Статья «Проектная деятельность — ресурс творческого развития обучающихся»
Нина Александровна Кених
преподаватель профессиональных дисциплин
ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РЕСУРС ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» сегодня – это образовательное учреждение многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс включает подготовку специалистов среднего звена, подготовку квалифицированных рабочих, дополнительную подготовку, повышение квалификации специалистов.
Введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов профессиональных и общих компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Профессиональные компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей.[3, c. 129-131]
Выбор приемов и методов формирования и развития профессиональных компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной деятельности обучающихся.
Одним из успешных методов формирования и развития профессиональных компетенций является метод проектов, который способствует развитию самостоятельности и ответственности личности, ориентирован на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.[1, c. 177-180]
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материально, то есть как-либо оформлены». Кроме этого к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных).
Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных профессиональных модулей, предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по профессии 15.01.30 «Слесарь».
Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений среднего профессионального образования.
Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата.[2 c. 25-27]
В процессе деятельности по созданию проекта, находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим предметам. В роли конечного продукта проектной деятельности представлены проекты, которые могут быть реализованы в жизнь, учитывая потребности в их использовании.
Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач);
пользоваться приобретенными знаниями для решения нужных им задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем);
развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы);
учатся совместному труду (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.)
С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:
выполняют слесарную обработку деталей – (ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента);
конечный результат – (ПК 1.2 Выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента; ПК 1.3 Выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента).
Современные образовательные технологии - это проектная деятельность обучающихся, формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
В рамках изучения МДК обучающимся предлагаются для выполнения на выбор учебные проекты профессиональной направленности по профессии Слесарь. Конечным результатом которых будут выполненные макеты оформления ремонта изделия. В ходе реализации этих проектов участниками было отмечено, что студентам в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др. Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции.
Проектная деятельность способствует развитию профессионально значимых качеств, творческой активности. Студенты учатся размышлять, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осмысленно разбираться в вопросах, касающихся будущей профессии, подходить к решению вопросов творчески, осуществлять поиски использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Список литературы
-
- Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
Дмух Н. Н. Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 129-131.
- Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.