Статья на тему «Проектная деятельность-условие для развития творческой личности»
Проектная деятельность-условие для развития творческой личности.
«Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. « Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития .
По своему небольшому опыту, могу сказать что проектная деятельность очень интересна и познавательна для школьников средней школы. Ведь в процессе проектирования дети сталкиваются с проблемной ситуацией, что заставляет думать не как обычно, а более масштабней , находчивей. Находить выходы наиболее выгодные и успешные для решения той или иной проблемной ситуации.
В начале своей преподавательской деятельности, мне не сразу удавалось найти подход и пути реализации предметной области. Т.к.обучаясь в школе нам преподавали учебный предмет «Трудовое обучение».
Образовательная область «Технология» в корне изменилась от учебного предмета «Трудовое обучение» не только содержанием, но и методом обучения, позволяющие вырабатывать у выпускников качества личности, которые предъявляет общество к ним: целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие, необходимы уровень развития познавательных и творческих способностей.
Да и с развитием современного общества, с его высокой динамичностью время предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди ,способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, инициативные ,с нестандартным ,гибким мышлением. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей , самостоятельной личности.
Я думаю, что образовательная область «Технология»,является одним из лучших вариантов развития творческих способностей учащихся методом творческих проектов.
Технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области « Технология» ,метод проектов- это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные знания, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Развитие творческих способностей у школьников зависит от того, какие методы обучения и воспитания применяются.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить»,т.е. в общественном смысле это означает «искать»,изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте- индивидуальном или общественном. Творчество- это исследование. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, технологии, пошиве одежды, приготовлении пищи и т.д.
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - петли»:
определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов);
обозначение требований к объекту проектирования;
выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной;
планирование;
изготовление;
оценка (рефлексия).
Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.),ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.)
Практико–ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.
Программа предусматривает выполнение учащимися 5-9 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности:
I - организационно-подготовительный
II - технологический
III - заключительный
На I этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
Возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.
Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта.
Одной из целей своей педагогической деятельности я ставлю - создать условия для развития творческих способностей учащихся, метод проектов этому способствует. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.
В начале учебного года я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения, и критерии оценивания. Подготовка учащихся 5-х классов к этой работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом. Первый проект мы делаем вместе, по одной теме. Самая первая ступень в выполнении проекта - выбор проблемы. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что - либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникшие проблемы. Перед пятиклассниками ее ставлю я, а могут определить ее они сами. Предлагаю порассуждать, посмотреть на близких, друзей, с какими трудностями они сталкиваются. Чем помочь себе и им? Какие умения и навыки они хотят развить в себе? Отвечая на эти и подобные вопросы, можно понять, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.
Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную.
Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия, обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности.
Расчет себестоимости изделия пятиклассники проводят по упрощенной схеме, учитываем только стоимость приобретенных материалов. При подведении итогов дети проводят самоанализ достоинств и недостатков проекта; отвечают на вопросы: сделано ли то, что планировалось, получился ли проект, доволен ли автор.
При применении метода проектов учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.
Достоинство метода проектов думаю в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения.