Статья «Исследовательская и проектная деятельность – основа развития подрастающей личности»
Исследовательская и проектная деятельность — основа развития подрастающей личности.
Воложина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2»
678100, г. Олекминск, ул. Спасская 57,
Олекминский район, Республика Саха (Якутия).
8(924)-368-28-11, volozhina_87@mail.ru
Аннотация. Современное образование априори не в силах дать школьникам исчерпывающие знания в какой-либо предметной области, но дает возможность самим приобретать недостающую информацию и использовать ее в нужном русле, развивая личность всесторонне, одним из рычагов которой является внедрение проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательную программу школы. В данной статье мы рассмотрим обобщенный пример использования проектной и учебно-исследовательской технологии в кружковой деятельности и на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: российское образование, качество образования, проектная деятельность, учебно-исследовательские технологии, язык «смартфонов».
Современное образование РФ требует от выпускника общеобразовательной школы способности адаптироваться к изменяющимся условиям общества, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие на основе модусов предметного обучения, полученных за годы обучения в образовательном учреждении. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [3].
Но сегодня очевидно, что без изменения образовательного пространства, расширения образовательных форм, ухода от монополии классно-урочной системы новые образовательные результаты достигнуты быть не могут. Одни из главных идей федерального государственного образовательного стандарта, помимо системы требований, лежат в плоскости организации проектной и учебно-исследовательской деятельности [4].
Так, принимая во внимание модус изменений российского образования, предметная область в сфере русского языка и литературы развивалась последние шесть лет на моих уроках путем применения проектной деятельности в рамках дополнительного образования (кружок «Юный исследователь») одной из основных целей которого было развитие критического мышления и речевой культуры учащихся. Ведь человек, умеющий критически мыслить, т.е. не принимающий все на веру, но открытый к новым знаниям, обладает орудием приобретения информации, которая всегда пригодна, незабываема и, как минимум, несколько лет в перспективе находится в тренде и развивается. И все это благодаря работе образовательного учреждения с обучающимися в проектной и исследовательской сфере.
Так, мои ученики, учащиеся МБОУ «СОШ №2» выступали на районных научно-практических конференциях «Корниловские чтения», «Абагинские чтения» и «Шаг в будущее». Темы проектов были разными: «Периодическое печатное СМИ – газета «Школьная правда!», «Социальное волонтерство «Технология добра»: вчера и сегодня», «Особенности языка «смартфонов» обучающихся МБОУ «СОШ№2» в группах WhatsApp», «Значение якутских имен (псевдонимов) писателей Якутии», «Создание социального ролика о вреде компьютерных игр», «Макет детской площадки «Мой двор» и расчет ее стоимости при строительстве в г. Олекминске»», «Надписи в такси и автобусах г. Олекминска как жанр городского фольклора», «Генеалогическое древо семьи Гулевич в таблице с биологическими данными», «Домашняя экспертиза популярных пищевых продуктов в моей семье», «Создание социальных роликов в программе стоп-моушен» и «Дом из Материнского капитала в условиях реального строительного рынка г. Олекминска». Работы по данным темам получили высокую оценку и были удостоены наградами разного уровня – дипломами первой, второй и третьей степени. Некоторые из них были опубликованы в сети Интернет и получили сертификаты о распространении опыта: https://урок.рф/library_kids/sotcialnoe_volonterstvo_tehnologiya_dobra_vchera_053719.html,
Рассмотрим работу ученика 7 класса – «Особенности языка «смартфонов» обучающихся МБОУ «СОШ№2» в группах WhatsApp». В данной работе затрагивается проблема вхождения языка «смартфонов» в повседневную устную жизнь современного человека. Ведь язык социальных сетей и мессенджеров наиболее близок к эпистолярному виду письменной речи, который имеет характерные черты устного общения и, чтобы сэкономить время читающего (и пишущего) человека, современные люди, пользующиеся данными сетями и мессенджерами, стараются упростить язык на всех его уровнях. Поэтому язык «смартфонов» имеет свои особенности в фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом плане. Слова в нем имеют совсем другое звучание и написание.
Популярный мессенджер WhatsApp ярко передает особенности употребления языка «смартфонов» обучающимися МБОУ «СОШ №2» в текстовых сообщениях, которые можно разделить на следующие уровни:
Фонетический |
Лексический |
Морфемный |
Синтаксический |
Узбогойзя Перевед Штаа (что, с интонацией сильного удивления) |
Чел (человек) Лс (личное сообщение) Крч (короче) ЧД (что делаешь?) Инет (интернет) |
Игнорю (игнорирую) Шуткнул (пошутил, шутка) Комментить Дошир Дз |
Нет запятых, обилие многоточий, слитное написание слов, короткие предложения-фразы: Я незнаю…холодно….где хто |
Таким образом, в ходе работы над проектом ученик сделал вывод, что обучающиеся МБОУ «СОШ №2» в группах WhatsApp сформировали собственную манеру общения со своими законами образования слов, упрощениями предложений и знаков препинания в нем. Данный язык часто входит в устную живую и письменную речь школьников (сочинения, ответы на вопросы учебника).
Данная проблема употребления языка в упрощенном виде молодежью рассматривается во многих критических статьях современных исследователей, но на примере популярных социальных сетей. Итог каждого исследования успокаивает – влияние на русский язык современных тенденций лингвистами описывается как временная проблема языка, системно возникающая на каждом новом этапе развития российского общества (приводятся в пример XIX в., 1990-е гг.)
На уроках русского языка и литературы я также применяю технологию проектной и учебно-исследовательской деятельности. Например, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку ценен опыт решения проблемного вопроса по кейс-технологии, создание кроссвордов, коллажей для обобщения знаний, например по теме «Сложное предложение», также важно создание собственных тестовых заданий по типу ЕГЭ или ОГЭ в формате презентации PowerPoint или в программе Smart Notebook. По литературе целесообразно применять на любых этапах обучения технологию создания лэпбуков, буктрейлеров или краткосрочных мини-проектов по теме урока, например, «Почему К. Паустовский назвал «Теплый хлеб» сказкой?» или «Литературные памятники. Кому бы вы поставили памятник и почему?». Для развития творческих способностей и интеллекта необходимо ставить учащихся в условия свободного выбора. Это может быть не только выбор рабочих приемов на уроке, но и выбор типа контроля и типа домашнего задания.
Внедрение общих и частных методов научного познания в процесс учебной деятельности — основной признак исследовательского обучения. По А. О. Карпову научно-исследовательский тип социализации, формируемый в современном обществе, настраивает человека относиться к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых способов мышления. И задача образования как одного из институтов такой социализации — артикулировать духовно-ценностную логику развития творящей личности.
«Систему российского образования и российское общество спасет только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить… Обучение, связанное с исследовательской деятельностью (исследовательское образование), должно готовить молодых людей к быстро меняющемуся и усложняющемуся миру и практической деятельности в той или иной сфере …» [1]. Таким образом, значимость исследовательской деятельности на современном этапе развития российского образования очевидна. Исследовательская и проектная деятельность — основа развития подрастающей личности.
Возможно, в данной статье точные ответы на риски и вызовы темы не найдены, но стратегия принята, цель ясна и курс назначен.
Список использованной литературы:
1. Ильинский И. М. Образование. Молодежь. Человек. — М., 2006. — 560 с.
2. Карпов А. О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний [Электронный ресурс] // Современное образование. — 2016. — № 1. — С. 1—35. — Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_15479.html.
3. Концепция модернизации российского образования
4. Федечкина Е.Н. Исследовательские методы в естественнонаучном, техническом, гуманитарном образовании как альтернатива классно-урочной системе // Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения: материалы XI Всерос. науч. конф., Челябинск, 10 октября 2016 г. /под ред. С. А. Курносовой ; ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», институт повышения квалификации и переподготовки кадров, факультет психологии и педагогики, Центр научного содействия апробации и внедрению инновационных проектов. — Челябинск, 2016. — С. 88.