Статья «Исследовательская и проектная деятельность – основа развития подрастающей личности»

2
0
Материал опубликован 10 May 2019 в группе

Исследовательская и проектная деятельность — основа развития подрастающей личности.

Воложина Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2»

 678100, г. Олекминск, ул. Спасская 57,

Олекминский район, Республика Саха (Якутия).

8(924)-368-28-11, volozhina_87@mail.ru

Аннотация. Современное образование априори не в силах дать школьникам исчерпывающие знания в какой-либо предметной области, но дает возможность самим приобретать недостающую информацию и использовать ее в нужном русле, развивая личность всесторонне, одним из рычагов которой является внедрение проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательную программу школы. В данной статье мы рассмотрим обобщенный пример использования проектной и учебно-исследовательской технологии в кружковой деятельности и на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: российское образование, качество образования, проектная деятельность, учебно-исследовательские технологии, язык «смартфонов».

 

Современное образование РФ требует от выпускника общеобразовательной школы способности адаптироваться к изменяющимся условиям общества, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие на основе модусов  предметного обучения, полученных за годы обучения в образовательном учреждении. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [3].

Но сегодня очевидно, что без изменения образовательного пространства, расширения образовательных форм, ухода от монополии классно-урочной системы новые образовательные результаты достигнуты быть не могут. Одни из главных идей федерального государственного образовательного стандарта, помимо системы требований, лежат в плоскости организации проектной и учебно-исследовательской деятельности [4].

Так, принимая во внимание модус изменений российского образования, предметная область в сфере русского языка и литературы развивалась последние шесть лет на моих уроках путем применения проектной деятельности в рамках дополнительного образования (кружок «Юный исследователь») одной из основных целей которого было развитие критического мышления и речевой культуры учащихся. Ведь человек, умеющий критически мыслить, т.е. не принимающий все на веру, но открытый к новым знаниям, обладает орудием приобретения информации, которая всегда пригодна, незабываема и, как минимум, несколько лет в перспективе находится в тренде и развивается. И все это благодаря работе образовательного учреждения с обучающимися в проектной и исследовательской сфере.

Так, мои ученики, учащиеся МБОУ «СОШ №2» выступали на районных научно-практических конференциях «Корниловские чтения», «Абагинские чтения» и «Шаг в будущее». Темы проектов были разными: «Периодическое печатное СМИ – газета «Школьная правда!», «Социальное волонтерство «Технология добра»: вчера и сегодня», «Особенности языка «смартфонов» обучающихся МБОУ «СОШ№2» в группах WhatsApp», «Значение якутских имен (псевдонимов) писателей Якутии», «Создание социального ролика о вреде компьютерных игр», «Макет детской площадки «Мой двор» и расчет ее стоимости при строительстве в г. Олекминске»», «Надписи в такси и автобусах г. Олекминска как жанр городского фольклора», «Генеалогическое древо семьи Гулевич в таблице с биологическими данными», «Домашняя экспертиза популярных пищевых продуктов в моей семье», «Создание социальных роликов в программе стоп-моушен» и «Дом из Материнского капитала в условиях  реального строительного рынка г. Олекминска». Работы по данным темам получили высокую оценку и были удостоены наградами разного уровня – дипломами первой, второй и третьей степени. Некоторые из них были опубликованы в сети Интернет и получили сертификаты о распространении опыта: https://урок.рф/library_kids/sotcialnoe_volonterstvo_tehnologiya_dobra_vchera_053719.html,     

Рассмотрим работу ученика 7 класса – «Особенности языка «смартфонов» обучающихся МБОУ «СОШ№2» в группах WhatsApp». В данной работе затрагивается проблема вхождения языка «смартфонов» в повседневную устную жизнь современного человека. Ведь язык социальных сетей и мессенджеров наиболее близок к эпистолярному виду письменной речи, который имеет характерные черты устного общения и, чтобы сэкономить время читающего (и пишущего) человека, современные люди, пользующиеся данными сетями и мессенджерами, стараются упростить язык на всех его уровнях. Поэтому язык «смартфонов» имеет свои особенности в фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом плане. Слова в нем имеют совсем другое звучание и написание.

Популярный мессенджер WhatsApp ярко передает особенности употребления языка «смартфонов» обучающимися МБОУ «СОШ №2» в текстовых сообщениях, которые можно разделить на следующие уровни:

Фонетический

Лексический

Морфемный

Синтаксический

Узбогойзя

Перевед

Штаа (что, с интонацией сильного удивления)

Чел (человек)

Лс (личное сообщение)

Крч (короче)

ЧД (что делаешь?)

Инет (интернет)

Игнорю (игнорирую)

Шуткнул (пошутил, шутка)

Комментить

Дошир

Дз

Нет запятых, обилие многоточий, слитное написание слов, короткие предложения-фразы: Я незнаю…холодно….где хто

Таким образом, в ходе работы над проектом ученик сделал вывод, что обучающиеся МБОУ «СОШ №2» в группах WhatsApp сформировали собственную манеру общения со своими законами образования слов, упрощениями предложений и знаков препинания в нем. Данный язык часто входит в устную живую и письменную речь школьников (сочинения, ответы на вопросы учебника).

Данная проблема употребления языка в упрощенном виде молодежью рассматривается во многих критических статьях современных исследователей, но на примере популярных социальных сетей. Итог каждого исследования успокаивает – влияние на русский язык современных тенденций лингвистами описывается как временная проблема языка, системно возникающая на каждом новом этапе развития российского общества (приводятся в пример XIX в., 1990-е гг.)

На уроках русского языка и литературы я также применяю технологию проектной и учебно-исследовательской деятельности. Например, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку ценен опыт решения проблемного вопроса по кейс-технологии, создание кроссвордов, коллажей для обобщения знаний, например по теме «Сложное предложение», также важно создание собственных тестовых заданий по типу ЕГЭ или ОГЭ в формате презентации PowerPoint или в программе Smart Notebook. По литературе целесообразно применять на любых этапах обучения технологию создания лэпбуков, буктрейлеров или краткосрочных мини-проектов по теме урока, например, «Почему К. Паустовский назвал «Теплый хлеб» сказкой?»  или  «Литературные памятники. Кому бы вы поставили памятник и почему?». Для развития творческих способностей и интеллекта необходимо ставить учащихся в условия свободного выбора. Это может быть не только выбор рабочих приемов на уроке, но и выбор типа контроля и типа домашнего задания.

Внедрение общих и частных методов научного познания в процесс учебной деятельности  — основной признак исследовательского обучения. По А. О. Карпову научно-исследовательский тип социализации, формируемый в современном обществе, настраивает человека относиться к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых способов мышления. И задача образования как одного из институтов такой социализации — артикулировать духовно-ценностную логику развития творящей личности.

«Систему российского образования и российское общество спасет только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить… Обучение, связанное с исследовательской деятельностью (исследовательское образование), должно готовить молодых людей к быстро меняющемуся и усложняющемуся миру и практической деятельности в той или иной сфере …» [1]. Таким образом, значимость исследовательской деятельности на современном этапе развития российского образования очевидна. Исследовательская и проектная деятельность — основа развития подрастающей личности.

Возможно, в данной статье точные ответы на риски и вызовы темы не найдены, но стратегия принята, цель ясна и курс назначен.

Список использованной литературы:

1. Ильинский И. М. Образование. Молодежь. Человек. — М., 2006. — 560 с.

2. Карпов А. О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний [Электронный ресурс] // Современное образование. — 2016. — № 1. — С. 1—35. — Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_15479.html.

3. Концепция модернизации российского образования

4. Федечкина Е.Н. Исследовательские методы в естественнонаучном, техническом, гуманитарном образовании как альтернатива классно-урочной системе  // Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения: материалы XI Всерос. науч. конф., Челябинск, 10 октября 2016 г. /под ред. С. А. Курносовой ; ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», институт повышения квалификации и переподготовки кадров, факультет психологии и педагогики, Центр научного содействия апробации и внедрению инновационных проектов. — Челябинск, 2016. — С. 88.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации