см – это..(единица измерения )

Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений.

Учитель. Как измерить физическую величину? Давайте ответим на вопрос: «Что значит измерять?». Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Слайд 7

Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов.

В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых
букв слов «система интернациональная»).

Слайд 8

В качестве основных единиц были выбраны следующие:

метр - единица длины,

килограмм - единица массы,

секунда - единица времени,

кельвин - единица температуры,

ампер - единица силы тока,

кандела - единица силы света,

моль - единица количества вещества.

Сегодня же обратим внимание на самые главное, Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физ.величин:

Масса – кг (килограмм), длина – м (метр), время – с (секунда)

Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время? 

Слайд 9

Систему СИ называют десятичной. Все однородные величины связаны между собой.

килограмм = 1000 (103) г 1 километр = 1000 (103) м

миллиграмм = 0,001 г 1 миллиметр = 0,001м (см. приложение 3)

Слайд 10-11

5. Закрепление.

Выполнение упражнений:

1. «Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?

Слайд 12

2. Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.

Слайд 13

3. Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс.

Слайд 14

Теперь выполним следующие задания: ЗЛ № 15-18

6. Рефлексия:

Продолжи предложение:

Теперь я знаю…

И ещё я умею…

Интересно было бы ещё узнать …

Слайд 15

7. Домашнее задание: (Слайд 16). § 4,5 (учебник “Физика 7” Пёрышкин А.В.), упражнение 1, задание 1, ЗЛ № 19-22

Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма.

Литература

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. – М.:ВАКО, 2012

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.

4. Зайкова Т.В. Измерение физических величин. 7-й класс. http://festival.1september.ru/articles/594136/

5. Видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=8tzmTQIAv28

Предварительный просмотр презентации

“Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания”. Д.И.Менделеев Разработчик: Фоминова Елена Владимировна, учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 23 МО Усть-Лабинский район Краснодарского края

Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц.

Зачем нужны измерения? Что такое физическая величина? Как измерить физическую величину?

Зачем нужны измерения? Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

Физическая величина – это количественная (числовая) характеристика тела или вещества.  Физическая величина – это количественная (числовая) характеристика тела или вещества.  Она обозначается буквами латинского алфавита, например: m – масса, t – время, l - длина. Что такое физическая величина?

Масса 100 г Масса - физическая величина 100 – числовое значение г – грамм – единица измерения

«Измерять какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу». «Измерять какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу». Как Измерить физическую величину? Пойми и запомни!

Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов. Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов. В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых букв слов «система интернациональная»). Эталон массы Эталон метра

В качестве основных единиц были выбраны следующие: В качестве основных единиц были выбраны следующие: метр (м) - единица длины, килограмм (кг) - единица массы, секунда (с)- единица времени, кельвин (К)- единица температуры, ампер (А)- единица силы тока, кандела (Ка)- единица силы света, моль (М)- единица количества вещества. Основные единицы Запомни!

Наименование Обозначение Множитель Наименование приставки приставки множителя нано н 10-9=0,000000001 одна миллиардная микро мк 10-6=0,000001 одна миллионная милли м 10-3=0,001 одна тысячная санти с 10-2=0,01 одна сотая деци д 10-1=0,1 одна десятая Кратные единицы

Наименование Обозначение Множитель Наименование приставки приставки множителя дека да 101=10 десять гекто г 102=100 сто кило к 103=1000 тысяча мега М 106= 1 000 000 миллион гига Г 109= 1 000 000 000 миллиард Кратные единицы

«Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе? А ты знаешь?

Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время. Пофантазируем!

Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс. Упражнение

§ 4,5 § 4,5 упражнение 1, задания к §§, ЗЛ № 19-22 Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма. Домашнее задание

Рефлексия Продолжите предложение: Теперь я знаю… И ещё я умею… Интересно было бы ещё узнать …

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу!

2 July 2019