Статья «Единое воспитательное пространство для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразованной деятельности РДШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
«Единое воспитательное пространство для развития
и масштабирования инновационной, проектной,
социально-преобразованной деятельности РДШ»
Автор: Васильцова Л.С., директор МБОУ СОШ №19
8(49234) 92405
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. |
3 |
Цели и задачи.……………………………………………………………...……. |
4 |
Направления деятельности…………………………………………………… |
5 |
Реализация направлений деятельности «Российского движения школьников» в МБОУ СОШ №19……………………………………………………… |
12 |
Заключение ……………………………………………………………………. |
17 |
Список использованных источников и литературы……………………… |
19 |
Приложения………………………………………………………………............. |
20 |
Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность, которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Введение.
РДШ относительно новое направление, которое вводят в каждую школу. Российское движение школьников является важной составляющей системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы. Направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации образовательной организации.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Задачи работы РДШ:
содействие государственным институтам российского общества в разработке и реализации государственной политики, целевых и иных программ и проектов, совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в сфере воспитания подрастающего поколения и формирования личности;
объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения или содействующих формированию личности;
содействие объединению усилий коммерческих и некоммерческих организаций, деловых кругов, отдельных граждан, движимых стремлением внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения и формирование личности;
создание организаций, движений, кружков, детско-юношеских центров и других структур, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности;
сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;
поддержка и развитие детско-юношеских объединений и других структур;
проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад;
создание системы межведомственного взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, научными, образовательными, спортивными и иными учреждениями по вопросам деятельности Организации;
инициирование, разработка и реализация международных, федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, направленных на воспитание подрастающего поколения и формирование личности.
Направления деятельности РДШ
Военно-патриотическое направление.
Работа военно-патриотических кружков и вовлечение в неё детей;
Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
II. Гражданская активность.
Направление «Гражданская активность» включает в себя четыре поднаправления: волонтерство и добровольчество, музеи и краеведение, поисковая деятельность, экология.
Цель - формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей средствами включения в реализацию проектов по направлению «Гражданская активность» Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков.
Включаясь в увлекательную добровольческую деятельность, учащиеся могут:
Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия.
Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.
Стать волонтёром спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней.
Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийского общественного движения "Волонтёры медики".
Присоединиться к движению "Волонтёры Победы" и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Поисковая деятельность - это возможность отправиться в поисковую экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об исторических событиях и судьбах Героев Отечества, присоединиться к одному из отрядов Поискового движения России.
Краеведение, школьные музеи - это проекты развития школьного музея, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны.
Увлекаясь этой работой, учащиеся могут:
Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.
Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции "Я познаю Россию", предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.
Экология — это участие в природоохранной деятельности, организация экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведение научных исследований и реализация социальных проектов.
Включение в деятельность позволяет
создать свой экологический отряд и стать участником масштабного проекта «На старт, эко-отряд!»;
приобрести опыт и знания в эколого-просветительской, природоохранной и естественно-научной сферах;
стать участником настоящей экспедиции;
получить поддержку Всероссийских экологических организаций в реализации своего социального проекта, расширить масштаб деятельности и повысить эффективность реализуемых мероприятий;
внести вклад в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов.
III. Информационно- медийное направление.
Информационно-медийное направление Российского движения школьников реализуется через работу школьных печатных СМИ, школьного радио, групп и аккаунтов в социальных сетях.
Цель - формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей средствами включения в реализацию проектов по информационно-медийному направлению Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Поддержка талантливых юных журналистов;
Создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;
Повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;
Большая детская редакция;
Создание единого медиапространства для школьников;
Проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников;
Проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Юные журналисты, телеведущие и корреспонденты могут попробовать себя в деле работы со СМИ разного уровня — от государственных газет и телеканалов до школьных стенгазет и журналов. Будущие представители сферы интернет-технологий могут проявить себя в деле продвижения молодёжного контента в социальных сетях, создания видеороликов и мультимедиа.
IV. Личностное развитие.
Творческое развитие:
Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;
Поддержка детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;
Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов;
Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;
Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Популяризация ЗОЖ среди школьников:
Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов;
Организация туристических походов и слетов;
Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
Поддержка работы школьных спортивных секций;
Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Популяризация профессий:
Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Популяризация научно-изобретательской деятельности;
Поддержка и развитие детских проектов;
Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
В этом году «Личностное развитие» представлено поднаправлениями «Творчество», «Наука» и «Спорт».
Проекты поднаправления «Творчество»: «Творческая мастерская РДШ»; «Творческая лаборатория РДШ»; онлайн-квизы и акции, приуроченные к значимым датам в сфере культуры; фестиваль театрализованных постановок для начальных классов.
Проекты поднаправления «Наука»: «Гражданская наука»; «Всероссийский турнир трех ученых»; «РДШ — Наука»; «Объясните нормально»; «Научное ориентирование».
Проекты поднаправления «Спорт»: «Спорт рдш.рф» (проект продолжается в формате онлайн-платформы); «Веселые старты»*; «Сила РДШ»*; «Игры отважных»*; «На спорте»*.
* проекты переходят из 2019/2020 учебного года в новый и продолжают реализацию.
Четыре направления деятельности РДШ согласуются с направлениями
программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с программой воспитательной работы класса. Мероприятия РДШ позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в т.ч. базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися.
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения
школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности
Цели и задачи деятельности первичного отделения РДШ
Цель: совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку условия для творческой самореализации, личностного самоопределения, развития индивидуальности, а также развития навыков работы в команде, формирования гражданина обновленного социума
2. Формировать единое воспитательное пространство, обеспечивающее реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения СМиСС, творческих объединений, кружков дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках ФГОС, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
3. Использовать Дни единых действий РДШ как технологии, позволяющие организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
4. Развивать систему методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ, отрабатывать механизмы взаимодействия с другими образовательными организациями.
5. Формировать единую информационную среду первичного отделения РДШ и включиться в единую информационную среду РДШ России для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально преобразовательной деятельности РДШ.
6. Разрабатывать и апробировать мониторинг качества деятельности первичного отделения РДШ.
Деятельность первичного отделения РДШ предполагает взаимодействие с тремя целевыми группами:
обучающимися;
педагогическим сообществом (педагог-организатор, классные
руководители, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги - руководители кружков и секций, педагог библиотекарь, администрация образовательной организации);
родителями обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности;
- самоорганизация на уровне здорового образа жизни;
- развитие системы Российского движения школьников;
- личностный рост участников;
- творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Реализация направлений деятельности
«Российского движения школьников» в МБОУ СОШ №19
Изменения в системе и появление чего-то нового всегда становится пугающим фактором для субъектов этой самой системы. С появлением Российского движения школьников у большинства педагогов, детей и их родителей возникло множество вопросов, ответы на которые пришли только со временем.
Для образовательных учреждений самым главным вопросом стало – с чего начать? Действительно, вопрос не из простых.
Для успешного внедрения деятельности РДШ в систему образования были созданы пилотные площадки, определяемые региональным отделением РДШ, исходя из желания образовательного учреждения в участии в программах Российского движения школьников, мобильности учреждения и наличия педагога, который мог бы реализовать данную деятельность.
Таким образом, в каждом субъекте страны были определены 10 пилотных площадок Российского движения школьников, которые стали первооткрывателями и первопроходцами данной Организации. Одной из пилотных площадок Владимирского регионального отделения стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» города Муром.
В данной школе была сформирована уже устоявшаяся система воспитания, которая с появлением РДШ должна потерпеть значительные изменения. Прежде чем демонстрировать опыт внедрения деятельности РДШ в данном образовательном учреждении, необходимо провести анализ уже имеющейся воспитательной системы.
Воспитательная работа МБОУ СОШ №19 была основана на функционировании отдельных органов, которые в совокупности представляли собой комплексную воспитательную систему.
Важнейшими компонентами воспитательной работы МБОУ СОШ №19 являются Ученический совет школы, Детское общественное объединение «СМиСС» и совет профилактики правонарушений.
Значимое место в воспитательном процессе школы занимает самоуправление.
Высшим выборным лицом ученического самоуправления в школе, представляющий интересы школьников, является Президент школы. Президент имеет право представлять интересы школьников в Совете школы, на Общешкольной ученической конференции, на педагогическом совете, в других общественных объединениях и организациях школы. Президент является главенствующим лицом в школьном самоуправлении и регулирует деятельность органов школьного самоуправления.
Детское общественное объединение «СМиСС» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» является добровольным общественным объединением детей, подростков и взрослых граждан на основе общности интересов для реализации целей, указанных в Уставе. Представителем данного объединения в системе школьного самоуправления является лидер ДОО «СМиСС», который представляет интересы членов объединения на совете заместителей Президента и организовывает работу детского общественного объединения «СМиСС». Руководителем организации является педагог школы.
Сборы членов ДОО «СМиСС» проходят 2 раза в неделю.
Объединение осуществляет следующие виды деятельности:
проводит мероприятия в школе, классах, группах на районном, городском, областном уровнях по программам, развивающим основные виды деятельности «спорт», «учеба», «досуг», «здоровье», «пресса»;
осуществляет самостоятельно работу для достижения целей, предусмотренных Уставом, совместно с окружной общественной организацией «Новая цивилизация» проводит выставки, творческие вечера, сборы, концерты и другие мероприятия;
осуществляет сотрудничество и проводит совместные мероприятия с существующими организациями, общественными объединениями, ОУ, активами учащихся, участвует в реализации комплексных программ МО ДОО «Новая цивилизация»;
привлекает на добровольной основе детей и подростков, не являющихся членами объединения, для участия в мероприятиях и выполнения отдельных поручений.
Помимо ученического самоуправления в организации воспитательного процесса важную роль играет вклад педагогов. Воспитательную работу осуществляет и координирует заместитель директора по воспитательной работе.
Помощь в организации воспитательного процесса оказывают педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, руководители творческих объединений, педагоги-психологи, социальные педагоги.
В существующую модель воспитательной системы с 2016 года включился еще один орган – совет Российского движения школьников. В совокупности всех органов воспитательного процесса школы сложилась положительная картина системы воспитания, что положительно повлияло на эффективность всего общеобразовательного учреждения.
За четыре года функционирования первичного отделения РДШ МБОУ СОШ №19 проделала немалую работу и добилась хорошего результата. Активисты данного первичного отделения являются активными участниками программ муниципального, регионального и Всероссийского уровней. С момента присоединения к деятельности РДШ более 30 активистов образовательного учреждения побывали во Всероссийских детских центрах «Океан», «Орленок», «Артек», «Смена».
Члены первичного отделения РДШ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» стали представителями детских советов Российского движения школьников Владимирской области.
Более 50 активистов стали участниками областных профильных смен Российского движения школьников.
Если рассматривать качественные показатели результативности деятельности РДШ в МБОУ СОШ №19, то, безусловно, здесь также можно увидеть прогресс. Ученики школы стали более вовлеченными во внеурочной деятельности. На территории всей страны у активистов первичного отделения РДШ МБОУ СОШ №19 появились друзья и товарищи, с которыми они поддерживают дружеские и партнерские отношения, производят обмен опытом и делятся идеями.
В Средней общеобразовательной школе №19 каждое направление деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» активно развито и имеет свои перспективы. Активисты школы создают авторские проекты, разрабатывают программы, проводят мероприятия и акции по направлениям деятельности РДШ.
Педагоги-кураторы Российского движения школьников МБОУ СОШ №19 входят в состав регионального совета РДШ, являются активными участниками программ для педагогов и реализуют собственные проекты, являются инициаторами и организаторами региональных мероприятий РДШ. Кураторы РДШ в МБОУ СОШ №19 являются участниками Всероссийских педагогических семинар-совещаний для педагогов, реализующих деятельность «Российского движения школьников».
В течение 2016-2020 годов МБОУ СОШ №19 приняла участие в гражданско-патриотических, спортивных, экологических акциях: «Волонтеры Победы», «Собери макулатуру - сохрани дерево», «Операция - кормушка», «Прыгай с РДШ», «Приседай с РДШ», «Сила РДШ» (1 место в области, учащаяся 9а класса Самылина Виктория), во Всероссийском конкурсе «Медиашкола РДШ» (9-10 классы- на уровне области участие), Всероссийском Добровольческом Фестивале «Добрые дела украшают наш мир!» (на уровне области лауреаты - 7а класс), Всероссийском конкурсе «РДШ - территория самоуправления» (участие на российском уровне, участвовали Крючкова Юлия 8б, Агаркова Дарина и Полехова Ксения 9б, Колотова Мария и Каткова Алина 10т класс), Всероссийском конкурсе «Лучшая команда РДШ» (2 место в области), во Всероссийском Проекте « Добро не уходит на каникулы» (Победа в Великой Отечественной войне #добропобеды, Искусство #добровискусстве, Всемирный фестиваль молодежи и студентов #культурадобра), в челлендже #мойтеруки, Ежегодной Всероссийской акции «Будь здоров!».
МБОУ СОШ №19 награждена благодарностью за успешную реализацию проектов по направлению «Гражданская активность».
Заключение
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей.
Детские объединения – союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав человека, инициаторы школьных конкурсов, смотров, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Роль и место организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.
Детские объединения, как показывает опыт, служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, обоснованность, современность. Основной смысл взаимодействия школы и общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат- ребенок как личность, творец, созидатель.
Российское движение школьников – это площадка для реализации возможностей. Это организация с современными веяниями и тенденциями. Российское движение школьников предоставляет невероятную возможность развиваться и набираться опыта во всех направлениях. Участвуя в различных проектах, программах, акциях и мероприятиях от РДШ, школьник делает для себя новые открытия и пополняет свою копилку значимого опыта.
Российское движение школьников объединяет, мотивирует и воодушевляет школьников и педагогов по всей стране. У данной организации есть своя уникальная особенность – она Общероссийская, что, непременно, создает ощущение единства страны. Немаловажную поддержку оказывает государство в деятельности РДШ, что хорошо сказывается на эффективности Организации и успешном выполнении ее целей и задач.
Российское движение школьников – это будущее воспитательного процесса. Именно сейчас создается новая, уникальная, важная история. Ведь именно через воспитание человек постигает главное.
Список использованных источников и литературы.
|
Интернет-ресурсы: |
1. |
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://рдш.рф |
2. |
Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://homocyberus.ru |
3. |
Фонд развития Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fid.su |
|
Литература: |
1. |
Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников. – М., 2016. – 34 с.. |
2. |
Арсеньева Т.Н. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» / Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. – М., 2016. – 53 с. |
3. |
Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников. – М., 2016.– 47 с. |
4. |
Прутченков А.С., Фатов И.С. «Ученическое самоуправление: организационноправовые основы, система деятельности». – Москва, 2014. |
Приложение 4.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
Всероссийские соревнования по русскому силомеру «Сила РДШ»
1, 2, 3 места по области
Всероссийский проект "Классные встречи РДШ" - 1 место по России -Агаркова Дарина
Всероссийские фестивали «Веселые старты» и «Будь здоров»
Окружная игра «Что? Где? Когда?»
День самоуправления
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ «Покорми птиц зимой»
Участие в окружных спортивных мероприятиях
Приложение 2.
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ.
Музей «Боевой путь бронепоезда «Илья Муромец»
ЕЖЕГОДНЫЙ МИТИНГ У БРОНЕПОЕЗДА
О ОКРУЖНАЯ АКЦИЯ «Помощь четвероногому другу»
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ.
Всероссийский форум добровольцев (г. Санкт – Петербург с 23 по 28 октября 2016)
Всероссийский Добровольческий Фестиваль «Добрые дела украшают наш мир!»
всероссийская акция «Вместе Ярче»
ОБЛАСТНой СЛЕТЫ РДШ
Приложение 1.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Всероссийский военно-патриотический слёт РДШ (г. Москва с 28 по 01 октября 2017)
УРОКИ МУЖЕСТВА
СМОТР СТРОЯ И ПЕСНИ
ДЕНЬ КАДЕТА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Всероссийская акция, посвященная Дню
неизвестного солдата
Акция «ПОСЫЛКА СОЛДАТУ»
Школьные этапы военно-спортивных игр "Зарница"
Приложение 3.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
В се мероприятия, проходящие в школе, отражаются на школьном сайте и в школьной группе контакта https://vk.com/smiss19
26